Home / Слово пастырю / Такое редкое смирение

Такое редкое смирение

В многократно произносимой во время Великого поста молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа даровать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. О том, почему в нашей жизни смирение встречается реже других добродетелей, как оно взращивается, чем отличается от терпения и покорности, а также можно ли стать смиренным, не пережив личный трагедий, зашла речь в беседе с протоиереем Олегом Пелевиным, секретарем Рижской епархии и настоятелем храма во имя святого Архангела Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.

Не насилие, но любовь

Можно ли сказать, что смирение – это результат вынужденного признания человека над собой Божественной силы?

– Нет, так говорить не нужно, потому что смирение в своей основе имеет любовь человека к Богу. Смирение не должно быть вынужденным, оно всегда несёт в себе элементы добровольности, сознательности, искреннего желания самого человека. Это не связано с тем, что внешние обстоятельства ставят человека в такие условия, что ему необходимо признать над собой Божественную Силу, Божественный Промысл. Истинное смирение есть любовь к Богу. Поэтому Господь и говорит, что самая главная заповедь такова: «Возлюби Господа Бога Твоего»; из неё и происходит и смирение.

Когда жизнь бьёт человека, то волей-неволей приходится смиряться. Какова ценность такого смирения? И смирение ли это? Смирение и покорность – это одно и то же?

– Когда жизнь бьёт человека, он научается не смирению, а другой добродетели – терпению. Терпение и смирение – это всё-таки разные вещи. Когда человек заболевает тяжёлой болезнью, которая будет с ним до конца дней, то возможны два варианта: либо он будет роптать и беспокоить близких, требуя, чтобы ему послужили, либо будет с терпением воспринимать свою болезнь.

Терпеть лучше, чем роптать, но говорить, что оно сразу приводит к смирению, нельзя. Со временем терпение может стать и смирением, когда человек будет не только терпеливо переносить свои трудности (болезни), но и даже радоваться им. Радоваться, что Господь посетил болезнью, которая избавляет, может быть, от вредных привычек, очищает, помогает искренне молиться, раскаиваться в грехах.

А покорность в своей основе имеет страх, когда человек боится, что его могут наказать. Например, ребёнка или подростка, если он будет что-то плохо делать, могут наказать суровые родители, и ребёнок покоряется воле старших, потому что опасается их.

Причиной для покорности может быть и хитрость. Так, внешним видом человек показывает, что подчиняется, но делает это ради выгоды, скажем, соглашается с начальником, даже если что-то идёт не так, чтобы не лишиться работы. Итак, смирение и покорность это не одно и то же.

Смирение бывает разным

Один смиряется перед Богом в непреодолимых трудностях, а другой – будучи благополучным. Кто из них ближе к Богу? Какое смирение «лучше»?

– Да, есть разные примеры смирения. Но среди святых благополучных мало, святые – в основном, люди страждущие. Говорят, что в раю нераспятых нет.

Однако есть и исключения. Например, святая благоверная княгиня Анна, супруга Ярослава Мудрого, имела внешне благополучную жизнь. Она родилась в семье короля Швеции и как королевская дочь имела безбедное детство, а когда выросла, её выдали замуж за великого князя Киевского. Жила княгиня Анна в тереме, одевалась в красивые одежды, носила золотые украшения. Как известно, Ярослав Мудрый относился к ней с большим уважением, никогда ничем не обидел. Княгиня считалась мудрой и достойной женщиной среди своих современников, хорошей женой и матерью; многие приходили к ней за советом. У неё было десять детей, причём все дети долго жили, только один умер юным. Дочери, когда выросли, стали королевами Франции, Норвегии, Венгрии.

Всё было хорошо у княгини Анны, но она не возносилась, не гордилась, любила Бога, храм и молитву, жила, как подобает настоящей христианке, помогала бедным и тем, кто нуждался. Она стала святой, её жизнь – для многих пример того, как смиряться в благополучии.

А вот другая благоверная княгиня, Анна Кашинская, жившая во времена татарского ига, наоборот, была глубоко несчастной женщиной. Пережила много разных драм: похоронила мужа, детей, внуков. Испытала разорение родного города, сожжение его татарами. Несчастья всю жизнь сопровождали княгиню. Но она не отчаивалась, не роптала, не впадала в уныние или, как сейчас говорят, депрессию, а горячо молилась Богу, находя утешение в вере и молитве. И не только сама держалась, но и другим помогала.

Вот такие два примера. И невозможно сказать, чей подвиг смирения выше – княгини Анны Новгородской или княгини Анны Кашинской. На первый взгляд кажется, что подвиг Анны Кашинской выше, потому что она перенесла много страданий. Это будет человеческое рассуждение. А Господь одинаково принял их труды, и они обе стали святыми.

Смирение надо взращивать

Смирение – качество приобретённое, или оно может быть врождённым?

– Душа человека – по своей природе христианка, и семена всех добродетелей заложены в ней. Но раскроются ли эти качества и взрастут ли, зависит во многом от самого человека. Нужно всегда помнить, что смирение – редкое качество, встречается в жизни нечасто, в отличие от других добродетелей: милосердия, сострадания, щедрости. И люди, которые достигли смирения, приложили к этому большие личные усилия. Можно уверенно сказать, что смирение – качество приобретённое, которое человек сознательно и тщательно в себе взращивал.

Смирение – это признак зрелости души? Зависит ли смирение от возраста?

– Да, смирение – признак зрелости души, но от возраста напрямую не зависит. Бывает, что человек в солидном возрасте начинает стремиться к добродетелям, которых у него не было. Чем старше человек, тем труднее ему меняться. В молодости душа более гибкая и податливая, больше расположена к доброделанию. Если человек дожил до 75 лет, будучи безбожником, и вдруг пробудился и решил спасаться, ему будет сложнее исправляться. Если добродетельных привычек раньше не было, то в таком возрасте нелегко их приобрести.

Всем нравятся смиренные люди: они неконфликтные и удобные. Но ведь подлинный смысл смирения не измеряется категориями комфорта, не так ли?

– Смиренных людей сразу чувствуют другие, пусть даже неосознанно, и они обычно пользуются любовью окружающих: смиренного можно не опасаться, с ним комфортно, он ничего плохого не сделает.

Но истинный смысл смирения, конечно же, заключается в спасении души для вечной жизни. Смирение трудно обрести, поэтому много людей спасаются другими добродетелями. Чем больше добродетелей у человека, тем лучше. Любая добродетель может привести ко спасению, и, конечно, смиренному человеку легче всего спасаться.

Беседовала Елена ГЕРАСИМОВА

Публикация журнала «Доброе слово»
(Латвийская Православная Церковь)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *