28 марта множество людей собралось на встречу с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря, автором одного из наиболее популярных литературных произведений, созданных в России за последние годы, — книги «Несвятые святые». Встреча прошла в исторической резиденции Московских митрополитов в рамках «Илиинской гостиной».
Уютный зал не вместил всех пришедших – немалая их часть разместилась в коридоре, куда была проведена видеотрансляция. Казалось, еще вот-вот – и «галерке» придется занять места где-то возле крыльца. Впрочем, столь тесное соседство участников не помешало продолжительному и живому общению отца Тихона с аудиторией — практически все собравшиеся остались до конца. Гость «Илиинской гостиной» решил не читать лекцию, а ответить на вопросы слушателей. Такая форма общения оказалась очень востребованной, и поток записок не прекращался все два с половиной часа встречи.
«Черный труд», он же благодатное послушание
Было видно, что есть темы, которые архимандрит Тихон непременно хочет затронуть вне зависимости от того, спросят о них или нет. Так, в кратком вступительном слове отец Тихон разъяснил суть служения «церковных чиновников», которыми он в шутку назвал себя (он занимает пост ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре) и присутствовавшего на встрече настоятеля Илиинского прихода архимандрита Савву (Тутунова), заместителя управляющего делами Московской Патриархии. Архимандрит Тихон подчеркнул, что административные послушания – тяжелые, но необходимые для Церкви, и призвал мирян с пониманием относиться к тем, кто их несет: «Если бы нам с отцом Саввой, когда мы только мечтали о монашестве, сказали, что мы станем „церковными чиновниками“, мы бы содрогнулись и сказали: „Только не это!“. Это тяжелое послушание и, наверное, не желаемое никем из монахов. Но нужно кому-то это делать. Нужно координировать жизнь такого огромного организма, как Русская Православная Церковь. Надо заниматься этим «черным трудом». И примером для нас является Святейший Патриарх. Мы видим его духовную жизнь — как он служит, как и сколь много он молится. То же самое делал и Святейший Патриарх Алексий. Рабочий день у него начинается ранним утром, а заканчивается далеко заполночь (и это только то, что мы видим!). Однажды я видел, как к нему везут два чемодана бумаг…».
«Это послушание нежеланное, но все равно благодатное, и в нем чувствуешь помощь Божию», отметил отец Тихон и выразил надежду, что миряне будут с большим пониманием и сочувствием относиться к церковной администрации после того, как больше узнают о ее работе.
Вопросы от слушателей приходили самые разные – от сугубо духовных (о том, как часто надо причащаться), до бытовых (можно ли добавлять в пищу растительное масло во время поста или читать «Гарри Поттера»); одиннадцатилетний мальчик спросил, как перестать играть в компьютерные игры, а студентка ВГИКа – стоит ли церковному человеку заниматься киноискусством. Многие из затронутых тем вызвали живой отклик зала.
О сумме пожертвований на приход
«Это вопрос сложный – считает наместник Сретенского монастыря. — Есть такое понятие, как десятина, но я считаю, что жестко следовать этому правилу нельзя». С самого начала возглавляемая им обитель старалась обеспечивать себя самостоятельно, для этого было создано широко известное ныне издательство. Дополнительный доход дает сельскохозяйственная деятельность монастырского подворья.
Пожертвований прихожан, признался отец Тихон, не хватило бы даже на половину оплаты хора. Но у монастыря есть и крупные спонсоры. В общей сложности вклад прихожан и благодетелей составляет около восьми процентов необходимых средств, остальная часть зарабатывается самостоятельно. Временами Сретенский монастырь из собственных средств также помогает другим, например, христианам в Сербии.
При этом архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил, что для обычного прихода, где все священнослужители заняты богослужением и прочими послушаниями, самообеспечение практически невозможно — остается искать жертвователей и помощи прихожан. Поэтому «если кто-то в состоянии помочь храму, видя, что в том есть необходимость, — конечно, это надо делать».
Об изъятии мощей святителя Василия Кинешемского из Введенского монастыря города Иваново
Архимандрит Тихон отметил, что данный вопрос он прокомментирует с позиции простого христианина. «Это было неожиданно, — сказал он. Я бы не торопился делать такие вещи: есть почитание этих святых, есть люди, которые в крещении названы в их честь. Это, конечно, большое смущение. Когда говорят, что обнаружились новые факты в следственных делах – мало ли что они писали? Может, они клеветали? Или выдавали желаемое за действительное?»
Как полагает гость «Илиинской гостиной», принятое решение – не окончательное, тем более, что представители Синодальной комиссии по канонизации уже разъяснили, что происшедшее является не деканонизацией, а приостановлением почитания для дальнейшего исследования вопроса. Он надеется, что общая болезненная реакция в будущем удержит членов комиссии от столь резких действий.
