Home / Слово пастырю / Духовная константа душевного здоровья

Духовная константа душевного здоровья

Каждый, кто посещал занятия в воскресной школе или хотя бы читал книгу протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий», вспомнит, что человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Понятно, сколь сильно связаны между собой тело и душа, а как влияет на их состояние дух, могут ли духовные болезни повлечь за собой душевные и телесные недуги? Имеет ли религиозность значение для психического здоровья, нужно ли принимать в расчет духовное состояние человека во время лечения? Об этом рассказывает православный священник и врач-психиатр иерей Игорь Носиков, заведующий отделением пограничных состояний Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии (Белоруссия).

Психическое здоровье – это состояние полного духовного благополучия человека, характеризующееся его способностью адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение, а не только отсутствие психических заболеваний.

К формированию высшего, духовного уровня самосознания личности прямое отношение имеет развитость его религиозного чувства. Корифей психиатрии с мировым именем С.С. Корсаков в своем фундаментальном труде «Курс психиатрии» (1901) писал: «Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще каждому нормальному человеку, хотя проявляется в разнообразных формах. И иной раз в самых резких проявлениях так называемого «атеизма» можно при помощи тонкого анализа отметить проявления борьбы со скрытым и искусственно подавляемым религиозным чувством». Нравственно-религиозное самосознание играет главенствующую роль для всех проявлений личности как при отсутствии собственно психических расстройств, так и при их наличии – такова духовная константа, которая не имеет материального субстрата определяется этим религиозным чувством.

Там, где речь идет о духовном и душевном, всегда заостряются идеологические противостояния. Крупный советский психолог Л.С. Выготский был вынужден констатировать: «Только в психиатрии коллизия природы и духа стала реальностью».

Согласно христианской антропологии, человек является творением, в котором проявляется единство телесного, душевного и духовного. Все эти уровни функционально взаимосвязаны, и расстройство на одном уровне ведет к нарушениям на других. Однако в тех случаях, когда верхний, духовно-нравственный уровень изменяется (нарушается) только по причинам обстоятельств своего измерения, уже нельзя говорить о болезненности в медицинском смысле, поскольку это понятие применимо лишь к нижележащим уровням (болеть может только то, что имеет какую-то органическую основу функционирования). Расстройство психического здоровья на высшем уровне личности – это духовное расстройство, которое возникает по причине нравственного диссонанса, духовного конфликта.

Главными проявлениями этих расстройств являются навязчиво мучительные и безответные вопросы: для чего я родился и живу, для чего тратилось время единственной жизни, если впереди пустота, а вся слава моя и ценности мои – лишь мишура, и даже если все это перейдет к моим детям, то и у них будут те же вопросы и тот же финал духовной пустоты.

По закону целостности человека как функционального единства утрата психического здоровья из-за духовной пустоты распространяется и на нижележащие уровни измерения человека. Расстройства на уровне психологического измерения проявляются в потере прежней активности процессов познания и анализа, снижении возможности выполнять те или иные действия, то есть появляются расстройства, которые можно распознавать с помощью психолого-психиатрического инструментария.

В силу все того же триединства при углублении духовного вакуума нарушения выявляются уже и на уровне телесного измерения, что проявляется в общем физическом облике человека, соматоневрологических нарушениях и носит клинический характер психосоматической патологии, которая возникает в результате взаимодействия психических и физиологических факторов.

Опыт показывает, что восстановление здоровья на высшем уровне, возвращение пациенту смыслов существования ведет и к нормализации на нижележащих уровнях – психологическом и телесном. Однако это восстановление невозможно, если духовный вакуум заполняется смыслами и ценностями эгоцентрического содержания, поскольку любые такие новые ценности – суррогаты уже отвергнутых. Духовная депрессия может быть излечена только заполнением вакуума духовными смыслами.

Для достижения этого не нужны какие-то новые методы и приемы – необходимо всего лишь привести самосознание человека к Богу.

В православном духовно-нравственном самосознании, определяемом заповедями, Бог понимается не как какая-то абстракция, а как «везде сый и вся наполняяй». Любовь к творениям Божиим имеет в своей основе любовь к Богу. Любить ближнего своего – это тоже проявление любви к Богу. Если человек живет в соработничестве с Богом, то его самосознание наполнено смыслом этой любви, который не оставляет место для каких-либо вопросов. Без этого вопрос о смысле жизни остро встает и перед достигшими желаемого предела материального благополучия бизнесменами, и перед молодежью, и перед теми, кто чувствует конец прожитой жизни, и теми, кто ежедневно подвергается риску быть убитым, и теми, кто чудом остался живым после катастрофы.

В понимании святителя Феофана Затворника дух в душевной жизни человека проявляется трояко: в благоговении и страхе Божием, в совести и в искании Бога. Духовность есть норма человеческой жизни, и проявляется она в сознании и свободе, «одухотворенности всех трех сторон человеческой психики: эмоциональная сторона приобретает стремление к красоте, воля приобретает стремление к бескорыстным поступкам, ум – стремление к идеальности».

В единстве и равновесии всех сторон (духа, души и тела) человеческой природы коренится, по мнению святителя Феофана, свобода и сознание, подлинное здоровье человеческой личности, основа целостного нашего «я». Именно поэтому, если мы желаем изменить свою психофизическую организацию в соответствии с требованиями духовной жизни, необходима продуманная организация жизни и сферы, в которой мы живем, выбор людей, предметов, картин, мелодий, образов, окружающих нас повседневно.

В основе публикации –
доклад на XVI Сретенских образовательных чтениях Витебской епархии
«Нравственные ценности и будущее человечества»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *