Home / Слово пастырю / Главное, чтобы костюмчик сидел?

Главное, чтобы костюмчик сидел?

Священникам периодически приходится подсказывать новоначальным, что в храм стоит одеваться несколько более сдержанно, однако не реже приходится разговаривать и с опытными прихожанами, которые орлиным взором высматривают среди пришедших в храм «новеньких», чтоб сделать им громогласно замечание, в том числе и по поводу внешнего вида. Что стоит за таким поведением? Трудно ли мирянину одеться подобающим образом в храм, и должны ли мы сильно выделяться своей одеждой вне церковных стен, чтобы в нас сразу опознали людей церковных? Как вообще относиться к собственному гардеробу? Поразмышлять об этом предлагает клирик Александро-Невского кафедрального собора Старого Оскола (Белгородская епархия) священник Андрей Коровин.

Пожалуй, каждому православному мирянину хотя бы раз в жизни доводилось читать отрывки из сочинений митрополита Антония Сурожского. Его слова настолько ёмки и метки, что эту статью-размышление я начну с его проповеди. Она настолько краткая, что ее можно воспроизвести целиком: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм».

После этих слов владыка развернулся и ушел.

Священникам периодически приходится подсказывать новоначальным, что в храм стоит одеваться более сдержанно, предпочтение отдавать классике. Однако не реже приходится разговаривать и с опытными прихожанами, которые, как львы, рыщут, кого поглотить своею «христианской любовью».

Возможно, читатели решат, что священникам тяжело понять мирян в вопросе подбора гардероба для похода в храм. Мол, батюшке с утра нужно надеть поверх совершенно обычных брюк и рубашки всего лишь подрясник, который наверняка хранится в храме, а потом его благополучно снять, оставшись «в гражданском». А вот простым мирянам еще вечером нужно продумать, что надеть, чтобы было и удобно, и красиво, и никого не смущало. Со своей стороны как священник могу категорично заявить: ваш внешний вид на батюшку, диаконов и пономарей не произведет никакого эффекта, чего нельзя сказать с уверенностью о закоренелых прихожанах.

Многовековые традиции выработали в сознании христиан привычку соблюдать определенный дресс-код при посещении храма, который сегодня воспринимается чуть ли не на уровне церковных догматов. Человек, редко посещающий дом Божий, не может быть знаком с этими традициями, но его желание посетить храм уже является похвальным. И это самое первое и главное, на что стоит обратить внимание и новоначальным, и давно воцерковленным. Все вопросы, касающиеся второго, третьего и десятого плана, касающиеся бытовых моментов, непременно будут решены вновь прибывшим в Церковь, если только он захочет и сможет там задержаться. А в этом ему должны помочь настоящие христиане, приняв его таким, каким он явился даже в первый раз. Но увы, не всегда все получается так гладко.

Некоторые прихожане так и норовят показать свою необразованность, неуважение и нелюбовь к иным.

Если после прочтения этих строк кому-то из читателей показалось, что от статьи веет духом либерализма, спешу их переубедить. Носить эксцентричные и необычные наряды в храме никто не призывает. Но и опасности, по сути, в них нет никакой, особенно если человек пришел в храм впервые. Новичок и без посторонней помощи сможет обратить внимание на то, во что одеты верующие, как они выглядят и как ведут себя на богослужении. Он сам сделает из этого верные умозаключения. Не нужно одергивать, поправлять, унижать и прогонять.

Тем не менее, мне не единожды приходилось слышать о том, как одежда одного мешала молитве другого. Поймите, если вас отвлекает внешний вид человека, то, оказывается, вы и не молились вовсе, а это проблема уже куда важней: «… только бы нам и одетым не оказаться нагими» (2 Кор. 5:3).

Не менее актуальным вопросом является образ христианина за церковной оградой. Мода диктует свои правила. Круг нашего общения и принадлежность к каким-либо субкультурам могут настраивать на то, чтобы мы придерживались отличительных деталей в одежде. А работа требует строгого соблюдения своего дресс-кода. Выйдя на оживленный участок улицы, где много пешеходов, мы практически не в состоянии сказать, кто из прохожих верующий, а кто – нет. И на самом деле в этом можно найти положительные стороны: мода и другие общественные мирские нормы не дают остальным вешать клише и укореняться в стереотипном мышлении. Нередко за кожаной курткой в шипах скрывается доброе сердце брутального на вид мужчины, а под пиджаком дорогого костюма – подлое нутро нашего близкого родственника.

Перед зеркалом. Художник Норман Рокуэлл

Взять на себя роль судьи и начать указывать каждому, какую одежду куда и когда носить, будет как минимум неразумно. Тут стоит опираться на общепринятые правила приличия и собственное чувство комфорта. Конечно, мы понимаем, что некоторые наряды могут вызывать в сознании людей непристойные желания и даже побудить к действиям преступного характера.

А иногда, гонясь за трендами, мы можем чувствовать себя в новой одежде не в своей тарелке. Нет необходимости носить то, что сегодня модно, хотя бы по той причине, что выглядим неуклюже в первую очередь в своих же глазах. При этом в текстах некоторых святых отцов мы можем найти прямое указание относиться к своей одежде без привязанности, но со вниманием: «Цель одежды одна – служить для плоти покровом, достаточным зимою и летом. Но не гоняйся за приятностью в цвете, за тонкостью и мягкостью в отделке» (святитель Василий Великий).

Гардероб каждого человека – все-таки личное дело каждого человека. Православный христианин ясно должен понимать, что нужно сторониться нездоровой привязанности к одежде как таковой, но при этом самому выглядеть опрятным и чистым. Пожалуй, самое правильное отношение к одежде выразил еще Иоанн Креститель: «…у кого две одежды, тот дай неимущему, у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11).

Наш народ в своих сокровищницах имеет немалое количество мудрых пословиц и поговорок, одну из которых знают, пожалуй, все: «Встречают по одежке, провожают по уму». Одеваться красиво, модно и со вкусом могут и умеют многие. Если мы научились в этом малом деле быть профессионалами, то что же нам мешает «одеваться» красиво изнутри?

Священник Андрей КОРОВИН

Публикация сайта «Осколье православное»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *