Home / Слово пастырю / Я плохой?

Я плохой?

Живя в Церкви, мы учимся не осуждать ближнего, но видеть свои грехи. Вот только вывод зачастую из этого делается такой: сколько же у меня недостатков, значит, нет во мне ничего хорошего, плохой, пропащий я человек! Логично? Или нет? Своими мыслями об этом делится иеромонах Андроник (Пантак), преподаватель Сретенской духовной семинарии.

Беда, товарищи, у нас с ощущением себя. Может не у всех, но у многих. И в Церкви особенно. Вот, недавно посоветовал на лекции девушкам выписать на листок все свои положительные качества и потом на это все посмотреть. Пишет потом одна в Директ: «Отец Андроник, я не могу. Меня приучили, что думать о себе хорошо нельзя». Ну и всё. Занавес.

Я стою на исповеди и понимаю, что подобная проблема если не у всех, то через одного. Потому что начитались умных книжек с незрелым сознанием и наслушались «правильных» советов. И приходят потом такие на исповедь, кто прямо говорит «я плохая/плохой», а у кого это просто сквозит между слов. С недавнего времени в совсем тяжелых случаях мне приходится на исповеди проводить с людьми небольшой диалог. А поскольку формат исповеди подразумевает, что на психотерапию у тебя не больше минуты-двух, приходится вырабатывать чёткие и действенные формулировки.

Итак, когда ко мне приходят «плохие», я обычно провожу с ними следующий разговор. Реакция обычно типичная, но для удобства буду рассказывать на примере. Пришла ко мне недавно на исповедь знакомая девушка лет двадцати:

– Батюшка, я плохая (христианка, жена, дочь, человек – нужное вставить)

Я отвечаю:

– Вот смотри, если по какому-то вопросу будет два мнения, твоё и Господа Бога, то какое мнение нам выбрать?

– Господа Бога, – говорит.

– Вот и славно. Скажи, а у Бога есть плохие?

– Нет.

– Значит, ты какая?

Пауза… Потом медленно:

– Не плохая…

– Не плохая, а..?

*невразумительно мычит*

– Говори…

Она поднимает глаза и говорит:

– Хорошая? – и ревёт. Довольная такая стоит, радостная, и ревёт.

Потому что затюкали человека. Потому что она сама себе стыдилась сказать, что она хорошая.

А дальше уже нужно объяснить человеку, что мы для Бога все хорошие, но временами придурки. То есть у нас есть проблемы, есть грехи и ошибки, да. Но Господь смотрит на нас как на любимых детей. Глупых, с придурью, но любимых. И вот после такого осознания, что для Бога я хороший, но у меня есть проблемы, уже можно говорить о какой-то адекватной духовной жизни.

Если Вы сейчас прочитали этот текст, и Вам кажется, что теперь «всё понятно», сделайте, пожалуйста, одолжение. Сядьте в пустой комнате в присутствии Божьем, и произнесите вслух: «Я хороший. Но придурок. Господи, помилуй меня, грешного». И Вы поймёте, что в таком настроении и каяться хочется, и молиться, и жить.

Всем добра. И помни, ты хороший.

Иеромонах Андроник (ПАНТАК)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *