Каждому из людей семейных хочется духовного единства с близкими, чтобы семья была филиалом Царства Небесного на земле. Хотя в обычной жизни у многих чаще по-другому – сплошной филиал ада. Как же избежать «негативного сценария»? Об этом размышляет священник Димитрий Фетисов (Рязанская митрополия).
«Чем ближе люди к Богу, тем ближе они и друг к другу» – в первую очередь мы должны ориентироваться именно на цель стать ближе к Богу. Тогда появляется и особое духовное единство между супругами. Много примеров такого единства, особой духовной связи я встречал в рассказах военнослужащих. Доводилось не раз слышать и читать рассказы о том, как жена вдруг неведомым образом чувствовала, что с мужем происходит нечто страшное, и начинала за него усердно молиться.
В литературе одна из таких известных историй – рассказ Виктора Николаева, летчика, участника боевых действий в Афганистане, о его приходе к вере. Жена летчика была верующей женщиной, и из уважения к ней Виктор согласился повенчаться, не придавая этому особого значения. А потом, уже в Афганистане, вертолет Виктора попал под обстрел. После жесткой посадки он был контужен и не понимал, что находится посреди минного поля. Просто выбрался из вертолета и побрел в сторону базы. Когда подоспела помощь и ему начали с края поля кричать, чтобы остановился, контуженный продолжал идти, ничего не слыша… И дошел.
В Москве его супруга внезапно, посреди рутинных дел, поняла, что с мужем творится что-то страшное, и встала на молитву. Вернувшись домой, Виктор с женой сопоставили свои воспоминания и поняли, что особое чувство посетило её именно в этот момент наибольшей опасности. И подобные случаи – не редкость.
Но помимо молитвы к Богу для укрепления духовного единства супругов важно соблюдение целомудрия еще до брака. Без целомудрия брак – это часто сооружение на песке. Можно свадьбу «с треском» закатить на 200 пьяных гостей – а в итоге-то что? Пожили пару лет и разбежались, общим остался только кредит на свадьбу.
Апостол Павел говорит, что блудник составляет единое тело с блудницей. «Приключение» до брака не исчезает бесследно, между людьми остается некая духовная связь, и человек в такой связи уже не одному себе принадлежит. Отношения в законном браке, связь людей, которые сохранили свою чистоту до венчания, Бог характеризует словами «будут двое в плоть едину». А не двое и еще толпа прошлых «партнеров». Целомудрие – это самый прямой путь к семейному единомыслию.
Конечно, если человек не смог подойти к созданию семьи в целомудрии, это не значит, что всё, «ловить нечего», нормальной семьи не будет, счастья не жди. Господь лечит согрешивших через покаяние, дает второй шанс. Но нужно готовиться к тому, что путь к семейному единству может оказаться более долгим, омраченным опытом прежней жизни.
Если же и покаяния нет, и образ жизни остается нецеломудренным, такой человек всю жизнь может провести как перекати-поле – ни семьи, ни кола, ни двора, ни детей. Или есть дети, но считай, что не родные.
Светские люди часто предъявляют претензии к церковному мировоззрению, спрашивают, зачем в XXI веке столько табу в отношениях между полами. А ответ достаточно простой. Энергия пола сама по себе не плоха. Господь нас такими сотворил – с естественным влечением к противоположному полу. Но проявляться, действовать эта энергия должна в законном русле, в рамках брака.
А если эту энергию разбудить преждевременно, до брака, и тем более в несформированной еще душе – у подростков, например, то она, будучи очень сильной, может всё сметать на своем пути, разрушать жизнь, ломать будущее. Человек с еще не окрепшим умом, но с хлещущей через край «энергией пола» зачастую превращается в полуживотное.
Но справедливости ради стоит сказать, что бывают и другие ситуации. Например, люди повенчались, создали законный брак, а спустя время приходят к священнику с разочарованием: «Не помогло!» Однако вопрос в том, как люди венчались и для чего. Таинство венчания – это лишь искорка, которую затем надо не забывать раздувать в пламя: работать над отношениями, молиться вместе, ходить всей семьей в храм, прощать друг друга и не затаивать обид. Если же этого нет, какой, действительно, ждать «пользы» от венчания?
Получается как в анекдоте про лыжи, где человек жалуется врачу:
– Вы мне для похудения прописали лыжи. Я самые дорогие купил, с продавцом посоветовался – и что? За полгода ни килограмма не сбросил!
– А вы на них как часто и как долго тренируетесь?
– Так на них что, еще и тренироваться надо?!
То же самое с венчанием: просто «купить» и бросить в углу – какой смысл? Святая царица страстотерпица Александра писала в дневнике: «Любви нужен её ежедневный хлеб». Наша задача – не просто повенчаться, но и дальше продолжать жить по-Божьи, тогда наши семьи действительно получат шанс стать филиалом Царствия Небесного.
Священник Димитрий ФЕТИСОВ
Фото Марины Стротовой
Публикация портала «Логосъ»
(Рязанская митрополия)