Home / Слово пастырю / Две стороны жизни христианина

Две стороны жизни христианина

У каждого православного христианина есть, на первый взгляд, «обратная сторона жизни». Имеется в виду её бытовая сторона: заботы, суета, планы и проч. И есть вроде как «главная сторона» – духовная, то есть связанная непосредственно с молитвой и богообщением. На самом деле это разделение в каком-то смысле искусственное: одна жизнь от другой не должна отличаться. В противном случае это прямая дорога к двуличию и фарисейству.

Поэтому особое искусство духовной жизни – распространить её и на наши повседневные дела. Иными словами, каждому делу, даже малозначимому, вполне возможно придать духовное измерение.

Вот как об этом говорит Священное Писание: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (Первое послание к Коринфянам, глава 10)

«И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Послание к Колоссянам, глава 3).

«И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (там же).

Тут говорится даже о такой, казалось бы, рутинной вещи, как еда и питьё. А сколько иной рутины в нашей жизни? Но самое интересное, что эти груды необработанной руды, совершенно неприглядной на вид, можно переплавить в серебряные слитки.

Феофан Затворник пишет об этом так: «Чтобы душа стала так взывать [в молитве к Богу], надо прежде заставить её всё обращать во славу Божию – всякое дело, большое и малое».

Вот, например, дома гора непомытой посуды: «Господи, благослови. Во славу Твою и ради имени Твоего буду сейчас всё это мыть». И моем, как для Господа.

Наступил отчетный период на работе: «Господи, ради Тебя и во славу Твою делаю этот отчет».

В армии наряд, чистка картошки или мытьё полов – не важно: «Господи, ради Тебя приступаю к делу». И так далее до бесконечности.

«Ибо если положим себе в закон исполнять эту апостольскую заповедь, что всё во славу Божию творить, – продолжает святитель Феофан, – даже если едим и пьём, то непременно при каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не просто, а с опасением, как бы не поступить в каком-либо случае направо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Это и заставит обратиться к Богу со страхом и молитвенно просить помощи и вразумления. Так как мы непрестанно что-нибудь делаем, то почти непрестанно будем молитвенно обращаться к Богу и, следовательно, почти непрерывно проходить науку молитвенного возношения к Богу в душе» (свт. Феофан Затворник «Четыре слова о молитве»).

На самом деле вот в этом заедающем нас быту и проверяется наша духовная жизнь. Можно даже сказать, проявляется её наличие или отсутствие. Всегда очень велик соблазн превратиться в «христианина по воскресеньям», а наши молитвы свести лишь до утренних и вечерних повинностей Богу. Такая «духовная жизнь» нередко тяготит душу оттого, что человек годами делает одно и то же, а ничего в душе не меняется, а если и меняется – только в сторону чёрствости и фарисейства.

На самом деле все спасительные и жизненные советы – у нас под носом, в текстах Писания и святых отцов, свет которых доступен сейчас нам на каждом шагу. Об этом Господь нас и предупреждает: «Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, – а ходящий во тьме не знает, куда идет» (Евангелие от Иоанна, глава 12).

Священник Даниил МАСЛОВ
Фото Антония Тополова

Публикация портала «Логосъ»
(Рязанская митрополия)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *