Сегодня, в преддверии Великого четверга, множество православных придет исповедаться в своих грехах, чтобы на следующий день, когда Церковь воспоминает установление Господом Таинства Евхаристии, причаститься Святых Христовых Таин. Однако очень многим людям, особенно тем, кто не исповедался прежде, что-то – стыд, неловкость, боязнь упасть в глазах другого человека – мешает принести покаяние в присутствии священника. Размышлениями о том, почему так происходит, делится протоиерей Андрей Огородников, настоятель храма Всех святых Церкви Русской (город Братск).
Нередко, собираясь на исповедь, человек стыдится исповедаться в собственных грехах. Амвросий Оптинский так говорил: «Грешник, про твои грехи уже и рай, и ад знает. Бес уже сообщил в ад, что он человека в грех увел. Ангел сказал Господу, что не сохранил человека от грехопадения. Один только ты, грешник, боишься идти покаяться».
Отчего же мы смущаемся идти каяться? Потому что сами людей осуждаем. Сказано, что немилостивому и суд без милости будет. Когда осуждаем других, мы без милости судим, а когда начинаем к своим грехам обращаться, совесть это напоминает. То есть если человек не милует других, и наша совесть нас самих не может помиловать. Святые же люди никогда никого не осуждают.
Человек осуждает оттого, что его сердце находится во тьме. Сказано: кто брата своего ненавидит, тот во тьме ходит. Зло не свойственно нашей природе. Зло – как вода: когда находишься над поверхностью воды, ты видишь, что творится на море, а когда уже погрузился в пучину вод, увидеть это ты не в силах. Так вот, если зло превыше твоей головы, то ты сам уже ничего не понимаешь и начинаешь в этом зле людей судить. А когда зло отступает от тебя, ты вдруг начинаешь наблюдать, что зло не свойственно природе человека, что ты не злой и что другие люди, которые зло делают, просто в него погружены и сами не понимают, что творят.
Благодатное время Великого поста может принести нам многие плоды. Он сам по себе есть некое олицетворение нашей жизни, потому что пост – время скорбное, но заканчивается оно Пасхой. Постные дни – время собирательства, а Пасха – время определения, что в Воскресении мы обретаем.
Мы видим: пост начинается и заканчивается, так и жизнь наша началась и когда-то должна обязательно закончиться. Дай Бог нам прожить ее не бесплодно.
В основе публикации –
материалы пресс-службы Братской епархии