Время Великого поста приходит каждый год независимо от ритма повседневной жизни, состояния повседневных дел и нашей готовности к постному подвигу. Оно наступает своим чередом, предлагая верующим свой особый ритм, противоположный суете большого города. Так есть ли место Великому посту и вообще христианству в жизни современного человека, занятого множеством дел и проблем, живущего в потоке городской жизни?
Именно этот вопрос, интересующий многих жителей Москвы, затронул основатель и ректор Института христианской психологии, создатель факультета психологии Российского православного университета протоиерей Андрей Лоргус на очередной беседе в рамках цикла встреч, который проходит в эти дни в московском культурном центре «Покровские ворота». Беседа вовсе не походила на лекцию — с самого начала батюшка пригласил присутствовавших к живому обсуждению в формате вопрос-ответ.
Для понимания того, что такое Великий пост, очень важно значение слова «традиция», ее отличие от уставов и канонов, напомнил он. Мы живем традицией, без нее церковной жизни нет, как не бывает без традиции семьи, города или селения. Великий пост всегда связан с праздником Светлого Христова Воскресения. Он при Пасхе, а не сам по себе. Православие — это религия Пасхи.
Отец Андрей обратил внимание собеседников на одну из кажущихся парадоксальными тенденций современной жизни: говеющих в Великий пост больше, чем тех, кто празднует Пасху. Именно в Великий пост русские храмы посещает наибольшее число прихожан, в эти дни больше всего книг продается в церковных лавках. Есть некая особая категория людей, которые в храм вообще не ходят, не участвуют в церковных Таинствах, но зато соблюдают пост в той его части, которая касается ограничений в пище. При таком подходе получается, что цель Великого поста – он сам, а не подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения.
Но ведь пост не столь значим, как праздник Пасхи, Рождества Христова, да и любой двунадесятый праздник, ведь каждый из них есть отражение одного из Евангельских событий, которые есть важнейшие события мировой истории. Пост же таковым не является, его ключевым событием является Пасха.
Пост есть инструмент аскетики и нацелен он на нашу психофизическую сторону, смысл же его должен быть духовным, подчеркнул ведущий встреч. Поэтому тому, кто начинает постное поприще, важно помнить, что каждый день этого времени высвечен светом Христова Воскресения, — другого смысла Великого поста не существует.
«Какое значение имеет пост для внутренней жизни человека?», — задал вопрос протоиерей Андрей Лоргус. Он уточнил: «Когда человек только начинает свое движение к Церкви, то пост, как правило, — первое, с чем он сталкивается. Пост может быть точкой отчета в религиозной жизни, но сам по себе к вере не приводит».
Для православных людей начало Святой Четыредесятницы — это очередная седмица церковного года, которая имеет свои особенности. Традиция Великого поста заключается именно в строгости.
Священнослужитель призвал с особым вниманием прислушиваться к словам, которые слышатся в храме за великопостными богослужениями, — каждый день поста имеет свою поэтику, ни с чем не сравнимую и по композиции, и по стихотворным приемам, и по мелодике. Иными словами, Великий пост – это особый мир слов, текстов, толкований, смыслов, пониманий, который складывался на протяжении веков. Поэтика поста — не просто воспевание восходов и закатов, красоты природы или евангельских событий, но богословское осмысление реалий жизни, внутреннего мира и поступков человека.
Чтение молитвословий великопостного богослужения помогает познавать догматическое богословие Церкви, отметил священник. Сколько же теряют люди, не понимая и не воспринимая тексты, которые произносятся в храме! Прискорбно, если чтецы и певчие становятся едва ли не единственными «реципиентами» духовной мудрости, благоуханного сада церковной догматической поэтики, потому что остальные или не в силах понять церковнославянский текст, или же сознательно отвергают это духовное богатство Великого поста, ограничивая для себя постную проблематику двумя вопросами: «чего есть» и «чего не есть»…
Доступна ли эта другая сторона поста для работающего человека? К сожалению, в большинстве случаев недоступна, как не доступна она и для тех, кто несет церковные послушания, не связанные с чтением или пением на клиросе. Как отметил отец Андрей, в разрешении этой проблемы могли бы помочь лектории и приходские кружки, в рамках которых разбирались бы богослужебные тексты. «Если хотите рецепт, как провести Великий пост, – читайте богослужебную литературу, — сказал священнослужитель. — Это действительно вход в мир Великого поста, ведь перед нами — не просто текст, а молитва. Та самая молитва, без которой пост невозможен. Молитва, когда ваш разум вместе с сердцем молится».
Священник поставил перед слушателями еще один кажущийся риторическим вопрос: возможно ли должным образом провести Великий пост работающему пять дней неделю человеку, который должен еще успеть что-то в выходные сделать по дому? а работнику МЧС? многодетной матери? Вроде бы, ответ очевиден: нет. Как же войти в этот сложный, динамичный, и вообще не очень понятный многим мир Великого поста? Батюшка подчеркнул, что сделать для этого нужно совершенно революционную вещь – следует выйти за двери своего обыденного мира, закрыть замок, ключ положить в карман и отправиться в иной мир – мир Церкви. «Это два разных мира, они по-разному устроены и создавались не друг для друга. Они не совмещаются, — рассказал священнослужитель. — Они пересекаются в наших сердцах, нашей семейной жизни. Но наша обыденная жизнь, наполненная работой, семейными заботами, церковный мир в себя не принимает — он другой».
Так что же делать так называемому деловому человеку, чьи повседневные хлопоты не позволяют ему «закрыть за собой дверь» обыденности, повседневной действительности даже в дни Святой Четыредесятницы? Единственный путь – «погостевать» в Церкви Великим постом: уехать в монастырь, походить на богослужения в какой-то загородный приход, взять отгул для посещения храма и таким образом вырезать из своей жизни время обыденности и перейти в иной мир.
И нет лучшей возможности дать душе своей почувствовать иной путь жизни, чем попробовать на практике тот самый церковный способ бытия, который и подразумевается под названием «Великий пост», напомнил участникам беседы иерей Андрей Лоргус.
Маргарита Сазоненко