Герои как главная драгоценность нации
«Даже в советское время общество было намного добрее, — вспоминает отец Тихон. — Это не значит, что мы ностальгируем по Сталину. Мы сожалеем о том времени, когда человеческие отношения были основаны на жертвенности». Лозунг «Бери от жизни все!» тогда не принимали как не соответствующий духу исторической России.
Священнослужитель считает нормальным, что с течением времени может происходить переоценка героев и ценностей. При этом однозначно негативным и весьма тревожным явлением можно назвать тотальную дегероизацию общества. «Наш креативный класс (а именно он взялся за «ревизию пантеонов») не оставил героев вообще, — сокрушается архимандрит Тихон. Он привел примеры «переосмысления», которые больше похожи на банальное наклеивание ярлыков: «Жуков? — Кровавый палач! Пушкин? — Развратник! Александр Матросов? — Уголовник, пьяница. Святой Александр Невский? — Пресмыкался перед татаро-монголами». По мнению отца Тихона, народ должен определить своих героев, но и кричать: «Будьте патриотами», — смешно, это, скорее, вызывает обратную реакцию.
Он обратил внимание слушателей на то, что народ не выражает национальную идею в формулах, но зато безошибочно определяет ее носителей.
«Герои – самая большая драгоценность нации, и крайне печально, что мы не знаем героев современности, таких, как майор Сергей Солнечников, ценой своей жизни спасший подчинённых ему солдат при взрыве боевой гранаты ровно год назад, — сказал священнослужитель.
О рае и аде
«Я для себя много думал об этом», — признался архимандрит Тихон. Он подчеркнул, что фольклорный образ рая как прекрасного сада с плодами, конечно, несостоятелен и не может удовлетворить современных людей. Человек — это не только тело, но, прежде всего душа, личность, включающая в себя наши желания, мысли, устремления, опыт, знания, волю, чувства и «нечто большее, о чем мы даже не подозреваем». Наша посмертная участь будет зависеть, прежде всего, от того, чем наполнена и к чему устремлена душа.
«Представьте, что мы очень хорошо относимся к какому-то садисту, — предложил священнослужитель. — Мы берем его из тюрьмы и отправляем в благочестивую христианскую семью, стараемся создать ему все условия: хочешь — в музей пойдем, хочешь — в храм, хочешь – отправимся на курорт. А ему все это не нужно, ему бы ребеночка замучить или ухо дедушке отрезать. И тогда эта прекрасная семья будет для него адом, потому что ад — в его желаниях.
Чем же будет наполнена после смерти чистая душа? Одна из самых больших радостей, по мнению наместника Сретенского монастыря, — это радость познания (во всех смыслах): юные супруги узнают друг друга, ученые узнают тайны мироздания… А радость бесконечного познания нового может дать только Бесконечное Существо.
О модернизаторах и завзятых улучшателях
Был задан вопрос о том, с чем архимандрит Тихон не согласен в служении священника Георгия Кочеткова. Отец Тихон ответил, что тот возглавляет группу людей, которые заняты модернизацией церковной жизни, и создал, фактически, параллельную официальной церкви структуру. Он подчеркнул пагубность желания все исправить по образцу, который именно тебе кажется верным, и напомнил высказывание святого Иосифа Оптинского: «Ревность, желающая исправить всякое зло, сама есть самое великое зло».
Отец Тихон крайне отрицательно относится к идее перевода богослужения на русский язык, продвигаемой так называемыми кочетковцами. Редактировать богослужебные тексты, считает он, можно в рамках церковнославянского языка, как предлагал в свое время святитель Феофан Затворник. Такие примеры в Церкви есть: раньше в молитвословах писалось «Напрасно судия придет, и коегождо деяния обнажатся», а после 1901 года «напрасно» заменили на «внезапно» (в церковнославянском это синонимы). Таким образом, текст стал более понятен, оставшись церковнославянским.
Архимандрит Тихон также привел в пример реформы Патриарха Никона, правильные по сути, но вызвавшие раскол, от которого русская церковь до сих пор не может оправиться.
Наместник Сретенского монастыря считает, что богослужебные реформы в Церкви крайне опасны, и начинать их стоит с большой осторожностью. А вот административные реформы могут проходить всегда, когда в этом возникает необходимость.
Слушатели не хотели отпускать отца Тихона, задавали все новые вопросы, в том числе о том, как относиться к внедряемым новым методам и средствам учета граждан, как реагировать на негативные явления, в том числе в церковной жизни, как воспитывать детей, что может стоять за увлечением компьютерными играми, как бороться с различного рода зависимостями, как сберечь семью и что делать, если она разрушена, возможно ли творчество с пользой для души за пределами Церкви и многие другие.
Ответы на эти вопросы читатели портала «Приходы» вскоре смогут узнать в продолжении рассказа о встрече в «Илиинской гостиной» с архимандритом Тихоном (Шевкуновым).
Мария Хорькова
фото Марии Темновой