Home / Слово пастырю / Первая исповедь: как побороть стеснение?

Первая исповедь: как побороть стеснение?

Порой доводится видеть, как кто-то из близких или знакомых, заинтересовавшись Православием и церковной жизнью, всё больше включает собственное бытие в контекст веры: сначала ездит в экскурсионно-паломнические поездки, читает душеполезные книги, далее начинает ощущать радость от посещения богослужений… Но конечный и самый важный шаг – участие в Евхаристии, причащение Святых Христовых Таин – почему-то не делает. Если же осторожно, без давления и менторства спросить у такого человека, что же его останавливает, нередко можно услышать, что у него не получается побороть волнение, стеснение, стыд и пойти на исповедь: «Мне кажется, что я просто не смогу рассказать все грехи священнику из-за стыда», «Нужно ли говорить подробности про совершённые грехи?», «Не осудит ли меня священник, услышав про мои недостатки?» На такие сомнения и недоумения отвечает игумен Паисий (Савосин).

– Очень радостно, когда благодать Божия касается сердец людей и привлекает их к Таинствам. Ведь желание пойти на исповедь и, надеюсь, и Причастие – это Его действие. Он пришёл спасти, а не погубить, и все святые исповедовали себя грешными и нуждающимися в спасении Его.

Конечно, волнение перед первой исповедью понятно. Открывая свою душу, человек решается стать под удар, каковы мы пред Христом и стоим – беззащитные, просящие милости. Но Он Сам прежде поставил Себя под удар, приняв человеческое естество и совершив всё для спасения нашего. Потому, встав перед крестом и Евангелием на исповеди, говорите всё Ему. Он принимает Ваше исповедание. Священник – лишь свидетель.

Но даже не только это. А более: священник – соучастник вашего покаяния.

Потому при искренней исповеди человека душа священника чувствует радость, и это не просто человеческая радость, но от действия благодати Спасителя нашего, Который хочет, чтоб все спаслись. И как тогда священник может осудить Вас, если Господь радуется о всяком человеке, приходящем к Нему?

Конечно, священник – не ангел, в нëм может проявиться какая-то человеческая немощь. Но да не смутит это вас. И, надеюсь, Господь покроет тишиной Своей и милостью Своей сердце ваше. Тем более, что никакой священник не хочет проявлять эту немощь и не рад ей; и сам потом кается.

Относительно формы исповеди можно сказать вот что. Для всякого греха существуют сдержанные и скромные формулировки. Кроме того, в некоторых вещах красочные подробности грехов не только не нужно, но и воспрещено произносить. Так или иначе, сам опыт покаяния научит вас. Ваша душа сама будет вам свидетельствовать. Мы ведь не в силах сразу всё не только сформулировать, но порой и понять или заметить. Потому покаяние – это всежизненный процесс.

Кроме того, покаяние – не только отрицательное понятие, когда нужно отказаться от плохого. Покаяние предполагает ещё и стремление к хорошему, проявляющееся на деле. Поэтому и любовь к Богу и стремление к Нему – тоже выражение покаяния. Все добродетели и все добрые качества наши ведь связаны между собой в единое целое. Как и источник они имеют один – Бога, Единого в Трёх Лицах, Которого мы достигаем через Христа во Святом Духе.

Важно также понимать, что за исповедью должно следовать и Причастие. Для того ведь мы и очищаем свою душу, чтобы принять Христа. В этом смысл всех Таинств. Бог стал человеком, чтоб обогатить человека Божеством Своим, – об этом единогласно свидетельствовали и свидетельствуют святые отцы. И Сам Господь, надеюсь, засвидетельствует вашей душе, вашему сердцу, что Он – Кроткий и Тихий, Непостижимая Милость и Чистейшая Радость для всякого человека, приходящего к Нему.

Фото Марины Стротовой

Публикация портала «Логосъ»
(Рязанская митрополия)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *