Все мы стремимся к Царствию Божию, к Небесному Отечеству, но значит ли это, что верующему человеку должна быть безразлична судьба отечества земного, – своей Родины, своего народа? Своими мыслями об этом, а также о том, почему так важно быть честным перед предками, не придумывая исторические симулякры и не пытаясь изобрести красивую и беспроблемную версию истории своего народа, поделились наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф и насельник обители игумен Тихон (Борисов).
Разве можно не любить Родину?
Игумен Тихон: Любовь к Родине – это неотъемлемое качество христианина. Мне очень понравилась фраза одного человека: «Я лучше ошибусь вместе со своим Отечеством, чем буду прав вне его».
Епископ Иосиф: Это важно понимать особенно сейчас, когда наши братья на фронте находятся. Благодаря тому, что они сейчас рискуют своими жизнями, мы можем здесь спокойно жить и общаться.
Поднятый вопрос мне кажется очень важным. Не так давно в передаче «Парсуна» на телеканале «Спас» Владимир Легойда спросил меня, как воспитать любовь к Родине у молодых людей. Для меня как-то странно этот вопрос прозвучал – разве у нас может не быть любви к Родине, чувства патриотизма? Мы же любим своих родителей, предков, которые жили на этой земле. Если у человека нет этой любви, значит, что-то ущербное в воспитании было.
Фальсификация истории – предательство предков
В то же время можно увидеть другую крайность: под предлогом любви к Отечеству, стремления «не раскачивать общество» порой люди стараются замалчивать тяжелые, неоднозначные или трагические эпизоды его истории, интерпретировать их в положительном ключе, безусловно оправдывать все действия и поступки исторических деятелей. К чему может привести такое заигрывание с историей?
Епископ Можайский Иосиф: Я за то, чтобы история показывалась такой, какая она есть. А если мы сейчас под предлогом «чтобы не расколоть общество» скрываем, например, темные страницы нашей истории XX века, то мы предаём новомучеников. Порой можно столкнуться с тем, что даже некоторые значительные деятели цинично заявляют, мол, «этого не было» или «это было на благо Церкви, что расстреляли». Но согласиться с таким было бы предательством памяти святых новомучеников, предательством своих предков, ведь, как известно, в 1920–1930-е годы было очень много пострадавших. Например, оказались сосланы миллионы крестьян с детьми, было большое число расстрелянных. Мы предаём их, когда замалчиваем это.
Кроме того, подобные попытки могут привести нас только в следующий тупик истории, и потом только тяжелей будет выходить из него. Если мы воспитываем очередное поколение на лживой истории, потом нам тяжелее будет разбирать эти завалы.