Home / Слово пастырю / Пожалей, и не осудишь

Пожалей, и не осудишь

16 июня 2025 года начинается Петров пост, и мы, отложив в сторону житейские попечения, вновь пускаемся в духовное путешествие, стараясь за данные нам Церковью дни в меру своего усердия и с Божией помощью преуспеть в борьбе с дурными привычками, греховными пристрастиями. А ведь порой мы даже не замечаем, как начинаем запутываться в липкой паутине того или иного греха. Например, Бог наделил людей возможностью общения посредством слова, но всегда ли человек в разговорах с себе подобными, использует во благо этот великий дар Творца? Почему мы бываем так скоры на осуждение ближнего, и по какой причине этот грех порой кажется столь неискоренимым в нашей жизни? Об этом зашла беседа с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора города Майкопа иеромонахом Саввой (Тацием).

Отец Савва, что такое осуждение, и почему это грех?

– Осуждение – это тонкий, но опасный грех, который незаметно подкрадывается к нам и разрушает духовную жизнь. Когда мы начинаем судить других, мы не только отворачиваемся от любви, но и возводим себя на место Бога, становясь своего рода «судьями» человеческих судеб. Это ловушка гордости и лицемерия: замечая чужие недостатки, мы при этом игнорируем свои (см. Лк. 6. 41-42).

Такой подход противоречит самой сути христианства, ведь, осуждая ближнего, человек выступает против Самого Бога. Писание ясно предупреждает нас: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4. 6). Кто же из нас осмелится вызвать на противостояние Творца Вселенной? Ведь «страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10. 31). Поэтому вместо осуждения лучше обратить взор внутрь себя, работая над собственными недостатками.

Почему осуждающий берет на себя право, ему не принадлежащее?

– Когда мы осуждаем ближнего, мы, по сути, примеряем на себя мантию Бога – Того, Комупринадлежит единственный суд над человеческими сердцами. Это духовное преступление, подобное святотатству: мы вторгаемся в сферу Божественной власти, пытаясь ее украсть. Мы творения Божии, и лишь Он имеет право решать судьбы людей. Представьте, что царь отправил своего доверенного слугу, который подчиняется только ему самому. Если бы кто-то из простых людей решился осудить или наказать этого слугу, это стало бы актом открытого вызова в адрес царской власти. То же происходит, когда мы осуждаем других: мы попираем авторитет Бога.

Осуждение – это не просто отдельный грех, это корень множества других. Оно зарождает презрение, разделение и разрушает любовь, которая лежит в основе всех отношений.

Господь призывает нас быть совершенными, как совершенен Небесный Отец (см. Мф. 5. 48). Но совершенство – это прежде всего рост в любви, способности видеть в каждом человеке образ Божий. Как можно научиться любить, если уже заранее считаешь кого-то недостойным? Царствие Божие открывается тем, кто готов полюбить каждого, даже тех, кто кажется «худшим», ведь именно через любовь мы приближаемся к Богу.

Почему так трудно искореним грех осуждения?

– Дело в том, что гордыня – это своего рода сладкий яд для падшей человеческой природы. Чтобы прекратить судить других, нужно смиренно признать: мы не лучше тех, кого осуждаем. Стоит лишь взглянуть на себя, и навстречу идет горькая правда о собственных промахах. Когда мы размышляем о своих ошибках, совесть немедленно требует исправления, что далеко не всегда комфортно. Вот почему проще найти дефекты в чужой жизни, чем признать свои.

Суд над собой, в отличие от осуждения других, заставляет двигаться вперед, меняться, работать над ошибками, а это требует усилий, которые человеку порой лень предпринимать. Корень проблемы – всё та же разрушительная тройка: себялюбие, гордыня и духовная лень.

Как избавиться от гордости?

– Чтобы избавиться от гордости, нужно вместо того чтобы стремиться возвыситься над другими, начать сознательно снисходить, служа людям. Милосердие – это мощное противоядие от гордыни. Каждый день тренируйте свое сердце: встречая любого человека – будь то коллега, прохожий или даже незнакомец, – остановитесь мысленно и помолитесь за него искренне, желая спасения и милости от Бога. Это может быть короткая молитва, но она заставит ваше сердце постепенно меняться. Поначалу это может даваться тяжело, особенно если человек кажется вам не заслуживающим внимания, но со временем вы заметите, как внутри вас пробуждаются сострадание и любовь ко всем.

