Home / Слово пастырю / Отцы-командиры и батюшки

Отцы-командиры и батюшки

Взаимодействие с вооруженными силами – одно из активно развивающихся ныне направлений церковного служения. Каково это – духовно окормлять «человека с ружьем»? Чувствуют ли военные необходимость обращения к Богу, ощущают ли они потребность жить в Церкви?

Протоиерей Георгий Фролов — бывший военный, ушел в отставку в звании майора. При этом – уникальный случай – еще во время службы в армии он был рукоположен в сан священника. Сегодня отец Георгий является настоятелем трех храмов города Торопца Тверской области, духовником гимназии имени святого Патриарха Тихона. А еще он руководитель Отдела Ржевской епархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Говоря об этом аспекте своего служения, батюшка рассказывает:

В целом взаимодействие нормальное, оно было наработано до меня: священнослужители, живущие вблизи воинских частей, и раньше принимали участие в их жизни. Когда меня рукополагали — это была аномалия, ведь шел переходный период. Сейчас взаимодействие Церкви и армии — нормальное явление. Командование положительно настроено на этот контакт.

Мы проводили во Ржеве собрание с командирами частей, дислоцировавшихся на территории нашей Ржевской и Торопецкой епархии. Командир части, где оно проходило, сказал: «Отцы, только вы можете помочь нам в вопросах морального состояния наших военнослужащих и удержать их от суицида».

Это реальная проблема. В армию сейчас приходит достаточно непростой контингент, к сожалению, очень немногие ребята хотят служить сами. Армия перестала быть почетным делом.  Люди успешные в армию не идут — они поступают в вузы или находят иные возможности уйти от армии. Приходит категория людей менее успешных и способных. Культурный и образовательный уровень у сегодняшних военнослужащих сильно упал.

Есть и внутренние проблемы. Человека в армии должны допускать к военной технике. А сегодня позиция такая: «К какой технике? Это же ребенок!» И штык-нож тоже нельзя «ребенку» дать на время дежурства. Я служил и учился в военном училище пять лет. Ни на одно дежурство без штык-ножа мы не заступали — это было главное внешнее отличие дежурного. А теперь этого нет.

Срочная служба теперь занимает всего год, что является очень маленьким сроком. Чему за год можно научить военнослужащего при существующей военной технике? Давайте, например, ребенка на год отдадим в школу или в институт. Каким он после этого выйдет специалистом?

Кто-то говорит, что один год службы позволяет искоренить дедовщину. Но, например, там, где довелось служить мне, данного явления не было. Конечно, это милость Божия. Дедовщина, как лакмусовая бумага, показывает внутреннее состояние человека, его личности, а не является обязательным условием пребывания в армии. Если человек нормальный, он будет нормальным в любой среде. Если он вырос в семье с устойчивыми традициями, то военнослужащий будет не «дедом», а нормальным парнем. А если он вырос в неполноценной, больной семье, пришел в армию с поврежденной психикой, то ему требуется достаточно жесткий контроль, чтобы он не совершал ничего дурного. А он будет искать лазейку. Так что — кто кого перебодает…

Это работает во всех сферах. Нравственность, мораль закладывается с колыбели. Кто виноват, если ее нет? Глава государства? Да, нет, мы сами виноваты.

Для решения массы проблем русской армии не надо изобретать велосипед. Он давно изобретен. Русская армия никогда не обходилась без Бога и без духовенства. Разве можно без Бога одержать победу? Как их одерживали благоверные князья Александр Невский, Дмитрий Донской, блестящие полководцы Александр Васильевич Суворов,  Федор Федорович Ушаков, Михаил Дмитриевич Скобелев, Иосиф Владимирович Гурко и многие другие? С нами Бог! Без молитвы Суворов даже не приступал к битве, а после окончания боя непременно совершался благодарственный молебен.

Суворовские командиры были людьми высочайшего благочестия, а ведь любой командир является для подчиненных образцом для подражания. Ругаться матом? Поверить невозможно! А кто сейчас не ругается? Это тоже нравственная проблема. Армейская среда ведь очень благоприятна для восприятия как дурного, так и хорошего благодаря дисциплине. От мирного населения такой дисциплины, как в армии, не требуется. Военного держат в рамках, строят, формируют как личность, как гражданина, как мужчину, как патриота. Что сформируется в армии, то военнослужащий перенесет и на гражданскую жизнь.

Беседовала Мария Сенчукова

Фото Юлии Маковейчук

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *