Наступает Великий пост. Многие из нас понимают его лишь как ограничение в пище (так прямо и говорят, будто о какой-то особой заслуге: «А я мяса и вовсе не ем…»). К тому же сейчас многие стали вести «здоровый образ жизни», распространено «вегетарианство», различные модные способы «очищения организма», «лечебной голодание». А тут еще и пост…
Все дело в том, что пост – это не голодание, не вегетарианство, не очищение столь самолюбимого организма, а нечто совсем другое. И цель поста − не в том, чтобы принудить нас к известным, формальным обязательствам — «не есть мяса, молока, яиц…», но в том, чтобы создать условия для того, чтобы наше сердце смогло, наконец, отринуться суеты мiра и смогло воспринять духовную реальность алчбы и жажды общения с Богом.
А ведь само слово «пост» должно быть хорошо понятно нам, русским людям (особенно тем, кто служил в армии). Мы встаем на пост так же, как и часовой встает на пост. Для часового стояние на посту − это время предельного внимания, когда все его чувства обострены («Не подкрадывается ли враг? …Стой! Кто идет?..»). На посту не едят, не пьют, телевизор не смотрят, с поста на танцы не сбегают. Так и Великий пост – это особое время, в которое мы не только ограничиваем свою пищу до действительно необходимых для физического существования пределов, но это время внимания к себе, к своему внутреннему миру… Как мы живем? Зачем? По каким, по чьим заповедям? К чему мы прислушиваемся в своей жизни: к молитве стоящего за нашим за правым плечом Ангела-Хранителя, или к злорадному хохоту за левым, когда исполняем похоти совсем другого персонажа духовной битвы за нашу душу?…
Откуда в Церкви возник обряд соблюдения поста? Накануне Великого поста Церковь вспоминала события грехопадения человека – изгнание Адама из Рая. Чем согрешил первый человек? Тем, что, послушав змея-искусителя, съел запретный плод (т.е. нарушил заповедь поста), поверив, что в еде, а не в Боге, − источник Жизни… Человек решил, что именно земные плоды дают жизнь, земные утехи − радость, человеческие знания − победу над природой, суетная политическая возня − свободу, равенство, братство… А оказалось, что, сколько бы я не съел, рано или поздно придет смерть.
Удовольствия? В детском садике они у меня были одни, в юности – уже другие, в зрелом возрасте – третьи… Если все время гоняться за все возрастающими потребностями («Бери от жизни все!!!» — как учит нас сегодня дух времени), то логическое завершение этой безумной гонки – смерь от передозировки…
Человек создан по образу и подобию Божию, создан для вечной Жизни. Бог смерти не сотворил. Но когда человек решил, что он сможет прожить и без Бога, то прервал свою связь с Ним. Тем он лишил себя источника Жизни, и в мир пришла смерть. И сегодня мы едим, чтобы жить. «Жизнь – способ существования белковых тел», − утверждает либеральная, безбожная философия. Но сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Только один Бог и есть сама Жизнь, Источник её и её Творец. Так вот, пост и есть поиск Источника Жизни. Если я голоден и не поем, то ведь могу и умереть. А если поем? Разве не умру? Да нет, рано или поздно тело мое умрет. А как же душа? Где источник её вечного существования? Что является условием моего воскресения? Источник вечной Жизни – Бог! И Великий пост должен стать моим возвращением к Богу, дорогой домой − обратно в Царство Небесное.
Поэтому обязательным условием «правильного» соблюдения именно поста (а не диеты) должна быть, прежде всего, усиленная молитва – мое обращение к Богу. Великий пост имеет удивительные особенности богослужения, сам характер которых помогает этому обращению человека. Вторым обязательным условием подлинного поста является покаяние. Видимым проявлением в нас раскаяния является исповедь – Таинство Церкви, во время которого человек, проанализировав свою жизнь, открывает свои грехи Богу. Священник, совершитель Таинства, будет являться еще и свидетелем покаяния человека на Страшном Суде.
Таким образом, Великий пост − это время, когда человек, воздерживаясь от пищи, лакомств, развлечений, учится обращаться к Богу, испытывать радость и благодарность. Но самое важное − мы можем понять смысл и цель свой жизни, можем вновь вернуться к самому Богу, ко всему тому, что Он сотворил для нас. И тогда ясней для нас станут строки Пасхального Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…».
Протоиерей Димитрий ПОЛУШИН,
руководитель отдела Новосибирской митрополии
по взаимодействию с Вооруженными Силами,
правоохранительными органами и казачеством
Материал был опубликован на странице автора в сети «В контакте»