Home / Слово пастырю / Широкая масленица или подготовка к Великому посту?

Широкая масленица или подготовка к Великому посту?

Зачастую получается, что широко празднуют масленицу только те, кто не собирается дальше поститься и работать над своей душой, отмечает протоиерей Димитрий Ильичев, благочинный приходов Ярославского сельского округа Ярославской епархии.

Позади остались недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, отзвучали слова Евангельские о Страшном суде, и к нам неминуемо приближается Великий пост. Уже в следующее воскресенье Церковь напомнит человеку о первом, райском блаженстве: «Седе Адам прямо рая и свою наготу рыдая плакаше. Увы мне! Увы мне! Раю мой, раю мой…».

На масляной неделе, а правильно сказать – на сыропустной, верующие люди начинали готовить себя к великим дням святой Четыредесятницы. Каждый старался навестить своих родных и близких, чтобы испросить прощения за неизбежные обиды, причиненные за год.

С древнейших времен славяне, провожая зиму и встречая весну, готовили поминальные трапезы, главным угощением которых являлись блины (кстати, до сих пор употребляемые на поминках). Эта языческая традиция прочно вошла и в православный уклад жизни, лишь наполнившись другим смыслом. Мало кто сейчас считает блины символом солнца, да и предки наши их таковыми не ощущали, несмотря на попытки неоязычников приписать православным «поедание языческой символики». Зато во все времена прийти в гости на горячие, румяные, промасленные блинчики каждый считал своим долгом. Даже зятья в эти дни ходили «к теще на блины», чтобы примириться с нею перед постом.

Конечно, нам от прошлого осталась еще и традиция сжигания чучела Масленицы. Само по себе это чучело идолом не являлось и поклонения ему не оказывалось, но сжигание «всего старого» и рассыпание пепла по полям для будущего плодородия ничего общего с православными традициями не имеет.

Странно, что, возрождая старинные обряды, наш народ не хочет задуматься об их смысле… Вдоволь наигравшись Православием, большинство наших соотечественников пустилось в язычество, считая его более «русским». Внутренняя религиозная потребность человека требует для себя пищи. Где нет настоящей веры, там прозябают духовные «вкусозаменители». Наш крещеный народ погряз в оккультизме и суевериях, не может отличить молитву от заговора, крестик − от оберега. Все это показатель не «возвращения к корням», а тотальной религиозной безграмотности.

Так и получается, что широко празднуют Масленицу только те, кто не собирается дальше поститься и работать над своей душой. Для практикующего православного сыропустная неделя дарит и радость общения и примирения, и уже заставляет сказать «ПРОСТИ», что порою очень трудно.

А дальше, после радости и сытости, наступит время вспомнить все это и вместе с Адамом пожалеть потерянное блаженство, в свете которого масленичная радость − лишь слабый отблеск.

Материал основан на публикации
сайта Ярославской митрополии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *