В большинстве случаев сны забываются человеком сразу по пробуждении, но порой яркие, тревожащие или вдохновляющие сновидения будоражат сознание и уже во время бодрствования. Как относиться к ним, чем они вызваны? Бывают ли «вещие» сны? Об этом рассказывает священник Григорий Борисов (Таллин).
Нередко в пастырской практике приходится сталкиваться с тем, что верующие люди придают значение сновидениям, а иногда и спрашивают об их смысле и ждут разъяснений от священника. Вместе с тем святоотеческое наследие недвусмысленно доносит до нас мысль о недоверии к содержанию собственных сновидений и пагубности самого внимания к ним.
Особым образом предостерегает нас от подобных увлечений великий святой нашей Церкви – святитель Игнатий (Брянчанинов). «Во время сна человеческого, – пишет он, – состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении», однако «в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества».
Этими двумя причинами – нашим расслаблением, неосознанностью и, вместе с тем, непрестанной деятельностью души – и обусловлено содержание наших сновидений. В связи с этим святитель совершенно однозначно утверждает, что «сновидение само по себе не может и не должно иметь никакого значения». Этот важный тезис уже сам по себе является достаточным для того, чтобы не придавать значение снам, не искать в них ни смысла, ни чудес, ни пророчеств или посещения от Господа.
Но ведь можно заметить, что бывают совпадения между увиденным во сне и после случившимся наяву? Пусть и редко – в исключительных, уникальных случаях, скажем так. Но и здесь святитель Игнатий подсказывает нам, что случается это «по злохитрости бесовской», и даёт противоядие от подобного рода искушений, призывая нас не уделять внимания даже таким, казалось бы, очевидным вещам: «От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается».
Более того, через сновидения на нас могут влиять демонические силы: они и при бодрствовании имеют доступ к душам нашим, тем паче и во время сна могут воздействовать на нас. Святой Игнатий говорит, что таким образом тёмные силы «возводят на высоту самомнения и гордыни» людей, увлекающихся сновидениями и придающих им значение, могут являться им под видом святых и даже Самого Христа и Его Пречистой Матери, внушая ложное одобрение и напрасную надежду на спасение. «Такая высота есть вместе и погибельная пропасть», отмечает святитель.
Посему увлечение сновидениями, их содержанием и толкованием – дело не только бессмысленное, но и в определённых случаях погибельное. «Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, ещё не обновлённом благодатью, мы не способны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов». Душевный бред и бесовские инсинуации – вот чем исключительно обусловлено содержание сновидений наших в греховном нашем состоянии. Запомним эти два источника ночных сонных видений, утратив доверие к ним и успокоившись насчёт содержания оных.
Если же окажемся взволнованы все же, то будем призвать на помощь Господа в молитве, осенив себя крестным знамением, употребив небольшое количество святой воды или иных источников благодати Божией, в изобилии имеющихся в жилище у каждого православного человека.
Правда, святитель Игнатий отмечает, что есть и сны, причиной коих является благодать Божия, но такие сновидения «даются весьма редко подвижнику или даже явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию». Редкость эта обусловлена тем, что «все случающееся с нами вне общего порядка приводит нас в самомнение и колеблет в нас смирение, столь необходимое для нашего спасения». Совершенно то же самое можно сказать и о вещах, которые кажутся нам чудесными: определённые события мы склонны трактовать и расценивать как нечто, выходящее из «общего порядка». Но ни в том, ни в другом случае мы не ошибёмся и не согрешим, если не предадим случившемуся наяву или во сне какого бы то ни было значения! Лучше ошибиться нам в посещении Господнем, нежели в собственной праведности.
Что же, остаёмся мы без откровения Свыше и посещений от Господа в нашей жизни? Нет – святитель Игнатий как добрый пастырь, пекущийся о спасении верующих душ, подсказывает нам верный путь для познания воли Господа: «Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека, изображена в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что содействие спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее излишним и ненужным».
Вместе с тем с прискорбием приходится констатировать, что Библия – Писание, именуемое Священным – среди православных по большей части пребывает в совершеннейшем забвении и нередко годами пылится на книжных полках в окружении ненужной макулатуры. Подобной ситуации, помимо грехов и лености нашей, поспособствовало и относительно недавнее советское прошлое, когда было сложно достать саму Библию, не говоря уже о прочтении её и правильном понимании. Но годы идут дальше, и сейчас мы имеем великое множество изданий Священного Писания, появляются новые переводы, целые православные издательства печатают различные святоотеческие толкования и комментарии наших выдающихся современников, в интернете доступны самые разнообразные библейские ресурсы – словом, живём мы в поистине радостные и счастливые времена с точки зрения библеистики (науки об изучении и толковании Библии), поскольку есть у нас все условия для того, чтобы воспринять Слово Божие. «Кому много дано, с того много взыщется» (Лк 12:48).
Посему не будем увлекаться бессмысленными размышлениями над ночными «бреднями нашей души», но устремим взор свой на боговдохновенные строки Священного Писания, чтобы припасть нам к спасительному источнику Живой Воды божественного Слова, через который надеемся и мы «иметь жизнь вечную» (Ин 5:39).
Публикация газеты «Православный Собеседник»
(Эстонская Православная Церковь
Московского Патриархата)