О вере в ситуации на грани жизни и смерти, о том, как воинскому священнику порой приходится давать уроки мужества солдатам, о страхе и том, как с ним бороться, а также об особой подготовке, которая нужна будущим православным капелланам, рассказал в откровенном разговоре с Владимиром Легойдой в программе «Парсуна» настоятель храма великомученицы Варвары при штабе РВСН протоиерей Михаил Васильев.
Я посчитал однажды: десять раз я должен был погибнуть с вероятностью 99.9 процентов, но остался живым. Ну вот падаешь в подбитом вертолете – и живой. Конечно, это веру укрепляет. Может, кто-то скажет, что дерзко [так говорить], но это просто правда про меня. Я могу сказать, как апостол Павел, что вот этой верой Христовой я спасся не от ехидны, а от очень многих совершенно неминуемых смертельных опасностей.
Как еще сказать, когда снайпер три раза подряд промазывает на несколько сантиметров на дистанции, когда он не может промазать? Или когда тебя парни просят: «Ну, ты же, батюшка, верующий, тебе же Бог «должен» помочь. Иди первым по минному полю». Они на тебя смотрят и в простоте своей совершенно уверены, что или поп неправильный (и тогда фиг с ним), или, соответственно, Бог поможет – тогда все пройдут. У меня два раза такое было. Я совершенно четко понимал: ты или соответствуй, или иди в народное хозяйство. Ужасно страшно. Страх такой, что, если бы желудок полный, извините… Нет ни малейшего желания там вновь оказаться.
Ты просто должен соответствовать. Извини: если ты барышня, то должна спасаться чадородием, если, конечно, здоровье позволяет, если ты мужчина, то не должен отказываться от воинского долга и от супружеского, если ты священник – от пастырского долга. Тебя же туда направили. И раз направили, то для чего? Чтобы являть образ словом, делом, любовью – всё как на кресте священническом написано. То есть ты должен не номер изображать, а быть настоящим, являть Христа. И какой есть, так и являй.
В армии все очень просто: не делай, как я сказал, а делай, как я. Поэтому у нас, скажу по секрету, немного пастырей желающих. Там все равно, диакон ты или митрополит: ты или соответствуешь вот этим словам, что они прочитали в Евангелии, или, соответственно, иди в народное хозяйство и не мешай нам, мы и без тебя тут сами. Очень плохо, что к этому пока не готовят в семинарии.
Мы с отцом Аполлинарием (Паниным), ректором Перервинской семинарии, который сам из офицеров-ракетчиков, хотим разработать под эгидой «военного» отдела Патриархии программу, которая бы помогала адаптироваться [к этому служению]… Очевидно, что начинать надо с того, чтобы человек (это не я придумал, и даже не Авва Дорофей) смог отрешиться себя. Вот человек идет на специальную подготовку, а что такое служение Богу и совершение Таинств, прежде всего Евхаристии, – не специальная подготовка? Ведь иначе ты будешь сопричислен Иуде – так мы читаем в учительных книгах, где говорится о недостойно совершающих Евхаристию. То есть Иуде сопричисленным ты быть не боишься, а здесь ты боишься, что железка в тебя попадет? Чего бояться-то? Если Бог с нам, то кто против нас?
Опять же, я живое материальное пособие: девять горячих точек – до сих пор ничего… «Бог не выдаст – свинья не съест».