Как живет молодой священник: с чего начинается путь церковного служения, какие трудности приходится преодолевать и какие планы удается реализовать? Портал «Приходы» начинает серию материалов о жизни и служении представителей «молодого поколения» клириков Русской Церкви. Сегодня с вопросами мы обратились к священнику Максиму Бражникову, председателю молодежного отдела Орской епархии, клирику Петропавловского собора Новотроицка.
Учились ли Вы в семинарии? Какой эпизод из ваших семинарских лет вы вспоминаете с теплотой и улыбкой?
− Я обучался и поныне продолжаю обучение уже на отделении магистратуры в Сретенской духовной семинарии. Что до эпизодов, то таковыми была наполнена вся наша семинарская жизнь. С наибольшей теплотой вспоминаются первые два года обучения, когда все мы были достаточно юными, дотошными до знаний, всегда были в движении и радости.
Расскажите о Вашей семье. Вы росли в церковной обстановке или наоборот?
− Родился я в семье рабочих, мой отец был строителем-каменщиком, мама сначала работала на Южуралмашзаводе, а в 90-е годы поступила на службу в таможню. Сейчас она подполковник в отставке. Когда мне было пять лет, мы оба с ней были крещены, правда, сознательными прихожанами стали значительно позже − через девять лет. Но с самого детства я видел, как в нашей семье сохранялось уважение к Церкви, а Священное Писание мы читали постоянно, сначала просто как захватывающую книгу, а потом уже стараясь значительно глубже вчитываться.
Как ни странно, но разные сектанты, которые часто ходили по домам в 90-е годы, во многом будили интерес к таким вещам, как спасение души, вера в Бога, отказ от грехов. Однако православная проповедь слышалась очень редко, это было связано с тем, что в городе тогда был всего один храм, священники которого, конечно же, были всегда заняты. Интересно, что впоследствии в этом же храме состоялась моя иерейская хиротония.
Что из опыта жизни старшего поколения Вашей семьи повлияло на Ваш выбор?
− По отцовской линии несколько моих прадедов были связаны с Церковью: один был священником, другой преподавателем Закона Божия. Но больше всего на мое желание служить Богу и Церкви повлиял пример священнослужителей храма, в который я ходил. Теперь они служат в разных приходах и даже епархиях, но я до сих пор помню, что это были по-настоящему образцовые священники, которые действительно живут Христом, заботятся о своих духовных чадах день и ночь.
Расскажите, пожалуйста, о Вашем приходе. Чем он живет, что объединяет людей в общине?
− В настоящий момент я служу в городском соборе и являюсь настоятелем сельского храма. Приход собора действительно можно назвать единым по духу — все прихожане знают друг друга, дружат и поддерживают в трудные минуты. У нас очень мощная детская воскресная школа, которая существует уже более четырнадцати лет. Собору довелось пережить нелегкие времена, так как раньше в нем часто менялись священнослужители − бывало, что за год сменятся 3-4 человека, к которым многие прихожане уже успели привыкнуть и довериться. Раньше не велось никакой специфической молодежной и социальной работы − просто шли службы. Однако сейчас ситуация, можно сказать, уверенно улучшается. Наши прихожане посещают епархиальные катехизаторские курсы, готовятся стать приходскими работниками. Не так давно открылась молодежная организация на приходе, около года действует служба социального служения.
Что же касается сельского прихода, то существует он не так давно, а возможность молиться за Божественной литургией в новоотстроенном храме была получена только в этом году. В отличие от города, здесь почти нет так называемых «захожан», все постоянные молящиеся − жители поселка и друг друга хорошо знают. Исходя из этой ситуации, стараюсь призывать их к частому причащению Святых Христовых Таин, а поскольку служба у нас совершается только раз в неделю, то рекомендую на этом богослужении всегда причащаться. Удалось нам открыть воскресную школу, сейчас в ней учатся двенадцать человек, а преподают выпускники соборной воскресной школы, которые сами собираются стать педагогами. Поэтому для них это не только радость работы с малышами, но и педагогическая практика.
Кого Вы считаете своим наставником?
− Протоиерей Сергий Баранов, секретарь нашей епархии, долгое время был моим постоянным духовником. Я исповедовался у него с самого детства. Он человек, очень расположенный к монашеству, несколько раз в год посещает Святую гору Афон, творит Иисусову молитву. Когда я поступил в семинарию, то стал постоянно исповедоваться у архимандрита Тихона (Шевкунова). Он же и принимал мою ставленническую присягу. Я знаю, что всегда могу обратиться к ним за помощью в духовном плане, а опыт, который мне удалось почерпнуть в общении с ними, очень помогает в служении.
Какие книги Вы читаете, хотели бы прочитать?
− На данный момент это «Полет Литургии» протоиерей Владислава Свешникова. Очень хочется найти недавно изданную книгу протоиерея Владимира Тимакова «Богословие Искупления». Меня чрезычайно интересуют богословские творения современных авторов, тем более, если это опытные священнослужители.
Следите ли Вы за официальными церковными новостями?
− Стараюсь по мере возможности.
А какое событие уходящего года считаете наиболее значимым?
− Каждый день был хорошим. Если есть возможность служить − что может быть лучше?
Есть ли в вашем благочинии, епархии традиция приглашать других священников на престольный праздник? Сколько священников Вы бы пригласили?
− Наш правящий архиерей часто совершает богослужения, на которые приглашаются все священники епархии. В кафедральном соборе есть практика совершать еженощно Божественную литургию. Раз в неделю ее совершает сам владыка, и кто-либо из священников всегда приезжает помолиться. Конечно же, на престольные праздники всегда бывают гости, и в благочиниях есть традиция совершения в посты общей для всех литургии.
У меня много друзей моего возраста среди священников, и в этом году на престольном празднике мы молились втроем в алтаре вместе с благочинным и моим однокашником по семинарии.
Сколько в Вашем приходе пожилых и молодых людей? Как Вы думаете, чего они ждут от Церкви и от посещения храма?
− Пожилых людей, без сомнения, больше. Есть один печальный момент: человек, приходя в храм, приходит за личным духовным утешением, а не для личного подвига. Поэтому и причащаются Святых Тайн редко, так как этому якобы предшествует большой труд. Такая постановка вопроса не вяжется с пониманием прихода как общины вокруг Христа, поскольку человеческий эгоизм здесь переносится и в церковную жизнь
Как у вас складывались отношений со «старожилами» прихода?
− Так получилось, что со всеми служащими священниками мы были ранее хорошо знакомы и дружили. Когда я еще был диаконом и часто ездил с архиереем по приходам, смог познакомиться практически со всеми отцами в епархии лично. Сейчас у нас очень дружный круг духовенства в соборе, все достаточно молоды, и нам легко друг друга понимать во многом.
Что показалось самым трудным в первый год священнического служения?
− Преодолеть несмелость в принятии решений. Особенно это казалось исповеди. Часто бывает так, что священника считают чуть ли не экспертом во всех вопросах, а ответить «не знаю» как-то неудобно. Впрочем, мне кажется, что так будет всегда.
Принимает ли участие в приходской жизни Ваша семья?
Моя мама трудится на послушании чтеца в кафедральном соборе. Супруга же постоянно дома, поскольку мы воспитываем троих детей.
руководитель епархиального Отдела по делам молодежи священник Максим Бражников