«Самое сложное в первый год служения − внутренне перестроиться и переосмыслить свою жизнь, осознав, что ты теперь священник, который в ответе не только за себя, но и за свою паству», − рассказывает иерей Виктор Литвинов, настоятель Александро-Невского храма в городе Красный Сулин Ростовской области. Продолжаем публикацию материалов о жизни молодых священников, недавно ступивших на путь пастырского служения.
− Учились ли Вы в семинарии? Какой эпизод из семинарской жизни запомнился больше всего?
− Учился в Воронежской православной духовной семинарии, которую окончил в 2011 году. Из тех пяти лет можно многое вспомнить с теплыми чувствами: лекции преподавателей, всевозможные послушания, мужской хор, инспекцию, общение с однокурсниками и сокелейниками. Больше всего, наверное, запомнился эпизод поступления, когда на зачислении объявили мою фамилию и присвоили гордое звание семинариста.
Вместе с теплотой при воспоминании о духовной школе иной раз всплывает чувство грусти и сожаления о том, что не все успел впитать в себя полезного за время, проведенное в стенах семинарии, особенно знания и опыт по некоторым вопросам, которые всплывают в процессе пастырского служении.
Думаю, что если бы поступал бы в семинарию сейчас, в более зрелом возрасте, имея за плечами высшее гуманитарное образование, а не после школы, я внимательнее бы относился ко всему, что нам преподавали, больше бы беседовал и задавал преподавателям вопросы «из жизни», а не ограничивался бы просто ответом на опросах и экзаменах ради положительной оценки.
Только сейчас понимаешь, что оценки − это не главное; гораздо важнее то, насколько за время обучения успел сформироваться основной фундамент из семинарских знаний, мировоззрения и твердой жизненной позиции, к которому в течение пастырского служения нужно будет прибавлять другие знания и опыт, потому что, честно говоря, обучение длится всю жизнь.
Расскажите о Вашей семье. Вы росли в церковной обстановке или пришли к Церкви позже?
− У нас было многодетное семейство – пять детей; я намного старше остальных братьев и сестры, которые родились уже в воцерковленной семье. Я же рос, когда наша семья, точнее, женская её половина, как раз входила в ограду Церкви. Первые ростки веры получил от бабушки, которая воцерковила сначала маму, а потом и меня.
Мужская линия была военной, партийной, старой коммунистической закалки, поэтому поначалу мужчины в нашей семье не хотели слышать вообще какие-либо разговоры о Боге и хождении в храм (но при этом сильно не препятствовали в этом нам). Но Господь по молитвам бабушки и мамы потихоньку смягчал их сердца. В частности, мой отец (подполковник полиции), постепенно все больше воцерковляется: почти каждое воскресенье, когда позволяет работа, приходит на Божественную литургию, помогает по храму. Он не только не препятствовал, но хотел более всех, чтобы я поступил в духовную школу.
Что из опыта жизни старшего поколения вашей семьи повлияло на ваш выбор?
− Опыт бабушки по маминой линии, которая была всегда очень набожной, вела строгий, аскетический образ жизни, всегда уповала на волю Божию. При этом Господь посылал ей болезни, но она терпеливо их несла, не обращаясь к хирургическому вмешательству врачей, которые говорили, что она должна была умереть уже лет двадцать назад − тогда у нее в первый раз был обнаружен рак. Но бабушка моя не отчаивалась и, не уповая на помощь врачей земных (хотя все родные убеждали делать операцию), просила о помощи Врача Небесного. Взяла на себя сугубые молитвенные подвиги, постоянно читала акафист пред иконой Божией Матери «Всецарица», и действительно произошло чудо: c Божией помощью она победила рак, а врачи, думавшие, что она уже умерла от болезни, увидев ее через пару лет здоровой, были совершенно поражены.
Мне тогда было лет десять, но этот чудесный случай запомнился надолго. Господь через некоторое время вновь послал ей испытание в виде тяжелой болезни, которую она переносит уже пятнадцать лет, терпя страшные страдания (как она говорит, «за грехи») и надеясь только на волю Божию.
Расскажите о вашем приходе. Чем он живет, каковы сильные и слабые стороны? Что объединяет людей в общине?
− Приход во имя святого благоверного князя Александра Невского молодой: с момента его создания не прошло года. За это время главным делом было сформировать общину прихожан и выполнить основные ремонтные работы по храму, чтобы там могли совершаться богослужения в течение всего года.
С Божией помощью достаточно быстро сформировалась основная община – это примерно сорок-пятьдесят человек. Большинство из них недавно пришли в Церковь. За год сложились теплые доверительные отношения с прихожанами, многие из которых помогают по храму и на территории возле него − слава Богу, работы для всех хватает. Думаю, это одна из сильных сторон прихода: все мы одна семья во Христе. Конечно, хотелось бы, чтоб община расширялась быстрее и храм с трудом вмещал всех не только по большим праздникам и в дни поминовения усопших, но и каждое воскресенье.
Есть также общая цель придать храмовому зданию типовой вид и отделать подсобные помещения, где можно было бы разместить приходские службы по различным направлениям служения.
Кого бы Вы могли назвать наставником?
− Своим наставником считаю протоиерея Александра Минина, настоятеля Покровского храма города Красный Сулин, при котором происходили моё воцерковление и духовное становление.
Также очень помогает общение и взаимодействие с благочинным нашего округа протоиереем Василием Хадыкиным, который для меня является образцом служения священника в наше время, требующее оживления основных направлений церковной жизни. Это священник, который, по слову апостола Павла, умеет быть «всем для всех», то есть может разговаривать с представителями разных слоев современного общества, чтобы приводить этих людей к Церкви – пусть не сразу, а постепенно. Для этого требуется обладать не только церковными знаниями и опытом, но и достаточно широким кругозором в абсолютно разных сферах жизни.
Какие книги Вы читаете, какие хотели бы прочитать?
− Воцерковление мое начиналось с трудов подвижников XIX века: святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, систематизировавших и переложивших на более простой язык труды Отцов Церкви по православной аскетике, основам духовной жизни и молитве Иисусовой.
За время обучения в семинарии удалось прочитать много книг, конспектов, вспомогательных материалов по различным церковным дисциплинам. С тех пор нравятся труды профессора А.И. Осипова – такие, как «Путь разума в поисках истины», «Посмертная жизнь души», «Православное понимание смысла жизни».
Сравнительно недавно стал знакомиться с огласительными беседами, брошюрами священника Даниила Сысоева; его труды я начал изучать в конце учебы в семинарии, уже после кончины отца Даниила.
В данный момент знакомлюсь с публикациями бесед по вопросам духовной жизни, например, трудами митрополита Сурожского Антония («Школа молитвы» и другие), ответами на вопросы протоиерея Валентина Мордасова. Особенно нравятся записи бесед протоиерея Олега Стеняева (беседы на Книгу Бытия, на Евангелие от Матфея, на Апокалипсис). Хотелось бы побольше знакомиться с трудами наших зарубежных богословов XX века: протоиерея Александра Шмемана, иеромонаха Серафима (Роуза), епископа Иоанна (Максимовича). Правда, на примере книги «Евхаристия − Таинство Царства» понимаешь, насколько высок (и не всегда понятен) язык богословской мысли того времени.
Также хочется пополнять свои знания в сфере исторических исследований, читать больше художественной литературы, рассматривая ее через призму веры, чтобы всегда уметь дать достойный ответ на вопросы наиболее образованной и интеллектуальной части нашего общества, все чаще приходящей в храм и ищущей истину.
Следите ли вы за официальными церковными новостями?
− Да, в основном читаю новости на сайте Московской Патриархии. Периодически слежу за появлением новых официальных документов и их обсуждением на портале «Богослов.ру». Обязательно знакомлюсь с новостями на сайте Шахтинской и Миллеровской епархии и сюжетами на телеканале «Союз» с тем, чтобы перенимать для себя положительный опыт церковной жизни и приходского служения.
Какое событие уходящего года считаете наиболее значимым?
− Все события значимы, потому что происходят по воле Божией. В этом году правящим архиереем за мной были закреплены два прихода в районе (Пантелеимоновский приход в селе Павловка и Троицкий приход на хуторе Чернецов), которые в скором времени будут зарегистрированы, там начнутся восстановительные работы; богослужения пока будут совершаться в молитвенных домах − бывших фельдшерско-акушерских пунктах).
Очень хочется, чтобы церковная жизнь оживала и в глубинке, где живут простые, открытые и добрые люди.
Сколько в вашем приходе пожилых и молодых людей? Как Вы думаете, чего они ждут от Церкви и от посещения храма?
− Не в Великий пост и другие посты, когда приходит много людей разного возраста, основную часть прихода составляют верующие средних лет и пожилые, которые в советское время, живя в большинстве своем оторванными от Церкви, совершили (по большей части по незнанию) много необдуманных поступков, за которые теперь приносят покаяние. Средний возраст прихожан – пятьдесят лет. Они также молятся о своих детях и внуках, чтобы те не повторяли их ошибок, старались жить по заповедям Божиим, чтобы Господь помогал им по жизни.
Кроме того, довольно много родителей приводят в воскресные дни своих маленьких детей к Таинству Святого Причащения, желая, чтобы их чада росли здоровыми душой и телом, приобщаясь к Господу Богу, и с возрастом семена веры, посаженные во младенчестве, произрастали, делая их людьми добрыми, имеющими любовь к Богу и Церкви. Стараюсь объяснять, что Причастие (как и все, что есть в Церкви) − это не просто какой-то магический обряд, дающий автоматическое разрешение жизненных проблем, чего иной раз ждут молодые и люди средних лет. Я объясняю, что это богоустановленное Таинство, имеющее синергический характер, когда сам человек с помощью Божией должен участвовать в своём спасении, строя собственную жизнь в соответствии с заповедями Божиими.
Есть ли в вашем благочинии, епархии обычай приглашать других священников на престольный праздник? Сколько священников Вы бы хотели пригласить?
− Такая традиция, конечно, есть. Хотелось бы, чтобы наши праздники могли разделить четверо-пятеро близслужащих священников, свободных в соответствующий день от служб и послушаний, − так все священнослужители смогут свободно разместиться в алтаре.
Как складывались отношения со «старожилами» прихода?
− Как таковых «старожилов» в храме не было, просто потому, что приход основан совсем недавно. Считаю, в этом есть и положительный момент: «с нуля» сложились теплые отношения со всеми прихожанами храма.
Что показалось самым трудным в первый год священнического служения?
− Внутренне перестроиться и переосмыслить свою жизнь, осознав, что ты теперь священник, который в ответе не только за себя, но и за свою паству. Не хватало житейского и пастырского опыта, чтобы сразу давать ответы на вопросы людей, просящих разрешить их жизненные проблемы, иной раз очень тяжелые и запутанные, а для этого надо обязательно пропускать боль другого человека через своё сердце.
Непростым делом было подготавливать храм (полностью разрушенное здание) к богослужениям, одновременно неся служение на другом приходе.
Эти труды, сопровождающиеся иной раз некоторыми трудностями, продолжаются и сейчас, и решение имеющихся проблем подчас осложняется поисками все новых источников материальных средств и пока что полным отсутствием документальной базы, кроме регистрационных документов, на храмовое здание и территорию вокруг него (решением данного вопроса до сих пор занимается районный комитет по управлению имуществом), что осложняет подведение основных коммуникаций к храму.
Принимает ли участие в приходской жизни ваша семья?
Да, и самое активное, за что благодарю Бога, давшего такое подспорье в служении. Младший брат пономарит в алтаре. Практически всю основу церковного хора составляют родные (супруга, мама, сестра). Правда, матушке из-за скорого рождения второго ребенка на время пришлось оставить некоторые послушания, в частности, обучение детей церковному пению.
Специально для портала «Приходы»
при поддержке информационного агентства «Покров» Шахтинской епархии