Home / Слово архипастырю / Настоящее милосердие

Настоящее милосердие

Милосердие называют одной из важнейших христианских добродетелей, поскольку любовь к ближнему неразрывно связана с любовью к Богу. Церковь учит нас, что нужно помогать каждому человеку независимо от личных качеств нуждающегося. Но как это сделать в нашей реальной жизни, ведь сознание всегда услужливо подкинет мысль о том, что пожертвованную тобой купюру нищий, скорей всего, понесет не в хлебную лавку, а в винный ларек? Эти вопросы в эфире программы «Ради истины» (ТРК «Экспресс») задали митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому Серафиму.

 

Социальная реклама построена на штампах: детские глаза,  трогательные фигурки, слоганы «позвоните родителям», бездомные котята, – то, что вызывает умиление. Грязный бродяга в переходе такие чувства мало у кого может вызвать… Если не ломать себя и опираться только на личную симпатию, тогда просящим, наверное, не захочется помогать вообще.

– В том-то и сложность выполнения этой заповеди. Ведь Евангелие перед нами ставит очень высокий идеал. Христос говорит Своим ученикам: если у тебя попросили верхнюю одежду, то отдай и нижнюю рубаху. Сделай не столько, сколько тебя просят, а гораздо больше.

Как один из наиболее ярких примеров такого служения я привел бы жизнеописание дивного человека, Патриарха Александрийского, которого Церковь назвала Иоанном Милостивым, потому что он был необычайно милосердным человеком. Скончался он, будучи известным иерархом, но без копейки денег: его даже не на что было хоронить. С ним случилась такая история: когда со своим послушником святой Иоанн шел из храма, то имел обыкновение раздавать во время этого шествия деньги. Подходит к нему нищий человек, Иоанн дает ему определенную сумму, тот спустя несколько метров видоизменил себя, переодевшись или намазав лицо, и подходит вновь, снова просит. Патриарх вновь ему дает такую же сумму денег. Послушник заметил, что человек один и тот же. И тут в третий раз происходит то же самое. И послушник, конечно, вознегодовал за своего духовного учителя и подумал: неужели он не понимает, что это один и тот же человек?

Дома он спросил у святителя: «Отче, неужели ты не видел, что подавал одному и тому же человеку? Ведь он просто пользовался твоей добротой». На это Патриарх ответил ему: «Не задумывался ли ты над тем, что это, может быть, Сам Христос искушает меня?» Действительно, если видеть в каждом нуждающемся Христа, то тогда не будешь задумываться над тем, как он выглядит, для себя ли он просит или для того, чтобы выпить очередную дозу алкоголя.

И весь секрет этого жизненного примера раскрывается в Евангелии, когда Христос рассказывает притчу о Царствии Небесном. Он говорит, что одних ставят по правую сторону, других по левую, и тем, что стоят по правую руку, Господь скажет: вы видели Меня алчущим и напитали, одели, навестили Меня в темнице, в больнице, и за это вы наследуете Царствие Небесное. А людям с противоположной стороны Он говорит: вы, когда Я был наг, не предложили мне одежду, когда Я нуждался в чем-то, не помогли. И люди по обе стороны спросили: когда же мы видели Тебя нагим и не послужили Тебе? Тогда Спаситель ответил, что поскольку они сделали что-либо доброе единому от малых сих, то есть любому человеку, в ком заложен образ и подобие Божии, то, значит, вы сделали это и Самому Христу.

Так вот, если мы так будем оценивать свои поступки, то, безусловно, уже не будем иметь мыслей о том, кому и как пошла наша жертва.

Владыка, но ведь Иоанн Милостивый не знал об этом человеке, для чего ему нужны деньги. А к нам обращаются люди, которые, к примеру, живут рядом с Троицким монастырем на улице Кирова. Они рассказывают, что там побирушки просят деньги, потом сразу идут в магазин, покупают алкоголь и напиваются. Если точно известно, что человеку эти деньги пойдут не во благо, должен быть другой подход к милостыне. Или все равно – «я ему подал, ведь он ради Христа спросил, а куда пойдут деньги, это уже на его совести»?

– Я считаю, что если ты четко знаешь, что человек просит деньги для своего искушения, то давать их тоже будет неправильно. Но чтобы исполнить заповедь и человеку услужить, и не согрешить, можно проявить маленькую хитрость. Ведь подаяние не обязательно должно быть в деньгах. Если человек просит на пропитание, то подай ему кусок хлеба. Здесь исполнится и заповедь: ты поможешь человеку, но и не дашь ему возможности использовать твою милостыню во грех.

Не зря придумана пословица «Всем подать − самому на паперти стоять». Есть какой-то момент, когда человек может пройти мимо просящего, не терзаясь угрызениями совести?

– Если голодает твоя семья и у тебя нет возможности что-то подать нищему, то здесь выбор нужно делать соответствующий. С другой стороны, человек, который себя вручает в руки Божии, понимает: то, что с него просит сегодня вот этот бомж, что желает от него видеть какой-то, даже полупьяный, человек, – это добро, которое все равно к тебе возвращается, невзирая на то, от щедрот ты своих подал или от бедности.

Вспомним Евангельскую притчу о бедной вдовице, когда стояли ученики вместе со Своим Учителем, протягивали церковные кружки и смотрели, кто и сколько подал (нужно понимать и то, что для иудеев это было священным обрядом, размер подаяния был определенный – как в некоторых христианских общинах бывают десятины, когда процентов от своей зарплаты ты обязан отдать на общие нужды христиан, или как это было в начале христианского века). Так вот, когда все стояли, возник такой вопрос: наверное, кто больше положил, тот и правильно сделал? А Христос здесь очень мудро показал всем нам: единственная, кто принесла настоящую жертву, была вдовица с ее двумя лептами. Потому что все от своего богатства вынули деньги, которые не считали, и бросили в общую казну, а она отдала последнее, чувствуя свой долг пред Богом, желание угодить Ему.

Понятно, что сейчас мир немножко изменился. Попрошайки, которые стоят у монастырей и храмов, – зачастую профессиональные нищие, и мы должны понимать, что эти люди в подаянии не нуждаются: это уже их, можно сказать, работа; а в подаянии нуждается тот человек, который и боится, может быть, попросить. Поэтому для человека важно не просто прийти и «с барского плеча» по сто рублей дать всем, кто стоит и просит, а увидеть именно того человека, который действительно нуждается.

Получается, когда по сто рублей ты подаешь всем, то делаешь это ради себя, а не ради другого человека?

– Да, конечно, − чтобы тебе поклонились, поблагодарили, чтобы и на душе сразу всё зацвело. Но зацветет на самом-то деле всё только тогда, когда мы поможем истинно нуждающемуся. Когда мы увидим в человеке действительную потребность, и пусть даже дадим ему не какую-то сумму денег, но поддержим его словом. Это уже будет настоящее милосердие.

Беседовала ведущая передачи Анна Ширчкова

Материал основан на публикации сайта Пензенской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *