Home / Слово пастырю / Название и призвание

Название и призвание

Что значит быть православным христианином? Как правило, за этим вопросом следует очевидный ответ: православный − тот, кто принадлежит к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, этот человек живет религиозной жизнью, посещает храм, периодически или систематически участвует в церковных таинствах и т.д. Для большинства из нас словосочетание «православный христианин» еще недавно было единым понятием, и, фактически, этот термин не разделялся на «православного» и «христианина». Но, по моим личным наблюдениям, в обществе термины «христианин», «христианство» постепенно начинают терять первоначальное значение.

И горько осознавать, что вместе с этим начал исчезать дух самого христианства, да и вообще, если посмотреть на православную общину, то общиной ее назвать нельзя. Понимание церковных Таинств, например таких, как Таинство Евхаристии, извращается. Люди идут к Святому Причастию, чтобы получить исцеление от физических недугов или чтобы Бог помог и дал просимое − чтобы дочка, внучка, сын или еще кто-нибудь стал жить хорошо и т.д. В общем, ради многого, но только не ради того, чтобы соединиться со Христом, чтобы принять в себя благодать, которая бы внутренне преобразила человека, дабы он стал ближе к Богу. Зачастую об этом мало кто задумывается.

Покаяние перестало быть Таинством плача о грехах − оно больше не понимается как дверь, через которую человек выходит очистившимся и полным решимости изменить свою жизнь, больше не совершать ранее содеянные грехи и вообще иметь решимость вести хоть какую то борьбу со грехом. Таинство покаяния стало просто проходным билетом к Таинству Евхаристии.

Примеры, которые были приведены выше, очень ярко свидетельствуют о том, что в нашей церковной жизни что-то идет не так.

Если мы обратимся к СМИ, то мы увидим черносотенцев, православных хоругвеносцев, монархистов, распевающих «Боже, царя храни», увидим «Чины покаяния», которые проводятся то тут, то там, или же каких-то православных активистов, эпатирующих публику своими выходками. Проходя по городу, видишь на молодых людях футболки с надписью «Православие или смерть», «Я русский» и т.д. Распространились также непонятные «послушники», «иноки», которые мигрируют от храма к храму, от монастыря к монастырю, пугают и смущают народ рассказами о скором пришествии царства антихриста, активно призывают к почитанию псевдосвятых − таких, как Иоанн Грозный и Григорий Распутин, кричат о том, что иерархия безблагодатна, и тому подобное. Но, стоя на воскресной службе в храме, невольно задаешься вопросом: а где эти молодые люди, кричащие о своей православности, где эти «иноки»? Почему их нет на службе?

В наше время зачастую православная община – это некое собрание, в котором прихожане занимаются ротацией кадров, перемещая епископа с кафедры на кафедру, священника − с прихода на приход, занимаются написанием коллективных писем с жалобами в Патриархию или архиерею. Проводится большая и трудная работа по улучшению и оздоровлению церковной среды, такое большое дело делается по исправлению своего ближнего, но вот как-то совершенно не остается времени на себя самого…

Мы забыли о том, что мы ученики Христовы, мы христиане. К сожалению, для большинства православных посещения храма и служб носит характер некоего хобби − в том смысле, что человек только во время пребывания в храме пытается быть христианином, а выходя за церковную ограду, перестает таковым быть. Или же человек, называя себя православным христианином, ходит в храм только для того, чтобы что-то получить от Бога, ждет какого-то чуда, но, не получая ожидаемого или сталкиваясь с искушениями, покидает лоно Церкви, отрекается от Христа.

У протопресвитера Александра Шмемана есть такие слова: «Да, за Христом следовали толпы, пока Он помогал, исцелял, творил чудеса. И эти же самые толпы бросили Христа и кричали: «Распни Его!» Люди почувствовали страшным инстинктом зла, что в этом совершенном Человеке, в этой совершенной Любви − их обличение, что самой своей любовью, самим своим совершенством – Христос требует от них жизни, которой они не хотят, любви, правды, совершенства, которые для них невыносимы. Этого свидетеля нужно убрать, уничтожить».

Для современного православного христианина важно понимать, что то христианство, которое он исповедует, те клятвы, которые он давал при крещении, − либо за себя самого, либо за своего маленького крестника − это не просто слова: «Верую Ему как Царю и Богу…». Эти слова должны стать образом жизни, образом мысли, целью, к которой необходимо стремиться и совершенствоваться. Именно нравственное самосовершенствование, наблюдение за самим собой, самоанализ и приобщение к Евхаристии, чтение Священного Писания в человеке произведут позитивные изменения. И именно тогда этого человека с полной уверенностью можно назвать православным христианином.

 

Иерей Александр ИОНИТИС
публикация сайта Майкопской епархии

Иллюстрация сайта Татарстанской митрополии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *