Home / Слово архипастырю / Как не попасть в тупик истории?

Как не попасть в тупик истории?

Все мы стремимся к Царствию Божию, к Небесному Отечеству, но значит ли это, что верующему человеку должна быть безразлична судьба отечества земного, – своей Родины, своего народа? Своими мыслями об этом, а также о том, почему так важно быть честным перед предками, не придумывая исторические симулякры и не пытаясь изобрести красивую и беспроблемную версию истории своего народа, поделились наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф и насельник обители игумен Тихон (Борисов).

Разве можно не любить Родину?

Игумен Тихон: Любовь к Родине – это неотъемлемое качество христианина. Мне очень понравилась фраза одного человека: «Я лучше ошибусь вместе со своим Отечеством, чем буду прав вне его».

Епископ Иосиф: Это важно понимать особенно сейчас, когда наши братья на фронте находятся. Благодаря тому, что они сейчас рискуют своими жизнями, мы можем здесь спокойно жить и общаться.

Поднятый вопрос мне кажется очень важным. Не так давно в передаче «Парсуна» на телеканале «Спас» Владимир Легойда спросил меня, как воспитать любовь к Родине у молодых людей. Для меня как-то странно этот вопрос прозвучал – разве у нас может не быть любви к Родине, чувства патриотизма? Мы же любим своих родителей, предков, которые жили на этой земле. Если у человека нет этой любви, значит, что-то ущербное в воспитании было.

Фальсификация истории – предательство предков

В то же время можно увидеть другую крайность: под предлогом любви к Отечеству, стремления «не раскачивать общество» порой люди стараются замалчивать тяжелые, неоднозначные или трагические эпизоды его истории, интерпретировать их в положительном ключе, безусловно оправдывать все действия и поступки исторических деятелей. К чему может привести такое заигрывание с историей?

Епископ Можайский Иосиф: Я за то, чтобы история показывалась такой, какая она есть. А если мы сейчас под предлогом «чтобы не расколоть общество» скрываем, например, темные страницы нашей истории XX века, то мы предаём новомучеников. Порой можно столкнуться с тем, что даже некоторые значительные деятели цинично заявляют, мол, «этого не было» или «это было на благо Церкви, что расстреляли». Но согласиться с таким было бы предательством памяти святых новомучеников, предательством своих предков, ведь, как известно, в 1920–1930-е годы было очень много пострадавших. Например, оказались сосланы миллионы крестьян с детьми, было большое число расстрелянных. Мы предаём их, когда замалчиваем это.

Кроме того, подобные попытки могут привести нас только в следующий тупик истории, и потом только тяжелей будет выходить из него. Если мы воспитываем очередное поколение на лживой истории, потом нам тяжелее будет разбирать эти завалы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *