Home / Слово пастырю / «Чтобы быть христианином, не надо институтов заканчивать»

«Чтобы быть христианином, не надо институтов заканчивать»

О том, кому противопоказано поститься не по медицинским показаниям, о самом повседневном грехе и почему в постном делании надо начинать с малого, в преддверии Святой Четыредесятницы рассказывает священник Роман Венцак, настоятель храма во имя апостола Иоанна Богослова в сибирском селе Здвинск.

Вы однажды сказали, что священники, как психологи, действуют через слово, но все же, как вы при помощи слова лечите человеческие души?

– Слово у священника – это как скальпель у хирурга, мы отсекаем грех, страсть. Если человек утверждает, что у него нет греха, это самообман. Если кто-то утверждает, что он негневливый, это неправда. Случись что-то – и яростные эмоции выйдут наружу в самом неблагообразном виде. Все страсти в человеке есть, просто одна прогрессирует, как рецидив, а другая спит.

Один из законов духовной жизни – неосуждение ближнего. «В чем кого осудишь, в том сам побудешь». Самый распространенный и повседневный грех, от которого все страдают, – это укоризна, без нее люди не могут и дня. А были святые, святость которых заключалась в том, что они не произносили ни одного укоризненного слова хотя бы вслух, никому, ни в чей адрес. Эти люди становились святыми.

Чтобы быть христианином, не надо институтов заканчивать, надо внимательно прочитать Новый Завет, посоветоваться с батюшкой, прибегнуть к святоотеческому опыту, и он скажет не укорять никого. Начни с малого, а потом будешь молиться, поститься. Начав, человек видит, а сил-то не хватает, чтобы никого не укорить и не осудить. Он начинает их черпать в молитве, посте, ходит в церковь и видит здесь источник сил, жизни, благодати, некую Божественную сдерживающую силу.

Возможно, кто-то сейчас, прочитав, начнет соблюдать пост. Всем ли он нужен, или есть какие-то запреты?

– Нельзя поститься тем, кто не осознает свои грехи, кто считает себя праведником. Пост большинство понимает как некую голодовку, а он имеет три ипостаси: для тела, духа и души…

Прежде всего, если речь идет о христианском посте, надо себя проверить, действительно ли я христианин или просто крестик ношу? Относительно поста телесного надо проконсультироваться у врача, что можно кушать, а что нет. Начиная поститься, человек перестает есть и становится злым. Пост и голод – разные вещи. Голодный человек – злой человек, лучше мясо съесть, чем «человечинку». Пост нужен как лекарство, мы им себя врачуем. Пост душевный – воздержание от увеселений, праздностей, развлечений… Духовный пост – это выполнение духовных упражнений: чтение молитвы, слова Божия, посещение храма…

От поста бывает великая польза, он нужен не для Бога, а для человека. И решение поститься человек принимает сам.

Говорят: «Исповедуйся, и Бог все простит». Многие, побывав на исповеди, испытывают огромное облегчение, но все ли грехи прощаемы?

– Нет непростительного греха, есть грех нераскаянный. После исповеди человек получает духовное облегчение, но мало рассказать – важно после исповедования греха к нему не возвращаться.

У каждого свои тайны, и порой – далеко не невинные. Есть ли «тайна исповеди», или если вы узнаете о чем-то страшном, обязаны рассказать это правоохранительным органам?

– Преступник своими планами со священником делиться не будет.

А если он давно что-то совершил и вдруг решил покаяться…

– У меня такого ни разу не было, и мои друзья, священники, с этим не сталкивались. Мы ездим по тюрьмам, где исповедуются и каются убийцы, насильники, воры, но они уже отбывают срок наказания. Были случаи, когда люди приходили и говорили: «Я хочу покончить жизнь самоубийством». С ними общались, увещевали, убеждали. И они, слава Богу, живы.

Что касается тайны исповеди, то, конечно, все остается между тем, кто принимает исповедь, и тем, кто кается. Но важно, чтобы человек осознал, покаялся и больше это не повторял.

Неоднократно приходилось сталкиваться с суеверными людьми, уверенными, что так называемый сглаз может все. Как вы считаете, почему среди нас так много суеверных людей и как церковь относится к этому?

– Если человек не верит во Христа и Евангелие, то его душу заполняет, как минимум, суеверие, как максимум – гадость. Будут навязчивые мысли, вера в то, что сглазят баба с пустыми ведрами, черная кошка и так далее. Верующий христианин твердо убежден, что с ним ничего не произойдет – ни хорошего, ни плохого, если на то не будет воли Божией. Мы верим, что Господь Вседержитель все содержит в своей власти.

Любит Бог неверующих?

– Бог – это абсолютная Любовь. Он любит всех, но не человеческой любовью, а Божественной – бесстрастной. А у нас какая любовь? Мы одних любим до потери памяти, других ненавидим до безумия.

Что бы можно было пожелать и православным христианам, и атеистам?

– И атеист, и суеверный, и верующий умрут. И хотите вы или нет, мы все предстанем пред Богом и вечностью. Исходя из этой перспективы, прежде всего, надо по-доброму относиться друг к другу –не ломать копья, не враждовать и не ссориться, уметь просить прощения и совершать бескорыстные добрые дела. Между людьми должны быть добрые отношения, человеческие, а не скотские, потребительские или бесовские (зависть, лесть, обман, провокация).

Желаю всем самых добрых человеческих отношений друг к другу – тех, которые нам показал Бог во Христе Иисусе.

Беседовала Ольга КОНОНЕНКО

В основе материала – публикация
газеты Здвинского района Новосибирской области «Сельский труженик»

Цитируется по сайту Карасукской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *