Каждого из нас рано или поздно ожидает конец этой земной жизни и переход в жизнь вечную. Однако нередко можно увидеть, что при разговоре об этом люди пытаются перевести разговор на другую тему, мол, «давайте не будем о печальном». В канун одной из трех родительских суббот Великого поста предлагаем читателям поговорить о неизбежных «печальных вопросах», связанных с завершением жизни, отношением к смертельной болезни, темой погребения и прощания. Почему многие люди боятся даже самой мысли о своей кончине? Как нужно относиться к эвтаназии, кремации и заочному отпеванию? Как пережить смерть близкого человека? На эти вопросы отвечает Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
Смерть как лечение
Ваше Блаженство, как с духовной точки зрения объяснить, что такое смерть?
– Христианское отношение к смерти становится понятным в контексте понимания, что такое человеческая жизнь и представляет собой человек. По замыслу Божьему мы созданы для вечности, поэтому смерть для нас — противоестественна. Если бы наши прародители в раю не нарушали заповеди Божии, то жили бы вечно. После первородного греха человеческая природа стала смертной. Смерть является следствием отделения от Бога.
Получается, что своим грехопадением человек сам навлек на себя такое страшное наказание?
– Отчасти это так. Но если посмотреть глубже, то смерть – не столько наказание, сколько необходимое лечение. Ведь если бы человечество, находясь в грешном состоянии, оставалось бессмертным, то оно бы все больше духовно деградировало. И как итог, превратилось бы в общество бесоподобних существ. Поэтому милосердный Господь ограничил время нашей жизни, давая каждому возможность проявить свою волю в условиях внутренней борьбы между добром и злом. А когда наступит всеобщее воскресение, каждой душе будет дано новое тело, не подверженное греха, тления и смерти. С этим бессмертным телом праведники войдут в рай, а грешники попадут в ад. В таком состоянии человек и находиться в вечности.
Память о смерти или страх конца?
Почему у неверующего человека другое отношение к смерти, чем у того, кто верует?
– Если человек не думает о Боге, он пытается отогнать от себя мысль о своей кончине. А когда видит смерть других людей, ужасается, поскольку понимает: его жизнь закончится так же. Для неверующего человека закончится все, к чему он стремился и для чего работал.
Но такая душа все равно чувствует, что с приходом смерти открываются ворота вечности. Каждому уготована судьба по делам: сеющий плоти своей от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6. 8). Поэтому нам, верующим, очень важно понимать, что память о смерти все расставляет на свои места. Ведь в таком случае становится крайне очевидно, что важнее, а что менее важно, что является первостепенным, а что вообще не имеет значения.
После смерти станут незначительными много вещей, которые в земной жизни кажутся очень важными или желанными.
Непостыдная смерть
Во время каждой литургии мы молимся о безболезненной, непостыдной, мирной кончине. Чем это вызвано?
– Смерть – важнейший духовный экзамен для человека. Ведь мы знаем случаи, когда праведный человек в последний момент жизни, чаще всего по малодушию, отпадал от Бога, и наоборот – грешник, максимально глубоко осознав свой греховное состояние, приносил покаяние и сподоблялся великой милости от Бога. В качестве примера можно привести подвиги 40 Севастийских мучеников или покаяние благоразумного разбойника.
Молясь о непостыдной кончине, мы просим Бога дать возможность подготовиться к смерти и духовно укрепить нас в этот последний и самый важный момент земной жизни, чтобы перейти в вечность в мире с Богом и ближними.
Боль о разлуке и молитва
Глядя на смерть близкого человека, многие тоскуют. Как утешить людей?
– На этот вопрос отвечает святой апостол Павел: Не хочу, братия, оставить вас в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Потому, когда мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4. 13). Конечно, мы скорбим по нашим близким, когда они уходят от нас. Но такая скорбь не должна быть отчаянной, как о безвозвратной потере.
Смерть – всего лишь временное расставание с нашими близкими. И если мы сподобимся быть в Царстве Небесном, то там мы все встретимся. И тогда уже никто и ничто нас не сможет разлучить.
Поэтому наша боль о разлуке должен превратиться в усердный духовный труд: нужно тщательно подготовить душу к Царствию Небесному и горячее помолиться о прощении грехов усопшего, чтобы он был принят Богом.
«Ложь во спасение»?
Чтобы пощадить человека, который умирает, врачи иногда советуют скрыть от него правдивую информацию о состоянии здоровья. Оправдано ли это с духовной точки зрения?
