В чем роковая ошибка увлекающихся теорией и практикой оккультизма? Какие популярные ныне благодаря видеороликам и соцсетям «профессии» можно без сомнений назвать прикрытием оккультных практик? Что лежит в основе их учений? Откуда взялось вообще оккультное сознание, соблазняющее столь много людей, и как связано с этим грехопадение Адама и Евы, которое мы будем вспоминать через несколько дней, в Прощеное воскресенье, предваряющее начало Великого поста? Об этом рассказывает сотрудник Миссионерского отдела Рыбинской епархии священник Алексий Зорин.
«Почему Церковь так не любит целителей и экстрасенсов? Ведь они делают доброе дело, иногда даже денег не берут. Что, боитесь конкуренции?» – подобные претензии мне не раз приходилось слышать. Давайте попробуем разобраться в этом, только посмотрим на проблему шире.
Экстрасенсы и целители относятся в религиозном смысле к оккультизму. Об этом явлении написано много книг и статей, его очень любят эксплуатировать писатели и режиссеры. И действительно, тема кажется интересной. Но что же такое этот самый оккультизм?
Слово «оккультизм» происходит от латинского термина occultus – скрытый, тайный. Адепты этой религиозной парадигмы считают, что, имея тайные знания, они могут управлять процессами, происходящими в духовном мире, или общаться с его обитателями. Оккультисты очень почитают гностицизм и считают его своим прародителем.
Кто относится к оккультизму? Это лишь самые основные представители:
↘ уже упомянутые экстрасенсы, целители;
↘ самые разнообразные восточные гуру и учителя (там оккультизм бывает сильно смешан с индуизмом или буддизмом);
↘ популярные сегодня энергокоучи и прочие «специалисты», которые учат очищать и настраивать «энергетические поля», «чистить ауру» и прочее;
↘ представители движения «Нью Эйдж»: теософы, разнообразные секты типа «Анастасии», рейки, неоязыческие культы и т.д.;
↘ спириты, медиумы, вообще все те, кто в режиме онлайн общаются с духами;
↘ разного рода школы магии и волшебства;
↘ предсказатели, гадатели на картах таро и т.д.
Всех этих людей объединяет одна общая черта: они утверждают, что могут повлиять на потусторонний мир и происходящие в нем процессы неким механистическим путем – заклинаниями, ритуалами, вступлением в контакт с некими силами и т.п.
Вот здесь и находится корень наших с ними разногласий. Церковь через Священное Писание и Священное Предание ясно дает нам понять, как нужно взаимодействовать с духовным миром: молитва к Богу, ангелам и святым с одной стороны, пост и молитва как средство против бесов – с другой (ср. Мф. 17. 21). А больше в том мире никого нет.
Кого же, с христианской точки зрения, может контролировать оккультист, и с кем он может общаться? Бога подчинить себе невозможно по определению. Ангелы по своим силам несравнимо выше нас, хотя по природе человек должен быть выше ангелов. К тому же с ангелами человек общается также при помощи молитвы. Вывод напрашивается сам собой. Бесы очень «коммуникабельны», они готовы вступать в разговор со всяким, кто их призовет, готовы делать вид, что подчиняются человеку и находятся у него в услужении… Для оккультиста итог таких отношений обычно крайне печален.
Поэтому всех оккультистов мы можем разделить на три категории:
↘ Откровенные шарлатаны и жулики, которые наживаются на людских суевериях и предрассудках. Их больше всего, и они наименее опасны для души (но не для кошелька).
↘ Пассивные сатанисты. Они считают, что сила дана им Богом, с помощью нее они борются со злом. В кабинетах и домах у представителей первой и второй групп может быть много икон, свечей и прочей церковной атрибутики. Это ничего не значит.
↘ Активные сатанисты. Это оккультисты, которые не питают иллюзий по поводу своих способностей, знают, откуда они взялись, но их все устраивает. Как раз они чаще всего и не берут денег. Их меньше всех, они наиболее опасны.
Задача Церкви в таких случаях – защитить людей от влияния подобных «специалистов», а самого «специалиста» попытаться образумить. Скажу сразу: все это получается далеко не всегда.
В Библии зафиксирован момент появления оккультизма – это третья глава Книги Бытия.
Бог создал человека совершенным, то есть в самом человеке все его силы, способности, и вся его природа были в гармонии с Творцом и с тем миром, который и сотворен был ради него. Притом у человека была возможность развиваться и совершенствоваться дальше. Фундамент этого развития – послушание Богу и выполнение Его воли. Заповеди, которые дал Бог, были такие: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1. 28).
Итак, Бог повелевает человеку:
Размножаться. Один из стереотипов заключается в том, что половые отношения – это нечто запретное, то, что сатана подарил человечеству; как видим из текста, это не так.
Обладать землей. В это понятие входит и изучение мира, и его возделывание, то есть определенная модернизация (Быт. 2. 15). То есть сказать, что наука как способ познания мира и взаимодействия с ним могла появиться только после грехопадения, мне представляется совершенно необоснованным.
Владычествовать. Мир сотворен для нас, мы в этом мире должны быть хозяевами. Адам дает имена всем скотам, птицам и рыбам (а, возможно, и вообще всему, что существует) (Быт. 2. 20). В античности дать кому-то имя означало иметь над ним власть (как раз поэтому родители дают имена детям, а при постриге в монашество дается новое имя). Но владычество – это еще и большая ответственность. Хороший хозяин содержит свое имущество в чистоте и порядке. Поэтому можно сказать, что забота об экологическом здоровье нашей планеты во всех аспектах – прямое исполнение заповеди Создателя.
Заповедь поста (Быт. 2. 17). Пост – это всегда не самоцель, а некая подготовка. Поэтому, по мнению некоторых святых отцов, эта заповедь была временной, чтобы человек через свое послушание Богу стал еще более совершенным. Рано или поздно он обязательно бы вкусил этот плод. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Если бы змий не вовлёк их в преступление, то они вкусили бы плодов древа жизни, и древо познания добра и зла тогда не стало бы для них запретным, ибо от одного из этих древ приобрели бы они непогрешительное ведение, а от другого прияли бы вечную жизнь и в человечестве стали бы богоподобными». Святитель Григорий Богослов тоже говорит об этом: «[Древо познания] было хорошо для употребляющих [его] благовременно, но не хорошо для простых ещё и для неумеренных в своём желании».
Но тут приходит сатана в образе змея и говорит: зачем такие сложности? Пост? Ответственность? Самоограничение? Зачем все это?! Съешь это волшебное яблочко (да, я знаю, что то было не яблоко, но это не важно) и будешь богом!
Результат плачевен:
↘ Люди начинают стыдиться наготы, потому что ломается их внутреннее устроение; весь мир и друг друга они начинают воспринимать или враждебным, или тем, что можно использовать.
↘ Адам и Ева не могут покаяться, хотя у них был шанс. Они будто бы пребывают в состоянии какого-то духовного шока.
↘ Они получили свое «божественное ведение»: первый результат его – спрятаться от Бога в кустах.
↘ Бог наказывает человека, проклиная землю из-за него, что приводит к катастрофическим изменениям мира. Человеческая природа также искажается.
При этом оккультисты, особенно теософы, любят похвалить это событие как дарование человеку свободы, открытие перед ним всего мира с его тайнами. Мадам Блаватская писала: «Змий не есть Сатана, но Светозарный Ангел, один из Элохимов, облеченный в сияние и славу, который – обещая женщине, что если они вкусят запрещенный плод, «не умрут» – сдержал свое обещание и сделал человека бессмертным в его нетленной природе. Он есть Иао Мистерий, глава Андрогинных Создателей человека. Глава третья содержит (Эзотерически) снятие покрова невежества, скрывавшего познание Ангельского Человека, созданного по образу «бескостных» богов, и открытие его сознания на его истинную природу; показывая, таким образом, Светозарного Ангела (Люцифера) в свете Дателя Бессмертия и как «Просветителя»». То есть Люцифер теософов – это освободитель, просветитель, революционер-романтик, такой своего рода Ленин: ну, подумаешь, царя сверг, гражданскую войну спровоцировал, зато электрификация и всеобщее образование. Только вот не работает эта аналогия.
У человека было всё. Что дал ему сатана? Мудрость? Сравним Адама, дающего имена всем существам, и Адама, прячущегося от Бога в кустах. Прогресс очевиден, нечего сказать!
Свободу? Но человек и был свободен. Его естественной свободой было пребывание с Богом и послушание ему. Для Адама и Евы это было так же естественно, как для нас – дышать свежим воздухом или пить чистую воду. Есть еще свобода выбора, которую мы, собственно, и называем свободой, – она тоже была у первых людей, правда, подчинялась она естественной свободе.
Из всего этого мы видим, что сатана – это не просветитель или освободитель, не несущий в мир свет ангел, а банальный провокатор, обманщик и завистник. И лично я не стал бы доверять той системе, которую он впервые использовал в Эдемском саду.
Иерей Алексий ЗОРИН
Публикация сайта Рыбинской епархии