Home / Слово архипастырю / Воспитание радости

Воспитание радости

Началась Страстная седмица, которая приведет нас к Празднику Праздников – Светлой Пасхе Христовой. Но что, если во время такого великого торжества человек не радуется, а наоборот, едва ли не готов впасть в уныние? Размышлениями о том, что поможет полной грудью вдохнуть великую радость Пасхи, как кажущиеся расстраивающими и сбивающими с толку события могут являться промышлением Божиим о нас, необходима ли умеренность в радостных чувствах, а также как отблески вечной жизни в человеке могут стать лучшей проповедью, поделились наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф и братия монастыря на встрече с прихожанами петербургского подворья обители.

Прелагая печаль на радость

Епископ Можайский Иосиф: Действительно, Пасха – такой праздник, когда сама Церковь призывает нас: возрадуемся, возвеселимся, людие! Вспомним читаемое в этот праздник слово святителя Иоанна Златоуста, в котором звучит призыв, чтоб в эти дни никто не плакал о грехах, ибо из гроба воссияло прощение.

Если же в душе другое настроение – покаянное, скорбное или унылое, значит, действительно что-то так. Так быть не должно. Возможно, ты что-то неправильно делал во время поста, недостаточно раскаялся. Надо уметь плакать о грехах и надо уметь радоваться духовно. Если же не получается, возможно, имеется какая-то ущербность [в духовной жизни].

Про себя скажу, что мне иной раз бывает непросто перестроиться со скорби Страстной седмицы на пасхальную радость. Но все-таки мы знаем, что святые, духовные люди, старцы искренне радуются в эти дни – они откладывают печаль и прелагают ее на пасхальную радость.

Обратите внимание на подготовку к празднику. Ведь бывает так, что не полностью искренне исповедовался в постные дни перед Пасхой, не примирился с ближними, или есть ещё что-то, что тяготит совесть человека. Возможно, именно поэтому ты не можешь чисто встретить праздник Пасхи чистой радостью, а испытываешь скорбь.

«Вы меня в Оптину не приняли»

А бывает, случаются события, которые нам лично кажутся очень неприятными, расстраивающими и сбивающими с толку, но являются промышлением Божиим о каждом человеке.

Игумен Тихон (Борисов): Можно, я расскажу в двух словах, как владыка Иосиф впервые приехал в Оптину пустынь? Шестнадцать лет ему было, с мамой прибыл, но уже такой молодой приехал в монахи в Оптину поступать.

Епископ Можайский Иосиф: У меня записка была от настоятеля.

игумен Тихон (Борисов): В Оптину пустынь его не приняли, потому что время, скажем прямо, было сложное, некуда было селить, да и прибывающие потрудиться люди разные встречались, было немало тех, кто из тюрьмы вышел. Человек, который занимался распределением паломников, тогда сказал этому молодому человеку: «Знаете, нет вообще места. Может, в Пафнутьево-Боровский монастырь попробовать?» Он поехал и по Промыслу Божьему в той обители и остался. А сейчас он владыка и наместник Оптиной пустыни. Помню, когда он, став наместником, прибыл в обитель, мы сидели вместе на трапезе, и владыка Иосиф говорит: «Батюшка, а Вы не знаете, кто в 1994 году занимался паломниками?» Отвечаю: «По-моему, я». И он, улыбаясь: «А! Так это Вы меня не приняли в Оптину!»

Епископ Можайский Иосиф: Я имя тогда даже запомнил…

Игумен Тихон (Борисов): И все-таки Промысл какой… Всё непросто.

Свет изнутри как способ проповеди

Игумен Тихон (Борисов): Знаете, святые отцы говорили, что до тех пор ты не придёшь искренне к вере, пока не увидишь на лице какого-то человека отблеск вечной жизни. Пока ты не встретишь такого человека, с сиянием.

У нас не сияние, но бывают хотя бы малые отблески. Например, общаешься с кем-то на работе, он мимоходом обмолвится: вот, я в храм хожу. И не слышишь от него какой-то пафосной проповеди, выспренних слов, но постепенно замечаешь, что человек-то в повседневной жизни ведет себя по нынешним временам удивительно: не принимает участия в склоках и спорах, в злых осуждениях окружающих…

…Слава Богу, что находятся люди, глядя как на которых, мы понимаем, [что значит жить по-христиански]. Думаю, каждый человек вспомнит подобные встречи. Далеко не всегда вера приходит через какие-то явные и громкие чудеса, порой самое главное чудо – это встретить в своей жизни такого человека.

Хорошо бы все были вот такими светящимися изнутри, но не всегда получается.

О мере радости

А бывают ли случаи, когда можно сказать, что человек слишком сильно радуется? Нужно ли искать меру в радости?

Епископ Можайский Иосиф: Я всегда говорю: радуйся, будь всегда оптимистом (оптимисткой)! Радость не бывает чрезмерной. Но случается пустая, мирская веселость.

Если же говорить про духовную радость, она помогает. Старец Амвросий Оптинский мог пошутить. Другие старцы тоже порой старались поднять человеку настроение, том числе и через какие-то доброе шутки, чтобы его поддержать. И вот он уже уходит ободренный, утешенный.

В общем, нужно чувствовать определенную грань, за которой радость переходит в пустоту – в пустое времяпрепровождение, пустой хохот и т.д.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *