Какие шаблоны мешают «живущим» в интернете перейти церковный порог, чем проповедь в онлайне отличается от той, что звучит в храме, и почему нельзя ходить в церковь «дистанционно», – об этом и многом другом шла речь на встрече участника проекта «Batushka ответит» белорусского священника-блогера иерея Александра Кухты с волгоградскими студентами.
Ломая шаблоны
По мнению онлайн-проповедника, на пути молодых людей к Церкви сегодня стоят шаблоны и образы, которые вкладывают в сознание средства массовой информации. Медиа формируют образ Церкви как сосредоточение мирового зла, и задача миссионера – разрушить этот шаблон и создать новый – пусть и странного, необычного местами священника, который может найти общий язык со своей аудиторией.
– Моя задача – не заманить всех: «приходите ко мне в храм, иначе будете гореть в аду», – ни в коем случае. Моя задача – поместить в слушателей маленькую скрытую бомбу о том, что Церковь – это, возможно, не то, что вы думали о ней раньше. Может быть, когда вы серьезно задумаетесь о вере, это позволит вам переосмыслить все шаблоны и если не прийти в Церковь, то создать о ней собственное мнение, более адекватное и похожее на реальность, чем то, которое формируется в обществе. Только так и можно научиться быть свободным.
«С бабушками я дружу»
Отвечать на вопросы публики, прихлебывая в перерывах Колу, батюшке пришлось почти целый час. Разброс тем – от спасения души до предпочтений в литературе и музыке.
Как долго Вы служите в Церкви и посещали ли храм до того, как стать священником?
– С детства меня отдали в воскресную школу, семья была как все: вроде мы ходили в церковь, а вроде и не особо. Я был программистом и зарабатывал этим; после семинарии стал священником, служу уже три года в рабочем поселке под Минском, в двух часах езды от города.
Вас не беспокоит то, что бабушки иногда неоднозначно реагируют на ваше творчество в интернете? Не боитесь потерять эту аудиторию хотя бы в храме, понятно, что на Ютюбе они вас не смотрят.
– В храме меня бабушки очень любят, они знают про мой Ютюб, периодически читают про меня в белорусских газетах типа «Белорусский партизан» или «Звязда». Они ко мне относятся как к внуку, кормят, по очереди заманивают к себе на пирожки. За три года набрал двадцать килограммов – я дружу с бабушками.
Всем нравиться невозможно
Но есть такие, кто прямо как провокатора Вас расценивают…
– Есть такие мнения, но я не деньги, чтобы нравиться всем. Что бы я ни делал, я все равно кому-то буду не нравиться. Нравиться всем можно только в том случае, если ты мертв и ничего не делаешь.
Как Священноначалие и коллеги реагируют на вашу деятельность? И где больше шаблонов – в религиозной или атеистической среде?
– Среди христиан есть свои ретрограды, их немного, но они очень настойчивы и постоянно говорят о своих убеждениях. Самые жесткие, самые некрасивые слова я слышал именно от своих собратьев по вере: у человека на аватарке храм, крест, написано «я православный», и он посылает тебя так, что просто… сразу в бан. Есть такое движение странного противления среди своих. Но стоит сказать: «Ребят, а что вы можете показать, где плоды вашей работы?» – на этом все заканчивается. Критиковать кого-то легко, но сделайте сами свой продукт, который приведет людей к Богу. При этом периодически в личку приходят сообщения: «Ты знаешь, я атеист, агностик, буддист и т.д…, и мне христианство всегда казалось таким скучным, кондовым, но смотрю тебя и понимаю, что мне открывается новый мир. Спасибо тебе за это». И такие комменты самые ценные.
Как Вы относитесь к другим православным блогерам?
– В целом я за блогинг и считаю, что количество перерастает в качество. Пусть православных блогеров становится больше, и когда-нибудь эта субсреда породит классного священника-блогера. И это не я, потому что у меня 15 тысяч подписчиков, а это мало.
Какую музыку любите, что читаете?
– Сейчас открою плейлист… Мои треки: Аквариум, Тарья Турунен, Аквариум, RHCP, Мельница, Ляпис Трубецкой, Nightwish, Аквариум, Аквариум, Аквариум, Ленинград, Наутилус Помпилиус… Из книг… Совсем недавно умер Хокинг, кто его не знает. У него есть пара популярных книг о науке для большой толпы, одну из них я сейчас читаю.
Что нельзя сделать в онлайне
Вы подняли актуальную тему о том, что в храмах сейчас мало молодежи. Молодые люди привыкли все делать дистанционно: заказывать еду, покупать одежду. В принципе, ходить куда-либо сегодня уже не нужно…
– Можно ли дистанционно ходить в храм, вы хотите узнать?
Будет ли современная интерпретация этой составляющей, и как молодежь увлечь посещением храма?
– Чтобы это сделать, нужно решить две большие проблемы. Первое – это общинность. Инструмент, с помощью которого Христос проповедовал, – это обычное человеческое общение. Он приходит в гости к сборщику податей Закхею. Не то что б заявить, мол, Закхей, ты такой-сякой, покайся… Он идет к нему, с ним вместе обедает; мы не знаем, о чем они беседуют, но после этого происходит чудо перерождения Закхея – он становится хорошим, правильным. Я как человек, который «живет» в интернете, понимаю, что в сети этого чуда добиться нельзя.
Я могу говорить на важные темы, но с помощью интернета признаваться в любви – это какое-то извращение, так же и приходить к Богу с помощью интернета – такое же извращение. Нам надо решить проблему с нашей общинностью.
А второй вопрос – зачем я прихожу в храм? Я могу молиться, не вставая с постели, могу также через интернет пожертвовать кучу денег батюшке на что-нибудь хорошее — для этого не обязательно ходить в храм. Я хожу туда не что-то отдавать, а что-то брать. Есть вещи, от которых я никогда ни за что не откажусь, – это тема Причастия. В храме мы собираемся не просто для того, чтобы помолиться каждый о своем. Я помню, что в каждой мельчайшей частице, в каждом атоме Причастия полноценно находится сам Бог, и я верю, что именно таким образом я могу с Ним соединиться. Это момент моей веры: я не могу этого доказать, показать, просто я в это верю – и точка. Я хожу в храм за Причастием в первую очередь, а потом уже за всем остальным. Для меня как для христианина все остальное не имеет никакого значения, если нет Причастия.
Екатерина ЛАНДИНА
Публикация пресс-службы Волгоградской епархии