Для верующего человека естественно стремление поделиться с окружающими сокровищем христианской веры. Но как правильно это делать? Почему порой на попытки рассказать кому-то о Христе, о Церкви реакцией становится неловкое молчание, а то и просто раздражение? Если все христиане, в том числе миряне, призваны к миссии, какой она должна быть, и почему слова в ней – далеко не на первом месте? И как случается, что порой христиане могут сделать из своей жизни антипроповедь? Своими мыслями об этом, а также о том, как верующему вести себя в чуждой среде – в «токсичном» рабочем коллективе или среди матерящихся людей – поделились наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф и братия монастыря, участвовавшие в одной из встреч на петербургском подворье обители.
Отвечай вопрошающему
Иеромонах Даниил (Михалёв): Далеко не всегда нужно начинать говорить самому. Слова обычно помогают тогда, когда человек сам вас о чем-то спрашивает. Допустим, на работе или в общении с друзьями вдруг кто-то у вас спросил что-то касающееся духовной жизни, вашего опыта – тогда можно осторожненько начать говорить. Понимаете, когда человек видит свет от другого человека, ему, естественно, хочется узнать: «Почему у тебя вот такое? У меня нету такой радости, такой надежды, таких упований – откуда они у тебя?» Если человек вот так вот спросит, значит, он уже готов получить ответ. Когда же мы начинаем пытаться что-то «вдолбить» другому, обычно реакция такая: «Иди куда-нибудь, надоел».
…Также вспоминаются слова одного подвижника современности – он говорил, что Евангелие и Христа нужно проповедовать везде и повсюду, где бы ты ни был, и если понадобится, то даже и словами. То есть речь о том, что на самом деле проповедь исходит изнутри человека.
Можно сказать очень много разных слов, бесконечно приводить различные цитаты. Однако на самом деле люди, которые хотят прийти ко Христу, в первую очередь смотрят на того, кто уже в Церкви, уже стал христианином: что в нем внутри. Эти люди, которые еще не пришли к вере, а только присматриваются, обладают очень чутким чутьём, они всё чувствуют. Это очень похоже на способ восприятия у детей. Им не настолько важно, что говорит им мама или папа, главное для них – что родители делают. Так и люди, которые стремятся к вере, в первую очередь смотрят на дела христиан.
И знаете, очень тяжело становится, когда слышишь от кого-то, как он пришел на приход, в общину, где все христиане, – казалось бы, вот человек наконец-то ушел из мира и теперь хочет обрести новый смысл жизни, новое общение, семью – и вдруг сталкивается с тем, что среди христиан порой происходит то, что даже мирские, неверующие не всегда себе позволяют. Я имею в виду сплетни, пересуды, все то неприятное, что в человеческом обществе существует. И как удивительно и обидно, что это часто встречается среди христиан. Почему так происходит, это уже вопрос другой.
Не просто так Бог устами пророка сказал в Священном Писании, обращаясь к Своему народу: «Горе, вас ради имя Мое хулится во языцех» (Ис.52:5). Кажется, люди верующие должны привлекать людей своей красотой душевной, а получается порой наоборот. Я не говорю, что везде так происходит, но нужно помнить, что почему-то окружающие замечают обычно больше негатива, чем позитива.
Епископ Можайский Иосиф: На христианах в миру лежит большая ответственность за то, чтобы мы светили. Что же касается отношений в обществе людей верующих, действительно иной раз замечаешь, что с мирскими людьми бывает как-то проще решать рабочие моменты. А когда имеешь дело с, скажем так, духовным коллективом, порой сталкиваешься с тем, что там и сплетни, и скандалы, и злость, и ревность. Классическая ситуация: «Ох, да спаси тебя Господь» – «Нет, это тебя спаси Господь!»
Думаешь: откуда все эти страсти вылезают, ведь вроде бы все в храм ходят? У мирских людей в рабочих, например, коллективах с этим как-то проще: порой проблема решается служебным взысканием, или ты сам можешь уволиться. В православной общине, в духовном коллективе все не так, поэтому мы должны всех любить, друг друга понимать, не устраивать сцен зависти и пр. Всё это очень низко и разрушает нас и наше общество, наши общины.
Как верующему человеку выдерживать тяжелую атмосферу на работе?
А что делать, если православный человек столкнулся с невыносимой обстановкой, эмоциональным прессингом, осуждением и сплетнями на рабочем месте, в коллективе людей неверующих, где апелляция к христианским нормам поведения заведомо обречена на провал?
Епископ Можайский Иосиф: Да, бывают очень тяжелые ситуации. Например, девушка или женщина устраивается на работу вроде бы в женский коллектив, а там обстановка – как в камере уголовной тюрьмы. И как тяжело верующему, да просто нравственному человеку в этом находиться – он истощается, опустошается морально.
Что с этим делать? Прежде всего, конечно, просить помощи Господа, молиться, морально готовиться каждый день. В конце концов, искать легкого места – это тоже не очень хорошо, где-то бывает нужно и потерпеть.
Но я не могу сказать: просто оставайтесь на прежнем месте и мучайтесь. Если сложатся обстоятельства таким образом, что появится возможность работать там, где по душе, то это было бы очень хорошо и важно. Порой зарплата может быть поменьше, но работа поспокойнее, поближе к дому, еще какие-то важные преимущества…
Помоги Господи, чтобы у вас находились силы оставаться в нынешнем коллективе – может, наоборот, добрая душа на кого-то повлияет, кто-то может послушать вас, кто-то примет ваш совет, кто-то сможет измениться… Но чаще всего приходится просто молчать, смиряться, терпеть и просить у Господа помощи. И Бог вас укрепит.
Как не «осолиться»
Одно из самых актуальных и тяжелых испытаний для верующего человека в современном обществе — это постоянное присутствие мата в рабочей среде, а порой и среди тех, кто входит в круг общения за пределами служебной надобности. В наше время матерные слова стали чуть ли не полноправной частью повседневной речи, необходимой «приправой» в разговоре не только представителей самых разных общественных слоев, но даже детей. Как сохранить духовную чистоту и не дать этому влиянию проникнуть в душу?
Епископ Можайский Иосиф: Во-первых, надо осознать проблему, а она очень серьезная: масштаб этого явления в наше время просто колоссальный. Показатели очень сильного разрушения души, деградации общества столь велики, что Святейший Патриарх Кирилл в выступлении на Всемирном русском народном соборе назвал это явление эпидемией.
Это как раковая опухоль, которая находится в такой стадии, что выпускает метастазы в окружающее общество. Разрушительные процессы происходят прямо на наших глазах, они проникают во все слои, в том числе в наших детей, которые должны быть чистыми, добрыми. Дети поражаются этой заразой, и разрушается их нравственность, так как матерные слова связаны с пошлостью, с развратом. Более того, получается, что ребята вырастают не просто в пошлой, но и в какой-то мере криминальной среде.
Всё это нас беспокоит, мы ждём каких-то изменений в обществе, мы ждём, когда начнут принимать необходимые законы, получат развитие направленные против этого явления воспитательные процессы, потому что так просто ситуация не изменится – проблема приобрела, можно сказать, глобальный масштаб.
Когда рядом с тобой матерятся, например, на работе, как следует поступить – молитву читать про себя?
Епископ Можайский Иосиф: Молиться непрестанно: «Господи, помилуй!» Если есть силы, Иисусову молитву произносить. Молиться про себя и терпеть, если нет возможности отойти, выйти из этого помещения. А если есть возможность, отойди – так ты покажешь, что неприятно среди этой грязи находиться.
Монах Ириней (Чебыкин): Из личного опыта: сын, собираясь на военную службу, общался с нашим духовником и настоятелем московского подворья Оптиной пустыни архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным), который тоже служил в армии. И он сказал слова, которые запомнились и сыну, и мне: «Рыба, когда плавает в море, не осаливается. Она становится соленой, когда умрет». То есть, если человек со Христом, если в полной мере осознаёт, что он христианин, то он не «осолится» проблемой, о которой мы сегодня говорим.
Следовательно, начинать надо с самого себя, как и во всём в нашей жизни христианской, и не будет проблем. Неважно, в каком коллективе, в каком обществе находишься. Вспомним о святителе Афанасии (Сахарове), который 30 лет в лагерях пробыл, практически с самой своей хиротонии… Большевики не просто его в лагеря отправляли – он находился там с самыми отпетыми бандитами, разбойниками. Он чистил нужники, но при этом молился, вспоминал о богослужении и сам писал службы. Вот из жизни пример, что значит «пока рыба живая, она не осаливается».
Иеромонах Даниил (Михалёв): И отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что нигде у него так не шла Иисусова молитва, как когда он среди зэков был; то есть тоже он находился среди мата. Получается, когда человек действительно живет напряженной духовной жизнью, когда имеет в себе внутри Христа, то будет ему, как сказал апостол: «Любящему Бога всё поспешествует во благо» (Рим. 8.28).
Епископ Можайский Иосиф: Ещё добавлю: не до́лжно осуждать тех, кто вокруг нас. Господь каждого может спасти.