Накануне Троицкой родительской субботы мы спросили клириков, несущих служение в разных храмах, о том, как современные православные относятся к тайне смерти. Осознают ли они ее как миг перехода к вечной жизни и стараются помочь усопшим молитвами, или же смерть для них — нечто непонятное и пугающее, от чего можно отгородиться теми или иными суевериями? Что побуждает людей заказывать панихиды и отпевания? Приходят ли они в храм в родительские субботы?
«Через ворота только покойников носят!»
«Парень, через ворота в храм не ходи — через ворота покойников носят!», — окликнули однажды священника Феодора Сидорова на подходе к месту его служения — храму святых мучеников Адриана и Наталии на Ярославском шоссе. В храме, расположенном в спальном районе на окраине Москвы, это неудивительно: «проходимость» очень высокая, и люди здесь собираются совершенно разные.
Но в целом суеверия, связанные с усопшими, в Москве и области не так уж распространены.
«Дремучих суеверий в Подмосковье нет»
«Не думаю, что в Москве и Подмосковье можно встретить какие-то дремучие суеверия, — говорит иерей Николай Куренков, клирик храма Александра Невского города Звенигорода. – Я, скорее, помню такие рассказы по семинарии. Например, что на поминках священнику подносят стакан водки, чтобы он залпом выпил, а потом бросил об стену со словами: «Понеслась душа в рай!». Кажется, такое бывает в каких-то отдаленных местах… Ну, конечно, приносят еду на кладбище на Пасху, поминают водкой».
В Бразилии отпевание и панихида – важное событие для семьи
Иерей Дионисий Казанцев, настоятель двух храмов Русской Православной церкви в Бразилии — святых апостолов Петра и Павла в городе Санта-Роза и храма Иоанна Богослова в городе Кампина-дас-Миссоес также из ряда вон выходящих предрассудков и суеверий в своей практике не встречает. Разве что иногда выпивают на поминках.
Он отмечает, однако, что его паства слабо выделяет в богослужебном кругу Родительские субботы. Главным днем поминовения усопших считается Радоница, которая по местной традиции отмечается в понедельник, а не во вторник. Также обязательно молитвенно отмечают годовщины смерти. На панихидах, которые служатся после воскресной литургии, как правило, присутствует вся община, и к кресту молившиеся за богослужением прикладываются по окончании требы. И это не инициатива настоятель прихода, а реальная потребность прихожан. «За границей у нас более персонализированный подход к каждому, — размышляет священнослужитель. – И общины сплоченные».
«В год у меня три-четыре крещения и около десяти отпеваний, — рассказывает отец Дионисий. — Большинство заказывает отпевание по инерции, потому, что «так нужно». Но я им объясняю, что memoria еterna, то есть вечная память, приходит именно в молитве. Хотя на каком-то уровне люди и так это понимают. Здесь принято приглашать на отпевание всех родственников, знакомых».
«Люди приходят в храм в Родительские субботы, потому что боятся смерти»
«Чину отпевания я всегда уделяю большое внимание, делится опытом протоиерей Петр Дынников, настоятель Илиинского храма села Лемешево Подольского района Московской области. – Чаще всего сути происходящего при церковном прощании с усопшим люди не знают, поэтому я проповедую на каждом отпевании. При этом, конечно, смотрю на состояние пришедших. Если кто-то рыдает, бьется в истерике, быстро привожу в чувство. Объясняю, что у Бога все живы, иначе не было бы смысла в наших молитвах».
Батюшка рассказывает, что вначале объясняет родным покойного сам чин отпевания и смысл молитвословий и песнопений. Например, словами «со святыми упокой» мы просим упокоить умершего человека вместе со святыми, которых мы, в частности, видим в храме на иконах. «Потом вообще говорю о христианском понимании смерти. В Библии ведь все объяснено – и про жизнь, и про смерть», — продолжает отец Петр.
По его наблюдениям, порой на Родительские субботы собирается больше народа, чем на двунадесятые праздники. «Я думаю, это связано со страхом смерти. Считается, что надо пойти на кладбище, поставить свечку, и от этого «что-то будет». А ведь вера освобождает от страха смерти. Мы смерти не желаем, но и не боимся ее. В Древней Церкви чин отпевания носил ярко выраженный пасхальный характер, на панихиде молились не только об умерших, но и о живых. Надо снова и снова напоминать людям, что у Бога все живы. Об этом говорят Евангелие и Апостол, которые читаются в Родительскую субботу».
Мария Хорькова