– Нет, конечно. Такую информацию скрывать нельзя: последний период – самый важный. Необходимо максимально тактично сообщить тому, кто умирает, о его близкой кончине, душевно поддержать и подсказать, какие молитвы надо прочитать. Не стоит забывать, что смысл жизни – подготовка к вечности, к встрече с Богом. Очень важно, чтобы человек духовно подготовился к переходу в другой мир. В случае согласия больного следует пригласить священника для совершения исповеди и причастия.
Эвтаназия – милосердие или убийство?
Известно, что Церковь категорически отрицательно относится к эвтаназии. В странах, где «право на смерть» законодательно разрешено, врачи оказывают такие «услуги» безнадежно больным по их просьбе. Бывает так, что больной длительное время трудно страдает, не может умереть, и обезболивающие лекарства не помогают. Как помочь такому человеку?
– Только Господь может распоряжаться жизнью и смертью человека (см. Иов. 12. 10). Так называемая «эвтаназия» – не что иное, как нарушение заповеди Божьей: Не убивай (Исх. 20. 13). Что касается просьбы больного об ускорении смерти, то оно чаще всего вызвано болезненным состоянием его сознания, малодушием, маловерием или унынием. Если мы действительно желаем добра такому человеку, то необходимо убедить его по-христиански закончить свой земной путь.
В таких случаях Церковь может обратиться к Богу с особой молитвой о страдальце: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси». Важно помнить, что длительная болезнь умирающего человека – духовный крест для ее родственников. Они призваны ухаживать за больным с терпением, смирением и любовью. Эти труды следует рассматривать как духовные по слову Спасителя: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25. 40).
Продлевая жизнь
Сегодня используют различные реанимационные технологии, позволяющие поддерживать жизненно важные функции в течение длительного времени. Как относится Церковь к такому искусственному продлению существования тяжелобольного?
– Разумеется, родным и близким хочется как можно дольше оттянуть момент смерти человека, который умирает. Мы должны сделать все возможное, чтобы продлить жизнь больного, однако нужно помнить: такое искусственное оттягивание времени только продолжает его муки. Медицинские средства не всегда могут вернуть к активной или сознательной жизни. Поэтому продлевая жизнь больного, мы должны постараться духовно поддержать человека, пригласить священника для последнего напутствия, окружить умирающего своим душевным теплом и с любовью отдать его в руки Божии.
Кремация храма Божия?
В последнее время вместо захоронения часто совершают кремацию. Насколько она допустима в нынешних условиях?
– Мы не признаем кремацию, поскольку ее не одобряет Священное Писание. Издавна Святая Церковь с молитвой совершала захоронения тел умерших христиан в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах. Христиане знают, что в день всеобщего воскресения земля извергнет мертвецов (Ис. 26. 19) и посеянное в растлении встанет в нетленные (см. 1 Кор. 15. 42). Мы надеемся на то, что в день всеобщего воскресения Господь Бог воскресит и нас для вечной жизни. Кроме того, Церковь относится к телу христианина как к храму Божию (см. 1 Кор. 3. 16). Поэтому захоронения совершается с должным молитвенным почитанием покойного.
В то же время Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения тех христиан, которые по разным причинам оказались погребенными в водной стихии, остались лежать на поле боя, сгорели в огне, стали пищей животных, без вести пропали в результате землетрясений или других катастроф. Мы верим, что Бог может воскресить любое тело и из любой стихии (см . Откр. 20. 13).
Заочное отпевание
Можно ли совершать так называемое заочное отпевание?
– Такого рода свершение отпевания получило большое распространение в прошлом веке во время гонений на Церковь, закрытия храмов и вследствие недостатка священнослужителей. Заочное отпевание также нельзя признать соответствующим Преданию Церкви. Оно может быть оправдано только в тех случаях, когда родственники покойного не имеют другой возможности принимать участие в похоронах христианина, павшего на поле боя, погибшего в авиакатастрофе или в других чрезвычайных обстоятельствах.
Пастырям Церкви важно помнить: для многих людей, которые не получили необходимого христианского воспитания, участие в совместной молитве во время похорон может оказаться первым осмысленным опытом участия в церковной жизни и встречей с реальностью духовной жизни.
Записал протоиерей Владислав СОФИЙЧУК
В основе материала – публикация
Синодального информационно-просветительского отдела
Украинской Православной Церкви
Иллюстрация сайта Покровсокй епархии