Home / Слово пастырю / Включаем мозг!

Включаем мозг!

«Ой, она за меня подала записку об упокоении и свечку на канон поставила. Что ж теперь делать?» – именно с такими проблемами и переживаниями зачастую приходят к священнику прихожане. Наверное, трудно жить в мире, где каждый норовит тебя сглазить, заколдовать или проклясть… О феномене околоцерковных суеверий размышляет иерей Евгений Побирченко, руководитель отдела церковного образования и катехизации Челябинской епархии.

Тема суеверий в моей личной жизни, пусть это прозвучит странно, актуализировалась с момента рукоположения. Я рос в семье невоцерковленной, но уважительно относящейся к традициям культурным и духовным. Особым почетом у нас пользовались образование и нравственность. В такой системе ценностей приметам, суеверным страхам и языческим верованиям просто не было места. Я не плевал через плечо и не боялся черных кошек и колдунов.

После обращения к Православию, после изучения Священного Писания в моем сознании утвердилось отношение к Богу как Всеблагой, Совершенной, Любящей Личности, ждущей от человека свободного подвига веры и любви. Опять не до суеверий.

И только став священником, я обнаружил существование целого мира темных ритуалов и воззрений, страхов и предрассудков, которые, как оказалось, волнуют многих прихожан куда больше, чем евангельские истины и святоотеческие наставления.

«Батюшка, за меня поставили свечку за упокой, – плачет женщина-врач лет сорока. – Я сразу стала болеть. Что мне делать теперь, как жить?» Хочется просто сказать одно слово в ответ: «Бред!» Но ведь плачет, страдает… «Не бойся, – говорю, – это не действует. Бог милостив, Он тебя не оставит». Вроде бы немного успокоилась. Ну и ладно.

А на другой день молодая девчонка примерно с теми же словами. Тут уж можно ответить и построже: «Ты в институте учишься? А на занятия, случайно, не на метле летаешь?» Улыбнулась. «Думаете, это все глупости? Я и сама не суеверная, но родители что-то испугались, в церковь послали».

Свеча – не пульт от телевизора

Давайте вместе разберемся с этой ситуацией со свечой «за упокой». Может быть, тогда станут понятнее и другие околоцерковные суеверия.

Необходимо выделить все ключевые моменты этого «действа» и рассмотреть их по порядку. Во-первых, некий злонамеренный человек (назовем его условно Каин) идет в храм Божий с целью навредить пострашнее своему знакомому (условно Авелю). Каин – это не просто злодей или дурак, он наглядное, утрированное воплощение значительной части верующих. «Только не нас!» – скажете вы. Хорошо, посмотрим, во что верит Каин. Он идет в храм ставить свечу, а не в подворотню с бейсбольной битой, следовательно, считает, что в Церкви есть сила, способная влиять на судьбу. Нужно лишь вступить с ней в контакт, а лучший способ контакта с Высшей силой – это установка свечи в нужном месте в нужное время.

По его мнению, свеча для Бога – как пульт для телевизора: куда нажмешь, то и увидишь. Поставишь у иконы Матроны – детей родишь, у Спиридона – разбогатеешь, у канона – так умрешь или хотя бы заболеешь. Господь увидит, что свеча «заупокойная» стоит за живого Авеля, и срочно вычеркнет того из числа живых. С позицией Каина все понятно, но мы, конечно, не такие и не пытаемся с помощью свечей манипулировать Богом.

Во-вторых, Авель не на шутку испуган, Следовательно, он имеет точно такое же отношение к свече (и в челом ко всем церковным священнодействиям), и понимание Бога у него, как у Каина. «Господь меня убьет из-за этого Каина, а мне так хочется жить. Ой, уже и сердце что-то закололо…» – плачет бедный Авель. Одна у него теперь надежда: есть такие «маги-священники», которые могут снять проклятие, наверняка смогут, особенно если хорошо заплатить… Авель, конечно, не прав, но чего боимся мы? И проклятий, и антихриста, и китайцев с американцами, а помочь нам могут если уж не «маги-священники», то уж точно «маги-старцы».

Победить Каина внутри себя

В третьих, условный Авель бежит в храм и разговаривает с батюшкой. Здесь возможны разные варианты, так как в природе встречаются разные авели и очень разные батюшки. В одном случае батюшка отмахивается или отшучивается, а Авель успокаивается или бежит к другому батюшке. В другом случае батюшка подыгрывает или сопереживает, начинает «вымаливать» грешника (а заодно освящать машину и квартиру). Авель очень рад, но существует некоторая вероятность со временем ему самому превратиться в Каина.

А в третьем случае батюшка серьезно и обстоятельно объясняет, что Бог есть Любовь, что молитва (и свеча как ее образ) – это живая связь человека с Создателем с целью стяжания Святого Духа, обожения человеческого естества, а всевозможные суеверия и страхи, злоба и обиды лишь туманят наш взор и удаляют нас от спасения. В этом случае в идеальном варианте Авель меняет свое мировоззрение с магического на православное, воцерковляется, примиряется с Каином и приводит его к истинной вере, все наши герои: и Каин, а Авель, и батюшка – живут долго и счастливо в мире и любви с Богом и ближними.

Конечно, любую ситуацию, даже суеверие и предрассудки, моно обернуть ко благу, если с Божией помощью постараться увидеть за проблемой живого человека, если не судить, а объяснить.

Мы почти весть прошлый век усердно теряли традиции и заменяли их обычаями, уничтожали веру и сочиняли верования, рушили храмы и возводили капища. Стоит ли удивляться тому, что выросли целые поколения каинов?

Однако никогда не поздно одуматься. У каждого из нас в частности и у всего народа в целом есть возможность победить каина внутри себя, очистить свою веру от вредных примесей суеверия и возродить Божией милостью православный дух Святой Руси.

Публикация газеты «Челябинские епархиальные ведомости»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *