Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - Слово пастырю - Проповедь «до края земли»

Проповедь «до края земли»

03:00, 13 июня 2024
Слово пастырю

Рассказом о Вознесении Господнем начинается повествование в книге Деяний святых апостолов. Именно там приводятся Спасителем перед Вознесением слова «и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли», ставшие программой действий для всего дальнейшего служения апостолов и их преемников вплоть до нашего времени. Что мы знаем об этой книге, и что она нам открывает?

В Деяниях описываются события первых десятилетий истории Церкви Христовой. Книга охватывает период в 33 года – от Вознесения Господня до прибытия апостола Павла в Рим, где его заключили под домашний арест.

Автором Книги Деяний является евангелист Лука. Деяния продолжают Евангелие от Луки. Обе книги объединены общим замыслом. Господь умирает и воскресает в Иерусалиме, и из Иерусалима Благая Весть распространяется по Римской империи, достигая в итоге ее столицы. Обе книги Лука посвятил некоему «достопочтенному Феофилу». Вероятно, это был влиятельный римский чиновник, возможно, даже участвовавший в судебном процессе над апостолом Павлом. По преданию, евангелист Лука – врач, историк и живописец – был спутником апостола Павла. Об этом свидетельствуют, в частности, так называемые «мы-отрывки», когда Лука говорит от первого лица, описывая некоторые эпизоды из путешествий Павла.

Пример: «И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деян. 16. 9-10).

Если в событиях, описанных в главах 1-15 (история Церквей в Иерусалиме, Кесарии и Антиохии), апостол Лука не принимал личного участия, то события глав 16-28, посвященных преимущественно апостолу Павлу, могли быть записаны апостолом Лукой как очевидцем, а также со слов самого Павла – «апостола язычников».

Скорее всего, Книга Деяний была написана в Риме между 63-м и 70-м годами. Также есть предположение, что она появилась между 70-м и 90-м годами. Автор стремится показать, что Святой Дух принимает активное участие в жизни Церкви с первых дней ее существования, способствуя ее росту, а также показать представителям римской власти, что христианство не представляет угрозы и не ведет никакой подрывной работы.

Книга завершается рассказом о пребывании в Риме под домашним арестом апостола Павла, который имел возможность проповедовать Христа приходившим к нему людям: «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28, 30-31). Символично, что «апостол язычников» достиг «центра мира» – столицы могущественной языческой Римской империи.

Евангелист Лука в Деяниях выступает как первый церковный историк. Для того чтобы написать свой труд, он проработал большое количество письменного и устного материала, общался с очевидцами описываемых событий. Сложность состояла в том, что за период в 30 лет нужно было отсеять второстепенные события и оставить главные. За это время христианство быстро распространилось по Средиземноморью – через три десятилетия после Воскресения Христова уже в каждом крупном городе Малой Азии, Греции, Италии была минимум одна христианская община.

В Деяниях упомянуто 32 страны, 54 города, девять средиземноморских островов, а также 95 человек, из которых 27 – чиновники. Точность деталей Книги Деяний, например титулы римских чиновников, неоднократно подтверждалась археологическими находками, что говорит об эрудиции и тщательности работы апостола Луки.

Однако автор Деяний – не историк в современном смысле. Для него история и богословие тесно связаны. Прежде всего он богослов, который представляет исторические события в их богословской взаимосвязи и значении для веры.

Несмотря на то, что книга называется «Деяния святых апостолов», преимущественно в ней описана деятельность первоверховных апостолов Петра и Павла. Также, например, упоминаются апостолы Стефан, Филипп, Варнава, Иаков, брат Господень.

Одну пятую часть книги занимают речи и проповеди видных деятелей первохристианской Церкви – архидиакона и первомученика Стефана, апостолов Петра и Павла. Идейное содержание этих речей имеет один и тот же каркас: ветхозаветные обетования исполнились, Мессия пришел. Мессия – это Иисус из Назарета, Который творил добрые дела и чудеса силой Божией. Мессия был распят по замыслу Божию. Он воскрес из мертвых и был прославлен Богом. Он снова явится для суда и восстановления всего. В связи с этим от человека, услышавшего евангельскую весть, требуется покаяться и принять святое крещение.

Перед Вознесением Спаситель говорит ученикам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1. 8). Именно этой схеме и следует география распространения христианства в Деяниях. Интересно также, что «краем земли» некоторые называли Рим.

В Книге Деяний можно выделить шесть частей-периодов.

В первой части (Деян. 1. 1 – 6. 7) рассказывается о ранней жизни христианской Церкви в Иерусалиме, включая сошествие Святого Духа на апостолов в праздник Пятидесятницы и проповедь апостола Петра.

Во второй части (Деян. 6. 8 – 9. 31) описывается распространение Церкви в Палестине, проповедь Стефана и его мученическая смерть.

В третьей части (Деян. 9. 32 – 12. 24) говорится о проповеди христианства в Антиохии, деятельности апостола Петра, обращении сотника Корнилия со всем его домом, гонениях со стороны Ирода Агриппы I.

Четвертая часть (Деян. 12. 25 – 16. 5) посвящена проповеди Евангелия в южной и центральной Малой Азии. Описываются первое миссионерское путешествие апостола Павла на остров Кипр и в несколько городов Малой Азии, споры с христианами из иудеев и Апостольский собор в Иерусалиме.

Пятая часть (Деян. 16. 6 – 19. 20) посвящена распространению Церкви в Европе. Описываются второе и третье миссионерские путешествия апостола Павла, посещение им таких значимых культурных центров языческого мира, как Филиппы, Афины, Коринф и Эфес.

Наконец, в последней, шестой части (Деян. 19. 21 – 28. 31) рассказывается о Церкви в Риме. Описывается арест апостола Павла в Иерусалиме, разбирательство по его делу, заключение в Кесарии, а также его полное опасностей путешествие в Рим на суд.

По мысли святителя Иоанна Златоуста, быстрое распространение христианства по провинциям Римской империи является доказательством истинности Воскресения Христова.

Иерей Димитрий ТРОФИМОВ

Публикация газеты
«Православный Симбирск»

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх