В плеяде русских святых особым ярким светом просияло имя блаженной Ксении Петербургской, память которой празднуется 6 июня. О том, почему юродивых ради Христа именуют блаженными и как каждая из заповедей блаженства отразилась в ее житии и подвиге, наша беседа со священником Свято-Троицкого собора Майкопа иереем Виталием Козловым.
Отец Виталий, Ксению Петербургскую называют блаженной. А что значит блаженный? В быту нередко блаженным называют человека, который производит впечатление странного, проявляющего себя не так, как все. Но в Церкви это имеет иное значение?
– Блаженный – значит счастливый своей свободой в Боге человек. Он живет, испытывая свою совесть как в хороших, так и в плохих поступках, старается привести свою жизнь к тем нормам, которые Господь нам дал, – к заповедям Божиим. В том числе к заповедям блаженства: будьте блаженны – будьте счастливы. А главное наше счастье – соединиться с Богом. К этому счастью Бог и ведет блаженного человека. Такой человек, видимо, больше других понял все проблемы жизни и этот путь тесный, узкий выбрал.
В сонме всех прославленных Церковью святых, наверное, блаженных намного меньше, чем мучеников, преподобных?..
– Их действительно мало. У нас в России, да и в целом по миру, их буквально единицы. Взять на себя такой подвиг, как взяла Ксения Петербургская, и лишиться всего. Будучи дворянского происхождения, отказаться от хороших условий жизни, круглый год в любую погоду бродить по улицам… Или, как иные, стоять годы на камне либо на столбах, или в пещере – это путь трудный и тяжелый, который не каждый может понести.
Наверно, поэтому их не понимали ни чужие, ни даже родственники. Они часто были гонимы.
– Та же Ксения Петербургская в начале своего подвижнического пути не была понята своими близкими – те считали, что она с ума сошла от своего горя после смерти любимого супруга, даже обращались к властям, чтобы те не разрешали ей раздать свое имение. Тяжелый и непонятный многим этот путь. Но и счастье, которое они обрели на этом пути своими трудами, своими молитвами, – оно ведь на века. Ксения Петербургская подвижничала и просияла в XVIII веке, а ее молитва и душевная теплота с тех пор согревают людей уже не одно столетие.
Она оставила нам образец, к чему нужно стремиться. И от нас только зависит, будем ли мы сами делать что-то из того, что делала она. А вся ее жизнь является ярким примером исполнения Заповедей блаженства – она ими, можно сказать, дышала и, не имея ничего своего, всем обладала.
Ксении и другим, кто брал на себя такой же духовный подвиг, удалось максимально приблизиться к исполнению Заповедей блаженства, которые оставил людям Господь
Иисус Христос и о которых мы знаем из Евангелия…
– Я с вами согласен.
Давайте посмотрим, как и в чем проявлялось в жизни святой Ксении исполнение Заповедей блаженства.
– Первая заповедь: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Ксения в 26 лет пережила смерть мужа. Потрясенная тем, что он умер внезапно, без покаяния и причащения Христовых Таин, она решила вымолить мужа, взяв на себя подвиг юродства, который продолжался 45 лет. Раздав всё свое имущество бедным, она начала жить в крайней нищете. Ксения отреклась не только от мирских благ и земных привязанностей, но и от своего имени, нареклась именем покойного мужа – Андреем Федоровичем, умерла для мира, воистину стала «нищей духом».
Нищета духовная называется еще смиренномудрием, или смирением, а это одна из основных христианских добродетелей.
– Совершенно верно. Следующая заповедь гласит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Пережив глубокую скорбь после потери любимого супруга, она не разочаровалась в самой жизни, а нашла утешение в Боге и сама стала источником утешения для многих людей. Где она спасалась от непогоды и стужи, никто не знает, лишь изредка она заходила в дома к знакомым. Днём бродила по городу, а на ночь укрывалась от глаз людских, выходя за город в поле, и там пребывала в молитве, попеременно делая поклоны на все четыре стороны света. Так её однажды и застали заинтересовавшиеся ночными исчезновениями Ксении горожане.
В этой заповеди следует понимать под плачем печаль и сокрушение сердца и настоящие слезы о том, что мы несовершенно, а порой и недостойно служим Господу и нуждаемся в исправлении своей жизни.
Третья заповедь чему научает?
– «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Кротость есть спокойное, полное христианской любви состояние духа, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе роптать не только на Бога, но и на людей. Ксения была известна своими кротостью и смирением. Она терпеливо переносила многолетние насмешки и унижения со стороны окружающих, никому не отвечая злом на зло. Непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг. И эта ее кротость привлекала к ней многих людей, которые видели в Ксении Петербургской образец христианского поведения.
Перейдем к следующей заповеди и посмотрим, как она осуществлялась в жизни блаженной Ксении.
– Звучит эта заповедь так: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Алчущие и жаждущие правды – это те, которые, глубоко сознавая свою греховность, виновность перед Богом, горячо желают правды, жизни своей по правде – то есть по Христову Евангельскому закону, требующему от христианина самой святой справедливости в их отношениях к ближним. Чистые помыслы, доброе сердце, искренность в поступках, любовь и вера в Бога – это всё, что ценила и искала в людях Ксеньюшка. Злые и корыстные люди отталкивали ее. Из таких рук она ничего не брала. Мало того, прямо в лицо не боялась говорить всю правду о сущности человека. От добра добро, а от зла – только зло, считала она. По ее мнению, брать из злых рук – это все равно что с бесом сесть за один стол. Указывая на плохие поступки, она явно хотела направить человека на правильный путь; отказываясь брать у него деньги, проучала тем самым за грехи.
«Прими, Андрей Федорович, на помин души», – предлагал ей кто-нибудь копеечку. Но юродивая отказывалась: «Нет, брат, ты покупателей обвешиваешь!» Другому выставляла причину: «Нет, не возьму. Ты, мил человек, бедных обижаешь!»
Теперь давайте поговорим о заповеди, в которой речь идет о милосердии.
– «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Для того, чтобы быть милосердным, надо быть сострадательным к другим, жалеть людей, попавших в беду или несчастье, стараться помочь им добрыми делами. Милосердие блаженной Ксении было безгранично. Она помогала всем, кто нуждался в помощи, независимо от их социального статуса или вероисповедания: кому – добрым словом, кому-то – прикровенно рассказав его будущее, которое Господь ей открывал. Ее доброта и сострадание стали легендой среди жителей Петербурга, так что каждый старался Ксению пригласить или к себе в дом, в свою торговую лавку или хоть небольшой путь провезти на повозке, потому что через это Господь тем людям помогал каждому в его нужде.
В одной из наших публикаций мы уже говорили о роли сердца – духовного сердца – в религиозной жизни. Есть о нем и в Заповедях блаженства.
– Да, эта заповедь гласит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Кто они – чистые сердцем? Это те, которые не только явно не грешат, но и не имеют порочных, нечистых мыслей, желаний и чувств в своем сердце. Чистота сердца требует полного подавления порочных мыслей и желаний и постоянного памятования о Боге и Его святом законе.
Жизнь Ксении и была примером чистоты сердца. Она избегала грехов и искушений, стремясь к духовному совершенству, потому что постоянно видела пред собой Бога, видела Его страдания, скорби и тернистый путь. И сама шла таким путем. От всего, что она имела, чем обладала когда-либо земным, она стремилась избавиться, и Бог давал ей возможность жить так, чтобы она была настоящим светильником, настоящим образцом не только для современников, но и для всех нас.
Удивительно, как полно охватывают Заповеди блаженства грани человеческой личности, высвечивая главное в духовном совершенствовании. Если чистые сердцем Бога узрят, то миротворцы, сказано в заповеди, назовутся сынами Божиими.
– Именно так и сказал Господь: «Блаженны миротворцы, ибо тии сынове Божии нарекутся». Миротворцами называются те, кто старается жить со всеми в мире и согласии, кто пытается примирить враждующих или, по крайней мере, молят Бога об их примирении.
Житие Ксении говорит о том, что молва о строгой подвижнической жизни этой святой, о ее доброте, смирении, полной нестяжательности широко разнеслась по Петербургу. Купцы, мещане, чиновники, жившие на Петроградской стороне, стремились принять блаженную у себя в доме. Вместе с нею как будто сама любовь приходила в дом, умиряя ссорящихся, принося свет и радость.
Но правда и то, что смиренная, добрая и открытая к людям Ксения никогда не кривила душой, и её справедливые слова и замечания далеко не всем нравились.
– Потому и сказано еще в одной заповеди: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Гонения неизбежны для христиан, потому что мир ненавидит правду, ведь правда обличает злые дела, а люди мира, к сожалению, любят зло больше благостыни. Сам Сын Божий был распят на Кресте ненавистниками правды Божией и всем Своим последователям предсказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15. 20).
Святая Ксения никому не причиняла какого-либо неудобства. Ее жизнь была полна испытаний и лишений. Она добровольно отказалась от комфорта и привилегий ради спасения души и служения ближним. Лишь однажды помним мы из ее жития случай, что она сильно разгневалась, когда уличные мальчишки, которые ее постоянно оскорбляли, перешли все границы и, видя ее безропотность и беззащитность, начали забрасывать ее грязью и камнями. Только тогда она взяла свою палку и бросилась на них, как вихрь. Но и здесь их не наказала, а только отогнала от себя, еще раз проявив кротость и беззлобие.
Последняя, девятая заповедь, как бы продолжает предыдущую о гонимых за правду…
– Но есть отличие. В этой заповеди Иисус Христос называет особенно блаженными тех, которые за имя Христово и за истинную православную веру в Него терпеливо переносят поношение, гонение, злословие, клевету, издевательства, бедствия и саму смерть.
Такой путь выбрала для себя и блаженная Ксения. Несмотря на то, что многие люди смеялись над ней и считали ее странной, что особенно проявилось в первые годы ее подвига, она продолжала свой путь с верой и любовью к Богу. Ее стойкость и вера вдохновляли многих и привели к тому, что уже при жизни Ксению стали почитать за праведницу, а после блаженной кончины она была многими признана святой. Ее канонизация состоялась много позже народного признания, только в 1988 году, на юбилейном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси.
Помощь блаженной Ксении Петербургской не прекращается и поныне…
– Расскажу о своем случае. Я начал воцерковляться довольно поздно. В начале 2000-х годов, помню, на Рождество пришел и с того дня стал ходить в храм всё чаще и чаще. И, слава Богу, Господь меня держит. Был случай, когда у нас сильно заболел настоятель, а я в это время как раз читал житие Ксении Петербургской и за отца Павла молился. И мне приснился сон, в котором блаженная Ксения мне сказала: «Не переживай, с батюшкой всё будет хорошо». Так что, хоть и маленькое, чудо с Ксенией Петербургской произошло в моей жизни.
А на Смоленском кладбище в Петербурге, где под спудом почивают ее мощи, я побывал лет десять назад. Слава Богу, посчастливилось мне приехать туда незадолго до зимнего дня памяти блаженной Ксении – числа 4-го февраля. Людей было очень много, несмотря на пронизывающий холод. А верующие всё равно шли и шли. Почитание блаженной Ксении великое – это лучшее свидетельство того, что она и сегодня помогает людям в их проблемах и бедах. Неслучайно же говорят, что к пустому колодцу за водой не ходят. Она слышит просьбы и откликается, помогает.
Подводя итог нашей беседы, могу сказать, что жизнь блаженной Ксении Петербургской является прекрасным примером того, как можно воплотить Заповеди блаженства в повседневной жизни. Ее самоотверженность, милосердие и кротость служат напоминанием о том, что истинное счастье и духовное богатство находятся не в материальном благополучии, а в следовании пути Христова учения. Но путь, который прошла святая Ксения, – это подвиг мученичества, выше его ничего нет.
Беседовала монахиня Сосанна
Публикация сайта Майкопской епархии