Home / Слово пастырю / Как вода становится крещенской?

Как вода становится крещенской?

С праздником Крещения Господня (Богоявления) издревле в Православной Церкви связан чин великого освящения воды. По традиции он совершается и в сам праздник, который отмечается 19 января по новому стилю, и накануне, в Крещенский сочельник. В чем особость этого чина, чем он отличается от освящения воды, которое совершается на протяжении всего года? Какие молитвословия и песнопения помогают верующим ощутить свое соприсутствие происшедшему на Иордане событию новозаветной истории, предварившему выход Спасителя на общественное служение?

Действо совершается в память погружения в Иордан Спасителя, освятившего, таким образом, водное естество. Воспоминание это следует понимать не как память о чем-то безвозвратно утраченном и недоступном. Скорее, наоборот – через священнодействие чина великого освящения будто истончаются время и пространство: мы оказываемся перед той самой иорданской водой, которую очистил и освятил Христос, войдя в нее.

В отличие от чина малого освящения воды, который можно служить в течение всего года, великое совершается только два раза в году – в навечерие накануне Богоявления и в сам праздник. Вероятно, эта традиция восходит к палестинскому обычаю освящать воду утром на Иордане помимо вечернего освящения воды накануне в храме.

Великое освящение начинается с пения тропарей «Глас Господень на водах…», во время которых торжественная процессия священнослужителей, предваряемых свещеносцами, исходит из алтаря к приготовленной емкости с водой. Священнослужитель, возглавляющий богослужение, совершает троекратное каждение воды с четырех сторон.

Тропари – краткие песнопения – рассказывают об обстоятельствах Крещения Спасителя в Иордане. В них звучит призыв принять дух премудрости, дух разума и дух страха Божия, которые имел Христос, впервые открыто явившийся на иорданском берегу перед народом. Здесь говорится также об освящении водного естества и об «удивлении» этой стихии при виде своего Творца, пришедшего в образе человека и вступающего в воду. Так создается атмосфера соприсутствия этому важному событию новозаветной истории.

Далее следует чтение трех отрывков из книги пророка Исайи, которые изображают благодатные плоды пришествия на землю Спасителя и радость от приобщения к ним. В этих текстах для обозначения спасения использован образ источника воды.

Затем читается отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам. Апостол берет ветхозаветные события перехода евреев через Красное море при исходе их из Египта, иссечение Моисеем в пустыне источника воды из камня и интерпретирует их как прообразы спасения через Христа.

Евангелие от Марка, которое читается вслед за апостольским отрывком, рассказывает о Крещении Господнем. Таким образом, все чтения из Священного Писания, помещенные в чине великого водоосвящения, говорят о спасении через Христа, используя образ водной стихии.

После того, как прочитаны ветхозаветные и новозаветные тексты, следует великая ектения – перечень молитвенных призывов, который обращен к собравшимся с целью побудить их молиться о конкретных вещах. Помимо стандартных прошений мирной ектении здесь добавляются специальные – о воде. Мы просим об освящении воды силой Святого Духа, об очищении ее действием Пресвятой Троицы, о даровании ей благословения вод иорданских, о разрушении через использование святой воды всех козней диавольских, о том, чтобы через нее мы сподобились освящения, избавления от грехов, получили исцеление души и тела.

После окончания мирной ектении следует молитва, начинающаяся троекратным возглашением «Велий еси, Господи, и чудны дела Твоя…» – это главная молитва чина, читаемая во всеуслышание. В начале молитвы прославляется Бог как Создатель мира, Который вызвал из небытия все многообразие мироздания. После того, как описаны творческие деяния, перечисляются различные явления видимого и невидимого мира, воспевающие Творца: «Тебе поет Солнце, Тебе славит Луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет. Ангельския силы Тебе служат». Затем изображается ангельское славословие Архангелов, Херувимов и Серафимов.

Следующий раздел молитвы говорит о вочеловечении Сына Божия для спасения рода человеческого, так как «…не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас». Затем от общего плана нашего спасения текст молитвы обращает наше внимание к тому эпизоду, ради которого и совершается чин великого водоосвящения: «…Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев» (то есть злых духов).

Согласно библейскому рассказу о творении мира вода мыслится как первооснова сотворенного космоса, поэтому из-за того, что после грехопадения Адама мироздание было опутано бесовскими кознями, она стала восприниматься в христианской традиции как убежище затаившихся там злых духов. Погружение Христа в воды Иордана – своего рода начало Его победоносного сошествия во ад. Так как река символизирует не только всю воду, но и весь космос, очищение Иордана – это символ победы над темными силами и провозглашения власти Божией над всей вселенной.

Далее по тексту молитвы следует троекратное призывание Святого Духа на воду и троекратное крестообразное осенение ее рукой священника. Затем следуют прошения о плодах, которые получат употребляющие крещенскую воду. Следом идет перечисление ряда библейских событий, в которых помощь Божия подавалась через воду. Молитва великого водоосвящения завершается ходатайством о Церкви и стране.

После возгласа «Мир всем» читается тайная молитва главопреклонения: «Приклони, Господи, ухо Твое…», в которой испрашивается освящение, здравие души и тела всем приобщающимся этой святой воде.

Затем во время троекратного пения тропаря праздника Богоявления «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» крест погружается в воду, крестообразно благословляя ее. Молящиеся окропляются святой водой, и священнослужители возвращаются в алтарь.

Вкушение богоявленской святой воды предписывается натощак в качестве духовного утешения тем, кто отлучен на длительные сроки от Причащения Святых Христовых Таин.

Священник Димитрий ТРОФИМОВ

Публикация газеты «Православный Симбирск»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *