Home / Слово архипастырю / Зачем крестить младенцев?

Зачем крестить младенцев?

Порой родители, желающие дать своему чаду как можно больше возможностей для самореализации, считают, что не вправе «навязывать» ребенку веру и Церковь, а потому с легким сердцем откладывают его крещение на неопределенное будущее. «Вырастет – сам решит» – универсальное правило для них. Что можно ответить таким людям, и почему в Церкви издавна приято крестить младенцев? На вопросы об этом, а также о предрассудке, заставляющем некоторых людей видеть проблемы своей нынешней жизни в грехах предков, ответили наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф и братия монастыря, участвовавшие в одной из встреч на петербургском подворье обители.


Разве младенец не может общаться с Богом?

Епископ Можайский Иосиф: Знаю, сейчас есть мода среди некоторых мирян откладывать крещение детей до их взросления, мол, подрастет – сам примет решение.

Однако по традиции, насчитывающей много веков, всегда крестили детей еще младенцами.

Да, в древности первые христиане не всегда детей крестили, бывало, что те дорастали до взрослого возраста, и тогда уже становились членами Церкви. Но уже в Византийской империи мы видим крещение младенцев, и никаких сведений о проблемах и спорах об этом в Церкви письменные источники нам не доносят. Наоборот, стали крестить целыми домами – семьями, вместе с младенцами. К тому же вспомним, что в те времена, да и позже, в том числе в Российской империи, была большая детская смертность, поэтому крестить детей старались почти сразу после рождения.

Но и в наше время неверно говорить: путь подрастёт, а потом уже к Церкви приобщится. Мы должны посеять в детях семя благодатное, поливать и взращивать росток веры православной, крестный родитель должен молиться за этого ребёнка.

Иеромонах Даниил (Михалёв): …Предание Церкви однозначно говорит о том, что нужно по возможности как можно раньше крестить. Спросите себя: может ли младенец общаться с Богом? Если может, значит вопрос, нужно ли крестить во младенчестве, уже не стоит. А ответ мы знаем, например, из Псалтири.

«Но Ты исторг меня из чрева матери моей, уповал я на Тебя еще грудным младенцем.
К Тебе привержен я от рождения, от чрева матери моей Ты Бог мой!» (Пс. 21. 10-11)

«На Тебе я утвердился от утробы, от чрева матери моей Ты – мой покровитель» (Пс. 70. 6)

«От чрева матери моей Ты мой покровитель» (Пс. 138. 13)

То есть уже в чреве матери начинается общение ребенка с Богом. Ну как тут о крещении младенцев не говорить?

Существует ли духовная ответственность детей за грехи родителей?

Родители нередко чувствуют себя виноватыми за дурное поведение, злые поступки своих детей, думая: может, чего-то мы вовремя не вложили в его разум и сердце, что-то не объяснили, не показали своим примером, не наставили правильно. А бывает ли обратная ответственность – духовная ответственность за грехи предков? Порой люди пытаются объяснить то, что у них происходит в жизни, «следом» от грехов прежних поколений, указывая на упоминаемую в Ветхом Завете пословицу израильского народа: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Однако забывают о том, что говорится в книге пророка Иезекиля дальше: «Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле… Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18. 3,20).

Епископ Можайский Иосиф: Не несут дети ответственности за грехи родителей – каждый отвечает за свои грехи. Да, есть то, что мы получаем от предков: генетически обусловленные предрасположенности и проблемы на физическом уровне могут передаться детям, также и некоторые черты натуры и характера.

Однако нельзя говорить, например: вот, у меня мама убила столько-то детей абортами, а я теперь страдаю из-за нее в своей жизни. Человек, имея свою волю, кается именно за себя, но не может приносить покаяние за грехи другого человека, даже если это кто-то очень близкий, например, мать.

Да, какие-то моральные и духовные последствия [греховного поведения старшего поколения] могут быть, но нельзя на них зацикливаться и думать, что от этого проистекают страдания в твоей собственной жизни. Человек должен молиться Богу и каяться в собственных прегрешениях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *