Святителю Николаю Сербскому принадлежит мудрая и в то же время понятная мысль о том, что люди, не способные владеть своим сердцем, еще менее способны владеть языком. Человеку сложно удержаться от повседневной мелкой злобы и зависти: то коллега по работе получит повышение, то сын подруги окажется успешнее твоего… И, вроде бы, ничего в обход тебя – просто кому-то, а не тебе в очередной раз повезло, только из недр души поднимается зверек обиды, и не конкретно на кого-то, а на саму Высшую силу, распределяющую блага столь несправедливо. Как перестать раздражаться и завидовать? За духовным разъяснением мы обратились к настоятелю Никольского храма Воскресенского благочиния Нижегородской епархии иерею Андрею Сидорову.
Отец Андрей, как быть человеку, если он не умеет радоваться за других? Вот, например, недавно наш общий знакомый защитил проект, после чего ему сразу же предложили трудоустройство в компанию с хорошим окладом. Ничем выдающимся парень не отличается, и мы с подругой поневоле разговорились: как же так… Ведь не получается пройти мимо таких очевидных выводов: одни усердно работают, стараются, а всё хорошее достается другим.
– Умение радоваться – это христианская обязанность. Апостол Павел призывал людей к тому, чтобы они всегда радовались и непрестанно молились. Если из-за успехов других мы эту радость теряем, то это повод насторожиться. В особенности необходимо стараться отгонять от себя лукавые мысли и рассуждения на тему справедливости и одаренности.
Завистливая мысль – это заноза, которая проникает в сердце и там гноится. Потом нужно ее на таинстве исповеди вынимать.
У христиан должно быть совсем другое отношение к справедливости. Христос пришел на землю, пролил Свою кровь, искупил нас всех от греха и проклятия и смерти. Если бы Господь поступал по людской справедливости, то весь род человеческий после грехопадения следовало бы поместить во ад и там подвергнуть страданию и пыткам. Но мы с вами живем не по понятию человеческой справедливости, а по закону милосердия. Господь по беспредельной милости дал людям всё, что необходимо для спасения.
Что же такое справедливость в христианском понимании? В данном случае речь идет о том, что мы не знаем, какая конкретно жизнь у того человека, который добился успеха. А может, у него пожилые родители или родственники, которым нужна материальная помощь, и он молился, и Бог послал ему повышение? Да, некоторые могут не иметь выдающихся способностей, но Господь так распорядился: последние будут первыми, и первые будут последними (см. Мф. 19:30). Не всегда бывает по справедливости человеческой, бывает по Божиему милосердию и Его воле.
Мы же должны стараться на любом месте выполнять свои обязанности, руководствуясь христианским законом, как делали бы это перед Господом. Тогда Он нас не оставит.
Предположим, что из-за неудач или стресса на работе человек становится неуправляемым, а потом из-за его взрывного характера страдают домашние. Как можно себя контролировать и меньше срываться на тех, кто дорог?
– Гнев – это одна из страстей, которая питается нашей скоропалительностью. У апостола Иакова мы читаем призыв быть медленными на гнев, медленными на слова (ср. Иак. 1:19). В такую минуту хорошо сделать паузу, может быть, даже промолчать. Часто можно услышать совет: молитесь в такой момент, посчитайте от одного до десяти, но на практике все происходит так быстро, что не успеваешь что-либо сообразить. Мне нравится совет известного священника протоиерея Олега Стеняева: «Если чувствуете, что внутри все закипает, а молчать нельзя, проговорите проблему собеседнику очень медленно. Искусственно замедляя свои слова, мы заставляем держать себя в руках. Это должно помочь побороть внешнее проявление гнева».
Важно лечить саму проблему, а не ее следствие. Часто раздражение возникает на фоне хронической усталости или неправильного образа жизни. Перенапряжение на работе, постоянный стресс нужно либо исключать, либо компенсировать – прогулкой, общим семейным отдыхом.
Почему сложно справиться с агрессией? Неужели человек – настолько злое существо, что в любой момент может сорваться на близких? Есть ли какие-то внутренние рычаги, чтобы перестать вечно злиться и побольше радоваться?
– Близкие люди всегда простят и поймут. К тому же, на ком проще сорваться? На том, кто слабее, немощнее, не может за себя постоять. В данном вопросе это дети, жена. Срыв на слабых всегда показывает слабость самого человека. Унизил тебя начальник на работе, но не можешь уйти, потому что имеешь хорошую зарплату или должность? Это твой выбор, и за него нужно отвечать! Сходить в тренажерный зал и выбить эмоции «в грушу», проплыть десяток раз длину бассейна или устроить пробежку – отличный вариант! Нужно устранять причину страсти. Часто это неправильный образ жизни, усталость.
Бывает, что человек не сразу замечает, что обидел кого-то из окружающих. А потом начинает анализировать свое поведение, прокручивает в памяти состоявшийся диалог и чувствует неловкость за произнесенные слова. Как поступить? И что сделать, чтобы не обижать никого – совсем замолчать ведь не получится?
– Прежде всего нелишним будет извиниться, хотя бы и за давнюю оплошность. А на будущее – запоминаем, опять же, слова апостола Иакова: «будь медлен на слова». Всегда нужно понимать, где, с кем и когда говорить. Некоторые проблемы мы можем озвучить при определенной обстановке. Но всему свое время и место. Никто же не станет в общественном транспорте предлагать руку и сердце. Если новость скорбная, мы просим человека «присесть». Мы внимательно смотрим на собеседника: одно дело беседовать с мудрым человеком, который не станет транслировать нашу ошибку другим, совсем другое – в компании людей или очень словоохотливому человеку. В данном случае «испорченный телефон» работает очень быстро. В коллективе ваши слова вернутся к вам от третьих лиц с добавлением различных легенд. Порой нужно удостовериться, услышали ли нас вообще, ту ли мысль поняли из набора фраз.
Мы нередко обвиняем других в своих неудачах, хотя зачастую сами не понимаем, чего хотим от жизни. Хорошо помню одну историю: человек из разряда «ведо́мых» всегда жил чужими советами. Поступил на специальность, которая была ему совсем неинтересна. Получил образование, дядя пристроил к себе в компанию. Постепенно он стал ощущать внутреннюю пустоту: ничто не радовало. Затем и вовсе стал винить за это родителей, злиться на них. Всё потому, что когда-то они запретили ему поступать в театральный. Винить других в своих неудачах – это ведь обратная сторона зависти и раздражения?
– К сожалению, внутренняя пустота и безразличие у этого человека – совсем не от специфики трудовой деятельности. Возможно, из-за обвинения родителей и злобы на них. Мы знаем из Закона Моисеева единственную заповедь с обетованием: «Почитай отца и мать, чтобы благо тебе было». Если прочитаем ее в обратном порядке, фраза приобретет такой смысл: «Если хочешь проблем в жизни, будь озлоблен на родителей».
Это следствие нашего отношения к источнику нашей жизни – родителям. В момент выбора учебного заведения разве герой истории не был совершеннолетним? Он вполне мог сделать это сам, а значит, то, как он поступил, и есть его решение. К тому же можно ведь и изменить свой жизненный путь, начав, может быть, с какого-либо местного театрального или другого творческого коллектива.
Совершенно к любой работе можно относиться как к служению Богу и людям. Я в свое время подрабатывал дворником и, бывало, слышал благодарственные слова от простых людей: «Никто ведь так чисто не убирает, спасибо большое!» Эта простая работа была людям нужна. Другой пример – святитель Лука Крымский. Он, когда определялся с выбором профессии, склонялся к живописи, так как имел большой талант и желание. Но осознавая, что будет более ценным для общества, избрал путь врача, хоть и шел на него, как на крест; ему было тяжело. Там будущий святитель тоже проявил свой художественный талант – он сам создал множество иллюстраций к своим знаменитым «Очеркам гнойной хирургии», которыми и по сей день пользуются.
Противоположный пример. Недавно стала свидетельницей разговора двух женщин. Одна жаловалась другой: «Вот этот её всегдашний позитив даже несколько раздражает. Чему радоваться-то? То одно ведь, то другое…» Действительно, как людям сохранять внутреннее спокойствие при виде не свойственного самому себе эмоционального и жизненного склада?
– Радость бывает не только чисто внешняя – от хороших обстоятельств, но и внутренняя, глубокая, духовная, некий стержень. Один верующий знакомый дал мне однажды это почувствовать. Когда при встрече я спросил, как у него дела, он ответил: «Слава Богу, плохо!» При этом он не был особенно грустным или печальным – обычное спокойное выражение лица. Их многодетная семья с приемными детьми никогда не жила богато, я бы сказал, ниже среднего уровня: то дом сгорит, то с работы уволят. Но я помню его глаза с живущими в них молитвой и надеждой: не может же всегда всё быть хорошо, и скорби потерпеть надо!
Мы периодически должны задавать себе вопрос: а мы христиане? Если да, то что в нашей жизни главное? На нижегородской земле словосочетание «Спаси Господи!» часто перефразируют в «Бог спасет!» А за что спасёт – за комфортную благополучную жизнь? Скорби тоже нужно уметь терпеть. Плоть распять со страстями и похотями. Если любую неприятность перенести по-христиански, она окажется спасительной, а если не хотим, начинаем роптать, недовольствовать – увы, в душе будут только разрастаться зависть и злоба, а с ними и опустошение.
Правда ли, что думать о себе хорошо – это плохо? Психологи часто говорят о пользе хорошей самооценки. Может ли недовольство собой духовно совершенствовать человека?
– Сидеть и думать, размышлять, мечтать о том, что всё так хорошо складывается и так много у меня успехов, и такой я хороший, – наверное, это будет самолюбованием, и оно недопустимо.
Также и если будет здравый анализ ситуации, например, при подготовке к исповеди, недовольство может быть очень даже продуктивно.
В православной традиции можно встретить мысль: «Если делаешь что хорошо – это от Бога, а если в чем согрешаешь, то от себя». Любое своеволие, самонадеянность приводят к неверным поступкам. Поэтому и существует понятие послушания: детей – родителям, паствы – духовным отцам, подчиненных – руководителям. Наши действия должны сверяться с Божией волей через Евангелие, святых отцов и духовных наставников. И способность мыслить, оценивать себя со стороны – это Божий дар.
Не нужно искусственно погружаться в недовольство собой, постоянно без причины себя унижать и терзать – в этом грех смиреннословия и уничижения себя как творения Божия. Но здравая оценка своих действий должна быть. Если она положительная, то слава Богу! А если где согрешили – прости, Господи! Вот и две краткие молитвы на любое время.
В покаянии важно постоянство. Пусть не смущает, что грех повторяется. Истинное покаяние как исправление – это Божий дар, его нужно еще испросить. Каждая исповедь в таком случае становится нанесением удара топором по стволу метрового дуба – закоренелой страсти. После долгой борьбы Господь сокрушит этот ствол.
Беседовала Анна БОРОВИКОВА
Фото Глеба Пушменкова, Николая Рахматулина
Публикация журнала «Моя надежда»
(Нижегородская митрополия)