Помните: чем больше места в вашей жизни займет любовь, тем меньше останется пространства для гордости. Ведь «Бог есть любовь» (1 Ин. 4. 16), и следуя Его примеру, мы обретаем истинную свободу от себялюбия.

Порой, думая о чьих-то промахах, люди не осознают, что этим они уже осуждают кого-то, говоря: «Я не осуждаю, я просто рассуждаю о чьем-то поступке, хочу разобраться. Что тут такого?» В чем разница?

– Разница между осуждением и рассуждением – довольно частый вопрос. Христос Сам дал нам ключ к пониманию этой тонкой грани: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7. 24). Здесь Он четко различает два подхода – когда мы просто выносим приговор человеку и когда мы анализируем его поступки с целью помочь ему.

Представьте ситуацию: ваш друг допустил ошибку. Вы можете либо указать пальцем и сказать, мол, «как ты мог?», либо подойти ближе и мягко спросить: «Что случилось? Как я могу помочь?» В первом случае вы осуждаете – ставите диагноз и закрываете тему. Во втором – рассуждаете, оцениваете ситуацию, чтобы найти способ помочь.

Осуждение всегда ранит и унижает. Оно как будто говорит: «Ты плохой человек, потому что сделал плохое дело». А рассуждение фокусируется не на личности, а на поступке. Оно говорит: «Этот поступок был неправильным, но ты все равно достоин любви и помощи».

Интересно, что именно так действует любящая мать. Если чадо совершает ошибку, мама не отворачивается от него. Она видит проблему, обозначая ее, но при этом продолжает любить своего ребенка так же сильно, как и прежде. Более того, ради его исправления она готова пожертвовать всем – временем, силами, здоровьем, а иногда даже жизнью.

Бог действует точно так же. Он видит наши ошибки, но Его суд не является осуждением. Это, скорее, глубокое желание исцелить нас, восстановить, вернуть на правильный путь. И Он доказал свою любовь, приняв смерть на Кресте ради каждого из нас.

Поэтому, когда мы говорим о чьих-то промахах, давайте зададим себе честно вопрос: если бы этот человек нуждался в нашей помощи, были бы мы готовы без гнева пойти на всё, даже на крест, ради него, чтобы помочь? Если да, значит, мы действительно рассуждаем, а не осуждаем. А если нет… Может быть, лучше промолчать?

В Священном Писании говорится, что человек от своих слов осудится и от своих слов оправдается. Значит, придется держать ответ за свои слова и вне пределов земного бытия?

– Да, в Евангелии сказано: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12.37). Это не значит, что Бог выступает в роли строгого прокурора, подсчитывающего каждое наше слово. Главное в том, что наши слова создают реальность, формируют наше отношение к миру и другим людям.

Представьте ситуацию: человек постоянно осуждает своего соседа, считая его безнадежным грешником. А тот, возможно, постепенно тайно меняется к лучшему или, находясь при смерти, произнесет искренне, как разбойник на кресте: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23. 42), и войдет в Царствие Небесное. И вот этот критикующий встает перед вратами Рая, видя там того самого «плохого» соседа. Как же он сможет войти туда, где царит любовь, если так и не смог простить и принять ближнего?

Царствие Небесное – это сообщество любви, где каждый связан с Богом и другими людьми узами добра и мира. Чтобы попасть туда, нужно научиться любить уже здесь, на земле. Поэтому вместо осуждения лучше молиться за тех, кто нам кажется непростым. Ведь судить – прерогатива Бога, а наша задача – следовать заповеди любви. Помните: после земной жизни не будет возможности начать всё заново.

Не надо быть скорым на слова.

– Да, надо внимать себе, находиться в постоянном бдении о своих мыслях и чувствах.

А как объяснить детям, что осуждать – это плохо?

– Малышей можно познакомить с этой мыслью с помощью сказок, в которых осуждение, например, представлено как ядовитое зелье: оно не только ранит чужое сердце, но и отравляет наше собственное. Старшим предложите отправиться в путешествие по страницам хороших книг – там они найдут мудрые примеры и размышления. Книги помогут им самим открыть эту истину.

Есть еще одна сторона вопроса. Суд – прерогатива Бога, но в человеческом обществе тоже существуют на законных правах судебные инстанции, где выносятся вполне реальные сроки наказания, и подпавшие под приговор суда люди называются осужденными.

– Государственный суд – это установленный законом механизм, необходимый для защиты общества от зла. Стоит отметить, что сама концепция наказания как средства исправления имеет глубокие библейские корни. Уже при грехопадении Адама и Евы смерть, казавшаяся своего рода наказанием, парадоксальным образом явилась актом Божественной милости. Без нее человек, подобно дьяволу, мог бы вечно утверждаться во грехе и лишиться так возможности покаяния.

Таким образом, судебная система выполняет двойную роль: защищает общество от преступников и предоставляет самим преступникам шанс к духовному возрождению и исправлению. Как мудро заметил апостол Павел: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13. 4) Заметьте, эти слова актуальны для любой законной власти – апостол говорил их, даже будучи гражданином языческой Римской империи. Для честного человека суд не должен быть источником страха, ведь он создан именно для защиты добродетели.

Как понимать слова, что «не любящий брата, которого видит, не может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4. 20)?

– Заповедь о любви – это не просто рекомендация, а Божественный закон. Говоря «люблю Бога», но игнорируя нужды ближнего, мы впадаем в противоречие. Христос устраивает нашу жизнь так, что ставит нас лицом к лицу с людьми, через которых мы можем вырастать в любви. Как замечает преподобный Паисий Святогорец, Бог намеренно делает человека зависимым от помощи и наставлений других, чтобы развивать в нас смирение. Ведь каждый человек, созданный по образу Божию, подобен Его иконе. Оскорбляя или пренебрегая человеком как иконой Бога, мы фактически проявляем неуважение к Самому Богу.

Господь в Евангелии говорит о соринке и бревне в глазу (Лк. 6. 41-42). О чем это?

– Эти слова – как зеркало, которое заставляет нас взглянуть на собственные недостатки. Сколько раз мы ловим себя на том, что указываем пальцем на чужие мелкие промахи, не замечая своих значительных ошибок? Это удобная стратегия: найти «виноватого» гораздо легче, чем признать свои слабости. Но когда мы серьезно принимаемся за работу над собой, начинаем понимать, сколько «бревен» нужно вынуть из собственного глаза – так что уж говорить о чужой соринке!

Осуждение – это настоящий разрушитель отношений: оно ставит между людьми непробиваемую стену, заменяет любовь к ближнему желанием судить его. Вместо того, чтобы быть единой семьей во Христе, мы создаем атмосферу подозрительности и критики, где каждый становится судьей другому.

Мы сейчас в начале поста, и это особенно удобное время для того, чтобы посвятить себя особой духовной работе над собой.

– Период поста можно назвать «духовной весной», когда важно тщательно очищать свою душу от грехов подобно тому, как садовник удаляет сорняки с грядок. Особое внимание стоит уделить искоренению привычки осуждать других. В эти святые дни полезно взять за правило каждый день следить за своими мыслями и действиями, стараясь не осуждать окружающих. Вечерний самоанализ может стать важной духовной традицией: записывайте, кого вы осудили и почему решили взять на себя роль судьи. Такой подход поможет обнаружить скрытые проблемы в собственном сердце.

Стоит чаще обращаться к молитве за других людей. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Если мы будем много молиться о других людях, то о нас будет молиться всё Небо». Добрые дела – помощь нуждающимся, милостыня, внимание к одиноким, посещение детских домов или домов престарелых – станут прекрасными способами воспитания любящего сердца. Особенно значимо посетить тех, кто ждет нашей заботы, но остается без внимания. Время поста – идеальная возможность подарить свое тепло тем, кто в нем больше всего нуждается. Это очень удобное время посетить тех, к кому никто не придет.

Что должен чувствовать человек, чтобы меньше обижаться и воздерживаться от осуждения других? Милосердие?

– Осуждение – это не просто нежелательная черта, а настоящее преступление против милости. Вспомните: разве не всегда обида зарождается из осуждения? Мы сами выбираем, позволять ли себе обижаться на поступки других, независимо от того, что они сделали. Но если станем внимательнее к своим мыслям и начнем глубже анализировать мотивы своих действий, постепенно научимся видеть мир другими глазами, будем более милостивыми к ближним и перестанем судить и обижаться.

Часто корень наших ошибок лежит в отсутствии четкой цели или в том, что мы ставим перед собой неправильные ориентиры. Подлинная цель жизни – Христос и Царство Небесное. Когда наша жизнь становится христоцентричной, принятие решений становится проще, а голос совести – яснее.

Беседовала монахиня Сосанна

Публикация сайта Майкопской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *