Всегда ли прихожанин, годами посещающий храм, знающий по именам приходских священнослужителей и усвоивший некоторые правила церковного этикета, может с чистой совестью назвать себя православным христианином? Всегда ли тот, кто уверен в своей воцерковленности, знает веру своей Церкви? И не надо ли бывает очистить его верования от слухов, сплетен, домыслов, а порой ‒ откровенного язычества? О знаниях, которые важны для спасения, ‒ разговор с главным катехизатором Симбирской епархии, клириком Никольского храма города Ульяновска иереем Андреем Кирюшкиным.
В 90-е годы стояла задача дать людям элементарные знания о вере, о Церкви. Какие задачи стоят перед катехизаторами сейчас?
– За четверть века многое поменялось в обществе, но немногое ‒ в самих людях. По-прежнему одной из основных задач катехизаторов (тех, кто наставляет в вероучении), является объяснение основных непреложных и, к сожалению, все так же малоизвестных для подавляющей части народа основ Православия. Многие люди называют себя верующими, и даже православными, но вера в Бога, которую несут в себе приходящие в храм, зачастую имеет посторонние примеси язычества, слухов и домыслов.
Такой человек знает, что Церковь – это некое благо. Но для него лично это благо абстрактно и отдаленно. Задача катехизаторов – помочь эту абстракцию развеять и познакомить с тем, о чем действительно учит нас Христос и что предполагает христианская жизнь.
Можно ли научить вере?
‒ Привить человеку чувство веры в Бытие Бога невозможно с помощью каких бы то ни было рациональных схем. Процесс катехизации призван направить человека по определенному для воцерковляющихся пути, помочь сориентироваться на верные цели пребывания в Церкви.
Нуждается ли в катехизации человек, давно перешедший церковный порог?
– Отсутствие в прихожанах фундаментальных знаний о Православии делает подчас бесплодным многолетнее пребывание некоторых в Церкви, омертвляет и истощает в таковых веру. Поэтому дефицит оглашения (катехизации) тех, кто давно уже ходит в храм, хорошо бы восполнять в воскресных школах для взрослых.
Ведь тот, кто прекрасно знает богослужение, правила церковного этикета, всех прихожан и батюшек в городе, не мог бы называться православным христианином только по этому набору знаний… Необходимы знания, которые ведут нас ко спасению.
Какие ошибки могут быть при воцерковлении людей?
‒ Каждому человеку от Бога дана свободная воля. Принуждение в вопросах веры недопустимо. Достаточно распространенная ошибка ‒ хвататься за все и сразу, вталкивать в людей то, что они пока вместить не могут. Главный принцип воцерковления ‒ лествица. Все должно быть постепенно.
Любой ли христианин призван быть катехизатором? Или для этого обязательно получать образование? Какими качествами должен обладать катехизатор?
‒ Почти каждый воцерковленный христианин сталкивается с тем, что ему подчас приходится вести настоящую миссионерскую деятельность среди своих родных, соседей, коллег. Зачастую самым действенным образом действуют ни громкие слова и пространные речи, а личный пример благочестия. Поэтому важным качеством катехизатора, кроме образованности, должно быть наличие духовного опыта. И, конечно, горение к этому делу. Ведь именно этим мы выражаем свою любовь к Богу.
В некоторых местах применяется практика так называемой «длительной катехизации», когда она проходит не просто в форме двух-трех бесед перед крещением, а в течение года людям разъясняются основы вероучения, богослужениях, истории Церкви, преподаются азы воцерковления. Как вы думаете, полезно ли такое начинание?
‒ На мой взгляд, необходимый минимум знаний для принятия крещения – Символ веры с раскрытием содержания и смысла каждого члена. Если человек согласен с тем, что изложено в Символе веры, имеет намерение исправить свою жизнь, освободить ее от греха через покаяние, не стоило бы выстраивать стены из тех знаний, которые он пока не в силах воспринять.
Получение большого объема информации в течение года не заменит очищающей благодати, данной Богом при крещении, и силы, даруемой миропомазанием для укрепления в духовной жизни. Поэтому ответы на некоторые вопросы человек может получить только при помощи Божией, которая и ниспосылается в этих Таинствах.
Ксения МАНЯКОВА
В основе материала ‒
публикация сайта Симбирской митрополии