В наше время можно заметить удивительную вещь: то, что касается самого потаенного, сейчас выставляется на общее обозрение, что раньше считалось стыдным, ныне объявляется нормальным и даже достойным гордости. Своими мыслями о том, как блуд для современного человека стал хорошим тоном и почему это так опасно для человека, делится иерей Алексий Саливон-Гончаренко, клирик Покровского собора Запорожья.
Наш сегодняшний мир охватила великая «чума», и имя этой чумы – блуд. Яд этого греха проник, как никогда раньше, во все информационные структуры и все сферы нашей жизни.
Нынче блуд инфицировал все: телевидение, интернет, моду, газеты и журналы. Отсутствует всякая «цензура» на рекламных билбордах, на вывесках магазинов, рекламе продуктов и товаров, причем не где-то в рекламных буклетах, вдали от детских глаз, а на центральных улицах наших городов.
Очевидно, что все силы ада брошены на то, чтобы как можно сильнее и масштабнее извратить наше общество и, в частности, молодежь – будущее этого мира. Через такую «вездесущую» атаку на взор человеческий в человеке неминуемо разжигается до предела блудная страсть, и он становится словно пороховой бочкой, которая взрывается от попадания на нее самой малейшей искры.
Борьба на смерь вечную
Бес блуда – очень сильный. Святые отцы говорят, что если бы Господь не дал женщине застенчивости, то не спаслась бы в мире ни одна плоть. Священное Писание указывает нам на следующее: когда Господь отвечал молодому богатому юноше на его вопрос «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18. 18) стал перечислять заповеди, только, на удивление, не в том порядке, в котором их дал Моисей. И первой заповедью, которую Он назвал, была «Не прелюбодействуй» (Лк. 18. 20.), то есть та, перед которой человек наиболее уязвим. Даже царь Давид, написавший книгу Псалтырь, будучи пророком, помазанником Божиим, не устоял перед красотой жены своего поданного и пал! И про эти вещи мы должны помнить, не быть беспечными!
Сейчас идет война – война не просто на жизнь или смерть, а на смерть вечную. На каждой войне командир взвода или роты посылает в тыл противника разведчиков, чтобы те узнали, в каком участке фронта враг будет осуществлять свое наступление. А зачем это нужно знать? Чтобы усилить оборону этих участков линии фронта. Так и мы из Евангелия узнаем о силе невидимого врага – беса блуда, и как мудрые воины Христовы облечемся в броню духовную – воздержание очей и целомудренность.
Зона риска
На кого в первую очередь лукавый направляет блудные стрелы? Кто под особым прицелом у него? Во-первых, те люди, которые являются авторитетным примером для населения – духовные лица, врачи, учителя, артисты, музыканты, политики и другие. Ведь погрешность известного многим человека является сильным соблазном для всех, кто его знает и уважает. Во-вторых, люди, не имеющие достаточного жизненного опыта, – школьники и студенты. Именно они в силу своей юности еще не в состоянии отличать в жизни любовь от влюбленности, влюбленность от похоти, «белое» от «черного».
Враг рода человеческого внушает подросткам следующее: «То, что приносит удовольствие, и есть источник истинного счастья». И не зная еще, куда приводят удовольствия, молодежь со всей силой бросается в праздность и пьянство, беспорядочные половые отношения, наркотики и прочие источники «счастья». Вот таким путем обманываются сатаной множество молодых людей, ведь в каждом человеке есть душа, которая по природе тянется к источнику счастья, а этим источником является Бог. Но, по неопытности своей жизни, молодые люди принимает сатанинскую логику за «чистую монету». А что потом? Великая внутренняя опустошенность, угнетенность, отчаяние, уныние и тоска. Войдя в такое состояние, некоторые люди заканчивают жизнь самоубийством. Это бывает с теми, кто осознано не признает понятие «грех» и не хочет слышать о Боге, о Его заповедях, о Его учении. Ведь что такое заповедь? Это не просто запреты или формальные правила, а просьба Бога, если хотите, это Бог умоляет по величайшей Своей любви к нам: «Не причини себе вреда!» Как родная мать говорит своему дитю: «Не прикасайся к горячей сковороде, а то ты обожжешься! Тебе, а не мне, будет от этого плохо!» Вот и предупреждает Господь всех нас: храните добрачное целомудрие, а иначе вы же сами потом будете страдать! Не Я, а ты – человек!
Как следствие такого грехопадения и возникают разочарование, обида, предательство, измены, венерические смертельные заболевания, аборты, рождение детей, которых никто не любит и не ждет, которых родители бросают или всю жизнь винят в своей «потраченной жизни», и множество других последствий.
Духовная близорукость
Почему добрачное половое воздержание называется «целомудрием»? Как мы видим, это слово состоит из двух слов «цело» и «мудрие», то есть «целостность и мудрование», «целостность ума». А как вы думаете, в чем заключается эта целостность? Может, человек, будучи целомудренным, лучше решает примеры по математики, лучше пишет диктанты, сочинения, может, он более остроумен, находчив? Так в чем же заключается эта «целостность»?
Когда человек теряет целомудрие, у него способности ума остаются прежними, а вот способность видеть и понимать духовные вещи отнимается, он теряет «духовные очи». Если человек лишился органа зрения – глаз, то, естественно, каким бы богатым и красивым ни был этот мир, он не сможет уже этого ни увидеть, ни понять, но будет видеть один мрак. Так и грех блуда и прелюбодеяния лишает нас духовных очей, духовного зрения. И говорил Господь о таковых: «Слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами и не уразумеют сердцем и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13. 14-15). Человек теряет способность верить в невидимый, совершенный мир, видеть его теснейшую связь с нами.
Потеряв «духовную бдительность» пускается такой человек во все утехи житейские. Начинает жить по принципу «Бери от жизни все!». Вот почему сатана и поставил в приоритет распространение этого греха в мире. Повторюсь, что все силы ада брошены на то, чтобы как можно больше людей ввергнуть в блуд, чтобы отнять у людей способность видеть истинный смысл жизни. А истинный смысл жизни человека – не в том, чтобы «построить дом, посадить дерево и вырастить сына или дочку», а в том, чтобы спасти свою душу!
Тело – храм души
Грех блуда и прелюбодеяния является грехом самым омерзительным в очах Божьих. Потому что человеческая личность состоит из тела, духа и души. И если какой-то другой грех оскверняет одну душу, то этот грех оскверняет и душу, и дух, и тело. Когда священник отпевает усопшего, то он трижды кадит гроб новопреставленного. Зачем? Ведь кадилом кадится престол в алтаре, иконостас, мощи, иконы, стены храма, так почему вдруг священник кадит мертвеца? Да потому что наше тело является храмом души, которая создана не по желанию родителей каждого человека, а по решению Самого Господа!
К чистоте этого храма мы должны относиться с трепетом, ведь благодать Божия, которая украшает человека изнутри, не терпит греха, как огонь не терпит воду, и человек, не зная этого, повреждает свою внутреннюю уникальную красоту. А красота души отражается на красоте тела.
Не двое, но одно целое
Тяжелейший урон наносится также духу человека. Что сказано в Священном Писании? «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк. 10. 7-8). Многие не знают смысла этих слов и последствий, которые идут за этим. Во-первых, хочу задать вопрос: в какой момент муж и жена становятся «единой плотью»? В момент росписи в ЗАГСе, в момент Таинства венчания? Или когда? На самом деле становятся они «единой плотью» в момент телесной близости, в момент «познания» друг друга.
А что же такое единая плоть? Это когда ноги, руки, голова, туловище соединены между собой в единое целое. И когда болит на руке мизинчик, то не могут все остальные члены довольствоваться, но будут страдать они все вместе. Когда болит зуб, болит тогда и все тело. Не могут при боли одного «радоваться» остальные части тела. Вот точно так же и муж с женой, когда кто-то из них получил травму, заболел или чем-то расстроен, второй не может уже полноценно радоваться жизни, а будет автоматически страдать со своим возлюбленным.
Теперь представьте, что происходит с тем человеком, который ведет беспорядочную половую жизнь… С каждым человеком, с которым он вступил в половую связь, он стал «единой плотью» т.е. воссоединился с ним духовно. И затем все скорби и неприятности его половых партнеров соответственно будут отражаться на его настроении. И чем больше их было, тем глубже будет скорбь. Это может довести человека даже до уныния и самоубийства!
Внешне у человека вроде все хорошо, а внутренне – невыносимая тоска, от которой не знаешь куда деваться, и не хватает сил уже с ней дальше жить! В пример приведу голливудскую актрису-звезду прошлого столетия Мерлин Монро, которая накануне своего самоубийства стала вести беспорядочную половую жизнь, что и привело к депрессии, с которой она не смогла справиться. Конечно, любой скептик может сказать, что это просто совпадение, но любой священник, который исповедовал людей, скажет, что это логичная закономерность. Вот таковы плоды греховной «сладости», и стоит ли оно того? Ради «пятиминутных удовольствий» разрушать все то, что ты так долго до этого строил, разрушать всю свою жизнь?!
О том, что добрачные отношения приводят к печальным последствиям, говорят и научные доводы, ведь по статистике 90 процентов всех гражданских браков заканчиваются разводом, так как между такими парами быстро иссякает главное их связующее – любовь! А источником любви является только Бог, и тот человек, который даже и не осознает, что он грешит, все равно лишает себя и Божьей к нему любви и той любви, которая была дана ему Богом к своей возлюбленной половинке Но,через решительное намерение исправиться, через искреннее покаяние о своих грехах, Господь дарует такому человеку прежнее здравие и его духу, и душе, и телу. А в этом всецелом здравии возвращается сердцу человека радость, мир и любовь!
Днем строим, ночью разрушаем…
Если же снова человек забудется и возвратится к прежней своей греховной жизни, то будет ему так, как сказано в Священном Писании: «То тогда нечистый дух возвращается к тому человеку, и находит дом пустым, выметенным и убранным. Тогда он идет и приводит с собой семь других духов, еще злее его самого. И они входят в того человека и живут там все вместе, и тому человеку становится еще хуже, чем было прежде» (Лк 11. 24-26). Вот какое опасное предостережение делает нам всем Господь! Потому что знает, что человек таков, что когда ему хорошо, то он быстро забывает прошлые свои страдания, и снова начинает погружаться в то «болото», из которого выходил многими скорбями.
Но если ты, человек, идешь на это, то последствия теперь тебе уже известны. И тогда не ропщи ни на кого! Так как прежде ты этого не знал, а теперь осознано делаешь: живешь в невенчанном браке, позволяешь себе вступать в беспорядочные половые связи, заводить себе любовницу или любовника и тому подобное. И знай, что говорит Господь: «Раб же тот, который знал волю господина своего…и не делал по воли его, бит будет много, а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше…» (Лк. 12. 47-48). То есть прежние скорби, которые ты ранее нес по грехам своим, по сравнению с теми, в которые ты себя теперь ввергаешь, были «мелочью жизни». Так как через покаяние ты стал воином Христовым, а теперь осознанно становишься предателем Его…
Поэтому, однажды покаявшись, человек не может уже вести двойную жизнь, не может он идти одновременно и «вверх» и «вниз»: сначала строить свое счастье через покаяние и любовь, а затем бездумно разрушать его грехами. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6. 24), – говорит нам Господь.
Только двигаясь навстречу Богу, можно обрести такое счастье, такой мир и любовь, что будет хватать не только тебе, но и будет оно через тебя изливаться на всех твоих родных и близких. Великую радость и услаждение сердца обретает тот человек, который испытывает не только любовь от ближних, но который сам способен искренне любить всех, кого встречает на жизненном пути.
Иерей Алексий Саливон-Гончаренко,
клирик Покровского архиерейского собора Запорожья
Публикация пресс-службы Запорожской епархии
Украинской Православной Церкви