Молодежь – особенный мир, полный противоречий и эмоций. Ребятам и девушкам свойственно, с одной стороны, стремиться к тому, чтобы найти единомышленников, «тусовку», группу по интересам. С другой стороны, хочется засвидетельствовать себя в этом мире. Как помочь молодым людям реализовать потребность в самоутверждении, найдя при этом свое место в Церкви? Об этом размышляет митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.
Ленивое миссионерство?
Объединение вокруг Церкви должно осуществляться на основе соборной приходской жизни. Но на сегодняшний день мы можем наблюдать несколько моделей приходской жизни. Первая сложилась в основном в советские годы, когда Церковь, скорее выживала, приспосабливаясь к чудовищному давлению со стороны атеистического государства, главной целью которого было не пустить в храмы молодых, образованных, деятельных христиан. Идеальным прихожанином (в представлении советской власти) была неграмотная и запуганная старушка.
Вторая модель, которая имеет разрушительную духовную силу не только для жизни прихода, но и для его членов, – ложно-авторитарная. На этом приходе более всего людей объединяет авторитет священника и личные отношения с друг с другом. При этом священник стремится к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывая свои намерения под религиозными масками. Наряду с богословскими заблуждениями (из-за малограмотности священника и верующих) в среде прихожан чрезвычайно распространены представления основанные на ложной интерпретации православного вероучения, истории Православной Церкви и ее традиций, что приводит к возникновению ответной реакции как в среде верующих других приходов, так и общества и, как правило – негативной к Православию в целом. Что серьезно отталкивает молодежь.
В нынешнее время сформировалась иная модель, которая не просто малопривлекательна для молодежи, но еще и не слишком благоприятна для Церкви в целом. В ней пассивный священник, живущий своей жизнью, теряющий необходимое горение, становится абсолютно инертным к вызовам времени, а прихожанин – пассивный потребитель, от которого ничего не зависит. Этому явлению даже дали имя — «ленивое миссионерство». И, как результат, священник, который должен был бы стать пастырем своего стада, превращается в «агнца», идущего за людьми, пожевывая травку в виде определенных дивидендов. А приходом начинает руководить «матушка» (это еще не самый страшный вариант) или «доверенное лицо» из активных прихожанок, которых возводят в ранг «непогрешимых вещателей истины». Наше нежелание работать и общаться с людьми мы оправдываем человеческой немощью, поэтому и позволяем себе, а значит, и им, расслабляться.
Оптимальной моделью прихода, является такая, при которой настоятель – не только имеет авторитет, но и обладает духовной мудростью и желанием трудиться, при этом каждый член общины – не пассивный наблюдатель («потребитель» и «консуматор» идей и даров Церкви), а активный участник событий во всех областях жизни прихода.
Статистика и практика
Известны данные Центра социологических исследований Pew Research Center, который определил ряд факторов, влияющих на выбор прихода жителями США, причем главное влияние на их решение оказало качество проповедей и церковной службы в целом – так сказали примерно восемь человек из каждых десяти опрошенных. На втором месте по степени важности среди факторов, определяющих выбор, стала встреча, которую оказали новичкам прихожане храма (79 процентов), затем идет общий уровень церковной службы (74 процента), а также удобство местоположения храма (70 процентов). Среди прочих факторов немаловажными оказались следующие: возможность обучения для детей (56 процентов) и наличие волонтерской службы (42 процента).
Таким образом, жизнь прихода, в том числе молодежный ее аспект, можно рассмотреть в нескольких аспектах – литургическом, приходском, а также светском, понимая под этим проповедническую деятельность за пределами прихода – в школах, университетах.
Литургический и приходской аспекты в определенной степени перекрывают друг друга, потому что литургия совершается именно в приходе, она центр богослужебной жизни Церкви. Воцерковление не может быть изолированным от святой литургии, но в то же время она должна быть достаточно понятна и достаточно доступна каждому ее участнику, особенно молодому. Здесь можно рассмотреть многие вопросы, связанные с языком, продолжительностью, активным или пассивным участием в евхаристическом богослужении. Кстати, священниками, на приходах которых служат на более понятных языках (современных украинском, русском, польском), было отмечено, что изменение языка богослужения не привело к увеличению количества прихожан.
Важно отметить, что литургия должна отвечать своему предназначению – быть общественным делом, в котором активно участвует каждый член прихода. Поэтому все, что дополнительно совершается в приходе и отличается от литургии, нужно рассматривать как второстепенное дело, способствующее участию в ней. Любая другая деятельность не должна также осуществляться за счет участия в Евхаристии. В этом смысле протоиерей Александр Шмеман рекомендовал ни в коем случае не проводить занятий в воскресных школах во время богослужения.
Возраст любознательности
Молодежи всегда было свойственно два ведущих стремления: к учению и к общению, так как она всегда интересуется. Но беда в том, что у нас не всегда есть время или желание просто и доступно объяснить сущность нашей веры. И есть еще одна важная вещь: нам, священникам, нужно принять тот факт, что в некоторых вещах молодежь обладает большей информацией, чем мы. Решению этих вопросов способствует создание и регулярное проведение катехизаторских бесед (курсов), во время которых молодой человек должен найти ответы на самые сокровенные и важные для него вопросы, получить опыт общежития и даже основы практических жизненно важных навыков. Организовывая их, мы не имеем права забывать, что молодежь, обычно, с особой чувствительностью относится ко всякой фальши и к проявлениям косности.
Часто бывает так, что когда молодой человек переступает порог храма, то проблемы для него не заканчиваются, а только начинаются: для него все интересно, непонятно, он не знает, к кому обратиться и как. Священник для него – недосягаемая величина. Поэтому так важно, чтобы на приходах, в первую очередь на крупных, были консультанты из числа сотрудников храма и активных прихожан-добровольцев, которые могли бы встречать в субботние, воскресные и праздничные, а также предпраздничные дни пришедших в храм и помогать им сориентироваться в храмовом пространстве, отвечать на их вопросы, знакомить со священнослужителем.
Среда миссии или среда искушений?
Немаловажной проблемой для молодого человека является его общение с окружающим миром и с прежним кругом друзей. С одной стороны, круг неверующих или невоцерковленных друзей – самая естественная среда для проповеди, для свидетельства о Христе и Его Церкви. А подобное свидетельство может быть действенным только тогда, когда жизнь этих людей и их судьба тебе не безразличны, когда ты испытываешь к ним живой личный интерес. Для новоначального бывает важно найти того, кто нуждается в нем, кто еще не знает Христа или только встает на путь следования за Богом.
С другой стороны, прежний круг общения на каком-то этапе жизни иногда бывает непосильным искушением для человека, еще не утвержденного в своей вере и в своем жизненном выборе. Может оказаться, что не молодой человек, пришедший к Церкви, помогает близким людям идти вперед, а они тянут его назад. В такой ситуации иногда всякая основа для дружбы утрачивается.
Чтобы в этом разобраться, нужна, прежде всего, чуткость к своей совести, честность перед Богом и самим собой. Тут должен бы помочь опытный духовник.
Благовестие через наставничество
Перед нами в этом случае стоит серьезная задача – благовестие через наставничество. Важность наставничества невозможно переоценить, это важнейший элемент для созидания Церкви Божией. Привести человека к Христу через личное свидетельство, продолжив наставлять его из Писания и на примере собственной жизни, чтобы каждый мог сказать о себе, что он был орудием Божьим для конкретного человека… Не в общей массе, но чтобы каждый лично за себя мог сказать такое. Только Бог обращает и изменяет людей, но мы, Его Церковь, оставлены на земле инструментами, через которые Он спасает людей.
Для молодых людей крайне важно найти мудрого наставника, который стал бы примером христианской жизни, помогал в сложных ситуациях, направлял на правильный путь, помог бы понять, что «Христианство – не религия, но жизнь. Недостаточно заниматься церковной деятельностью, нужно спасать ближнего через Слово, которое возродило тебя самого. Ты спасен, чтобы спасать».
Решение этой задачи вынуждает нас постоянно заниматься самообразованием, знакомиться с опытом известных современных священников через чтение соответствующей литературы, посещение и общение с опытными духовниками. В случае необходимости еще не опытным священникам нужно не стесняться направить молодого человека к более опытному пастырю.
Найти себя
Как молодым людям правильно сориентироваться, чтобы найти свое место в Церкви и в обществе?
Жизнь и воспитание молодежи в прежние века проходила в Церкви, в учебном заведении и в семье. В настоящее время семья переживает глубокий кризис. И если современное общество в той или иной степени способно управлять учебным процессом юных граждан, то свободное время сейчас все больше переходит под контроль асоциальных структур, которые из молодого человека формируют раба страстей, похотей, сиюминутных желаний. В таком безумном времяпрепровождении, как нигде, удается замысел врага обезличить человека, унизить в нем божественный образ и поработить греху.
В последнее время мы еще раз должны четко осознать: Церковь – не общественный институт, и осуществлять запросы общества – это как раз не ее дело. Но важно, что реализуя свою истинную и единственную задачу – приобщение людей к спасению во Христе, Церковь помогает общаться людям в любви и строить свою жизнь в духе христианской традиции.
Учимся жить?
Современный человек разучился жить для других, его нужно этому учить, предложив какое-то поле деятельности, где можно было бы увидеть человеческую немощь, человеческое сострадание, увидеть свое несовершенство и реально сделать что-то важное, кому-то помочь. Главное дело Церкви – спасение человеческой души, которое должно совершаться, по слову Христа, через служение ближнему. Поэтому одна из главных задач прихода заключается в организации деятельности, соответствующей главному принципу евангельского служения.
Церковный приход также должен уделить особое внимание возможности организовать общение молодых людей. Общение, в котором они могли бы, в первую очередь, обрести реальный опыт церковной жизни, выразить себя в социальном служении, найти благочестивых друзей.
Практика показывает, что священнослужитель, работающий с молодежью, часто является не только вдохновителем и организатором, но и непосредственным участником спортивных состязаний, туристических походов и других молодежных мероприятий. Если батюшка находит возможность со всем этим справиться не в ущерб своей богослужебной деятельности, пастырскому благочестию, то он заслуживает всяческой похвалы. Однако не каждый священнослужитель в силу своей богослужебной занятости, семейного положения или других веских причин располагает достаточным временем для личного полноценного участия в жизни приходского молодежного объединения. Нет ничего предосудительного, если эти обязанности возложены на способного, благочестивого православного мирянина.
Не только служба
В представлении молодого человека жизнь оценивается в категориях будущего земного обустройства: образование, семья, карьера… Именно поэтому некоторые молодые люди, сочувствуя религиозным взглядам, тем не менее не считают необходимым «тратить свое драгоценное время» на церковный образ жизни.
Для некоторых представления о православном приходе могут ограничиваться исключительно совместным присутствием на богослужении. В таком случае понятие христианской общины оказывается неполноценным, так как одна лишь молитва не дает возможности в полной мере ощутить причастность к общему делу спасения. Номинальная принадлежность к конкретному приходу не компенсирует возможное чувство отчужденности. Без деятельного внебогослужебного общения почувствовать себя полноценным членом христианской общины трудно.
Особенно остро это может переживать пришедший в храм молодой человек, который еще не разучился жить и мыслить вне коллективного сознания, понуждающего его к постоянной деятельности, к сожалению, не всегда мотивированной добрыми намерениями, но когда этого не происходит, он становится равнодушным. Часто молодежь просто не находит со стороны духовенства или собственной молодежной среды лидеров, которые могли бы вести за собой и что-то предложить. Из этого я делаю вывод, что проблема – не только у молодежи. К сожалению, следует признать, что отсутствие молодежи в храме не всегда обусловлено спецификой местности, а подчас является следствием пастырского нерадения.
Творчество, смелость, бесстрашие были частью порыва апостолов во время их земной жизни. Эти же качества важно сохранить и преумножить среди православных молодых людей. Жатвы хватит на всех. Из опыта других епархий можно отметить, что поначалу молодые люди стесняются открыто свидетельствовать о себе как о православных христианах, но после того, как священнослужители или верующие сверстники их поддерживали, они сначала приступали к какой-то деятельности внутри прихода, потом задумывали совместные инициативы со светскими сверстниками, а затем становились движущей силой и опорой в хозяйственной, социальной, просветительской работе своей общины, избрав храм местом не только для молитвы, но и для деятельности в свободное время.
Не числом…
Может возникнуть вопрос, какой численный критерий является решающим для необходимости постановки вопроса организации молодежного приходского служения. Так как главным видится не массовость, а содержание служения, приводящего нас ко Христу, то ответ напрашивается сам собой: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18. 20).
Вера на практике
Воцерковление дает человеку некий импульс активности, направленности вовне, поэтому, кроме организации досуга в церковной общине, молодые люди должны быть причастными к проблемам с общественной значимостью и на практике применять воспринятые христианские ценности. Это могут быть обязательства, связанные с жизнью прихода, – например, проведение торжеств при определенном христианском празднике, благоустройство храма и пространства около него, забота о члене прихода, попавшем в трудную ситуацию (финансовую, медицинскую и т.д.), изготовление приходского бюллетеня, организация для прихожан экскурсий, паломнических поездок, летних лагерей, спортивных дней, а также посещение домов престарелых и приютов, проведение благотворительных акций и т.п. Причем спортивные дни, которые так нравятся молодым, можно комбинировать с пикником и беседой.
Сегодня отклик Церкви на новый фильм – это, скорее, исключение. Обычно он бывает реакцией на что-то из ряда вон выходящее, по большей части негативное. Если же это удастся поставить на поток, если постоянно давать рецензии и делать рейтинги фильмов, молодые люди привыкли бы к такому и могли бы прислушиваться к мнению Церкви. Для этого можно организовать общеприходской просмотр в кинотеатре достойного фильма, причем с частичным выкупом билетов приходом и приглашением не только прихожан, но также их знакомых.
Многие молодые люди, не являясь постоянными прихожанами храмов, познают Церковь и изучают религию по книгам. Для изучения есть много православных книг, поэтому, я думаю, можно было бы попробовать организовать выносную библиотеку в День православной книги, во время работы которой людям предлагать выбирать книги для чтения.
Сайт в интернете значительно облегчает процесс информирования молодежи, а значит и расширяет возможность рассказать о вере. Информационный стенд и интернет-пространство могут послужить незаменимыми помощниками в привлечении новых прихожан.
Молодежь и дети «живут» в социальных сетях, в среднем проводя в них шесть-семь часов в сутки. Может ли этот факт быть для нас безразличным? А чем больше у нас православной молодежи, тем более активным должно быть наше присутствие в социальных сетях.
Кроме того, наиболее подходящей формой работы с невоцерковленной молодежью является проведение лекций и бесед. В таких случаях нужно правильно выбрать тему лекции и сообразовываться с интересами публики, уделять больше внимания вопросам и дискуссиям. Человечество, зная точную историю, не будет совершать тех ошибок, которые были сделаны в прошлом. Отказываться от публичных бесед священнослужителей не целесообразно, ведь не каждый пойдет в Церковь уточнять информацию и получать дополнительные знания.
Инстинкты и чувства
Кроме этого, злободневная проблема сегодняшнего дня – это то, что молодые люди не умеют правильно выбирать себе партнера и часто ошибаются. Традиционные нормы и принципы отношений между полами, которые отчасти выполняли проверочную функцию, отпали. Молодые люди дезориентированы и идут скорее на поводу у своих инстинктов, чем у чувств. Им не к кому обратиться в «оффлайне» за советом, они мало кому доверяют и получают не всегда внятные советы от своих родителей и ровесников. На этом фоне существует ряд глобальных программ с мощным финансированием, цель которых – снизить численность населения планеты. Эти программы направлены на пропаганду бездетности, гедонизма, нетрадиционных сексуальных отношений, так называемых свободной любви и безопасного секса, иными словами – блуда, а также на то, чтобы представить аборт как естественное явление.
Сегодняшняя молодежь умнее и понимает, что надеяться, кроме как на себя, не на кого. Вот это и есть тот переломный пункт. Поняв это, кто-то ступает на скользкий путь забвения, а кто-то упорно, изо всех сил продолжает бороться. И те, кто продолжает бороться, поистине заслуживают уважения и нашей поддержкой.
Разрушая штампы
Церковь может перевернуть отношение молодежи к главному штампу о себе: оказывается, можно одновременно быть и современным, и православным. Более того, Православие учит жить правильно и всегда быть счастливым. Значит, у православных есть реальные преимущества в современном мире и, по-моему, это очень привлекательный и современный месседж для молодых.
Мы знаем, что молодежь является будущим каждого общества и через нее оно или развивается и эволюционирует, или западает. Когда создается верующее поколение молодых людей, оздоровляются семейные связи, преемственность, отношения в обществе – в школе, в университетах, на рабочих местах и пр. Если же в одном поколении молодых вера отсутствует, ценности общества вырождаются. Отсутствует высший авторитет, отсутствует и внутренняя нравственная санкция, создается анархия в общественных отношениях, где каждый имеет право на все, где нет ничего недозволенного. Это явление легко замечается, но трудно лечится.
В основе публикации –
доклад митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки
на Андреевских чтениях