Home / Слово пастырю / Как воплотить в жизнь заповеди блаженства?

Как воплотить в жизнь заповеди блаженства?

В плеяде русских святых особым ярким светом просияло имя блаженной Ксении Петербургской, память которой празднуется 6 июня. О том, почему юродивых ради Христа именуют блаженными и как каждая из заповедей блаженства отразилась в ее житии и подвиге, наша беседа со священником Свято-Троицкого собора Майкопа иереем Виталием Козловым.

Отец Виталий, Ксению Петербургскую называют блаженной. А что значит блаженный? В быту нередко блаженным называют человека, который производит впечатление странного, проявляющего себя не так, как все. Но в Церкви это имеет иное значение?

Блаженный значит счастливый своей свободой в Боге человек. Он живет, испытывая свою совесть как в хороших, так и в плохих поступках, старается привести свою жизнь к тем нормам, которые Господь нам дал, к заповедям Божиим. В том числе к заповедям блаженства: будьте блаженны – будьте счастливы. А главное наше счастье соединиться с Богом. К этому счастью Бог и ведет блаженного человека. Такой человек, видимо, больше других понял все проблемы жизни и этот путь тесный, узкий выбрал.

В сонме всех прославленных Церковью святых, наверное, блаженных намного меньше, чем мучеников, преподобных?..

Их действительно мало. У нас в России, да и в целом по миру, их буквально единицы. Взять на себя такой подвиг, как взяла Ксения Петербургская, и лишиться всего. Будучи дворянского происхождения, отказаться от хороших условий жизни, круглый год в любую погоду бродить по улицам… Или, как иные, стоять годы на камне либо на столбах, или в пещере это путь трудный и тяжелый, который не каждый может понести.

Наверно, поэтому их не понимали ни чужие, ни даже родственники. Они часто были гонимы.

Та же Ксения Петербургская в начале своего подвижнического пути не была понята своими близкими – те считали, что она с ума сошла от своего горя после смерти любимого супруга, даже обращались к властям, чтобы те не разрешали ей раздать свое имение. Тяжелый и непонятный многим этот путь. Но и счастье, которое они обрели на этом пути своими трудами, своими молитвами, оно ведь на века. Ксения Петербургская подвижничала и просияла в XVIII веке, а ее молитва и душевная теплота с тех пор согревают людей уже не одно столетие.

Она оставила нам образец, к чему нужно стремиться. И от нас только зависит, будем ли мы сами делать что-то из того, что делала она. А вся ее жизнь является ярким примером исполнения Заповедей блаженства – она ими, можно сказать, дышала и, не имея ничего своего, всем обладала.

Ксении и другим, кто брал на себя такой же духовный подвиг, удалось максимально приблизиться к исполнению Заповедей блаженства, которые оставил людям Господь
Иисус Христос и о которых мы знаем из Евангелия…

Я с вами согласен.

Давайте посмотрим, как и в чем проявлялось в жизни святой Ксении исполнение Заповедей блаженства.

Первая заповедь: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Ксения в 26 лет пережила смерть мужа. Потрясенная тем, что он умер внезапно, без покаяния и причащения Христовых Таин, она решила вымолить мужа, взяв на себя подвиг юродства, который продолжался 45 лет. Раздав всё свое имущество бедным, она начала жить в крайней нищете. Ксения отреклась не только от мирских благ и земных привязанностей, но и от своего имени, нареклась именем покойного мужа Андреем Федоровичем, умерла для мира, воистину стала «нищей духом».

Нищета духовная называется еще смиренномудрием, или смирением, а это одна из основных христианских добродетелей.

Совершенно верно. Следующая заповедь гласит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Пережив глубокую скорбь после потери любимого супруга, она не разочаровалась в самой жизни, а нашла утешение в Боге и сама стала источником утешения для многих людей. Где она спасалась от непогоды и стужи, никто не знает, лишь изредка она заходила в дома к знакомым. Днём бродила по городу, а на ночь укрывалась от глаз людских, выходя за город в поле, и там пребывала в молитве, попеременно делая поклоны на все четыре стороны света. Так её однажды и застали заинтересовавшиеся ночными исчезновениями Ксении горожане.

В этой заповеди следует понимать под плачем печаль и сокрушение сердца и настоящие слезы о том, что мы несовершенно, а порой и недостойно служим Господу и нуждаемся в исправлении своей жизни.

Третья заповедь чему научает?

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Кротость есть спокойное, полное христианской любви состояние духа, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе роптать не только на Бога, но и на людей. Ксения была известна своими кротостью и смирением. Она терпеливо переносила многолетние насмешки и унижения со стороны окружающих, никому не отвечая злом на зло. Непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг. И эта ее кротость привлекала к ней многих людей, которые видели в Ксении Петербургской образец христианского поведения.

Перейдем к следующей заповеди и посмотрим, как она осуществлялась в жизни блаженной Ксении.

Звучит эта заповедь так: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Алчущие и жаждущие правды это те, которые, глубоко сознавая свою греховность, виновность перед Богом, горячо желают правды, жизни своей по правде то есть по Христову Евангельскому закону, требующему от христианина самой святой справедливости в их отношениях к ближним. Чистые помыслы, доброе сердце, искренность в поступках, любовь и вера в Бога это всё, что ценила и искала в людях Ксеньюшка. Злые и корыстные люди отталкивали ее. Из таких рук она ничего не брала. Мало того, прямо в лицо не боялась говорить всю правду о сущности человека. От добра добро, а от зла – только зло, считала она. По ее мнению, брать из злых рук это все равно что с бесом сесть за один стол. Указывая на плохие поступки, она явно хотела направить человека на правильный путь; отказываясь брать у него деньги, проучала тем самым за грехи.

«Прими, Андрей Федорович, на помин души», предлагал ей кто-нибудь копеечку. Но юродивая отказывалась: «Нет, брат, ты покупателей обвешиваешь!» Другому выставляла причину: «Нет, не возьму. Ты, мил человек, бедных обижаешь!»

Теперь давайте поговорим о заповеди, в которой речь идет о милосердии.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Для того, чтобы быть милосердным, надо быть сострадательным к другим, жалеть людей, попавших в беду или несчастье, стараться помочь им добрыми делами. Милосердие блаженной Ксении было безгранично. Она помогала всем, кто нуждался в помощи, независимо от их социального статуса или вероисповедания: кому добрым словом, кому-то прикровенно рассказав его будущее, которое Господь ей открывал. Ее доброта и сострадание стали легендой среди жителей Петербурга, так что каждый старался Ксению пригласить или к себе в дом, в свою торговую лавку или хоть небольшой путь провезти на повозке, потому что через это Господь тем людям помогал каждому в его нужде.

В одной из наших публикаций мы уже говорили о роли сердца духовного сердца в религиозной жизни. Есть о нем и в Заповедях блаженства.

Да, эта заповедь гласит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Кто они чистые сердцем? Это те, которые не только явно не грешат, но и не имеют порочных, нечистых мыслей, желаний и чувств в своем сердце. Чистота сердца требует полного подавления порочных мыслей и желаний и постоянного памятования о Боге и Его святом законе.

Жизнь Ксении и была примером чистоты сердца. Она избегала грехов и искушений, стремясь к духовному совершенству, потому что постоянно видела пред собой Бога, видела Его страдания, скорби и тернистый путь. И сама шла таким путем. От всего, что она имела, чем обладала когда-либо земным, она стремилась избавиться, и Бог давал ей возможность жить так, чтобы она была настоящим светильником, настоящим образцом не только для современников, но и для всех нас.

Удивительно, как полно охватывают Заповеди блаженства грани человеческой личности, высвечивая главное в духовном совершенствовании. Если чистые сердцем Бога узрят, то миротворцы, сказано в заповеди, назовутся сынами Божиими.

Именно так и сказал Господь: «Блаженны миротворцы, ибо тии сынове Божии нарекутся». Миротворцами называются те, кто старается жить со всеми в мире и согласии, кто пытается примирить враждующих или, по крайней мере, молят Бога об их примирении.

Житие Ксении говорит о том, что молва о строгой подвижнической жизни этой святой, о ее доброте, смирении, полной нестяжательности широко разнеслась по Петербургу. Купцы, мещане, чиновники, жившие на Петроградской стороне, стремились принять блаженную у себя в доме. Вместе с нею как будто сама любовь приходила в дом, умиряя ссорящихся, принося свет и радость.

Но правда и то, что смиренная, добрая и открытая к людям Ксения никогда не кривила душой, и её справедливые слова и замечания далеко не всем нравились.

Потому и сказано еще в одной заповеди: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Гонения неизбежны для христиан, потому что мир ненавидит правду, ведь правда обличает злые дела, а люди мира, к сожалению, любят зло больше благостыни. Сам Сын Божий был распят на Кресте ненавистниками правды Божией и всем Своим последователям предсказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15. 20).

Святая Ксения никому не причиняла какого-либо неудобства. Ее жизнь была полна испытаний и лишений. Она добровольно отказалась от комфорта и привилегий ради спасения души и служения ближним. Лишь однажды помним мы из ее жития случай, что она сильно разгневалась, когда уличные мальчишки, которые ее постоянно оскорбляли, перешли все границы и, видя ее безропотность и беззащитность, начали забрасывать ее грязью и камнями. Только тогда она взяла свою палку и бросилась на них, как вихрь. Но и здесь их не наказала, а только отогнала от себя, еще раз проявив кротость и беззлобие.

Последняя, девятая заповедь, как бы продолжает предыдущую о гонимых за правду…

Но есть отличие. В этой заповеди Иисус Христос называет особенно блаженными тех, которые за имя Христово и за истинную православную веру в Него терпеливо переносят поношение, гонение, злословие, клевету, издевательства, бедствия и саму смерть.

Такой путь выбрала для себя и блаженная Ксения. Несмотря на то, что многие люди смеялись над ней и считали ее странной, что особенно проявилось в первые годы ее подвига, она продолжала свой путь с верой и любовью к Богу. Ее стойкость и вера вдохновляли многих и привели к тому, что уже при жизни Ксению стали почитать за праведницу, а после блаженной кончины она была многими признана святой. Ее канонизация состоялась много позже народного признания, только в 1988 году, на юбилейном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси.

Помощь блаженной Ксении Петербургской не прекращается и поныне…

Расскажу о своем случае. Я начал воцерковляться довольно поздно. В начале 2000-х годов, помню, на Рождество пришел и с того дня стал ходить в храм всё чаще и чаще. И, слава Богу, Господь меня держит. Был случай, когда у нас сильно заболел настоятель, а я в это время как раз читал житие Ксении Петербургской и за отца Павла молился. И мне приснился сон, в котором блаженная Ксения мне сказала: «Не переживай, с батюшкой всё будет хорошо». Так что, хоть и маленькое, чудо с Ксенией Петербургской произошло в моей жизни.

А на Смоленском кладбище в Петербурге, где под спудом почивают ее мощи, я побывал лет десять назад. Слава Богу, посчастливилось мне приехать туда незадолго до зимнего дня памяти блаженной Ксении – числа 4-го февраля. Людей было очень много, несмотря на пронизывающий холод. А верующие всё равно шли и шли. Почитание блаженной Ксении великое – это лучшее свидетельство того, что она и сегодня помогает людям в их проблемах и бедах. Неслучайно же говорят, что к пустому колодцу за водой не ходят. Она слышит просьбы и откликается, помогает.

Подводя итог нашей беседы, могу сказать, что жизнь блаженной Ксении Петербургской является прекрасным примером того, как можно воплотить Заповеди блаженства в повседневной жизни. Ее самоотверженность, милосердие и кротость служат напоминанием о том, что истинное счастье и духовное богатство находятся не в материальном благополучии, а в следовании пути Христова учения. Но путь, который прошла святая Ксения, это подвиг мученичества, выше его ничего нет.

Беседовала монахиня Сосанна

Публикация сайта Майкопской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *