Home / Слово архипастырю / Естественное, но необычайное

Естественное, но необычайное

Рождение Дочери от неплодной старицы стало необычайным событием для тех, кто знал супругов Иоакима и Анну, более пятидесяти лет молившихся о даровании им чада, но кто из окружающих их людей мог осознать, что происшедшее на самом деле имеет поистине вселенское значение?

 Искупление падшего человека через воплощение Сына Божия было определено Богом предвечно (1 Пет. 1, 20). Вся ветхозаветная история раскрывает нам приготовление человечества к Боговоплощению и явлению Матери Девы. Вся история человеческой святости и благочестия была направлена к возрастанию Святейшего Существа, в Котором сосредоточится вся полнота благодати.

«В это время, − по словам святителя Филарета, − благословение, которым Бог Отец благословил нас в небесах о Христе прежде сложения мира (Еф.1,3-4) , как молниеносное облако носилось над землею, между тем, как тайное действие Провидения исшествовало в род человеческий и уготовляло благословенную в женах, которая бы могла своею чистотою божественную молнию привлечь, принять, вместить, удержать, не быв опалена огнем Божества, и таким образом через себя существенно усвоить всему человечеству благословение Христово».

Не нарушая законов человеческого бытия, невидимая рука Божественного Промысла отделяла лучшие силы человечества для явления из его среды Пречистой Богоотроковицы.

По молитвам праведных Богоотец Иоакима и Анны им была дана благословенная Дочь, будущая Матерь Божия, в явлении Которой как бы соединилось все содержание спасительных действий, сделавших возможным благодатное обновление человечества. Предуготовленный Богом сосуд чистоты, Пресвятая Дева явилась единственным существом, достойным стать Матерью воплотившегося Сына Божия. К сохранению этой святости и направлена вся жизнь Божией Матери, начиная с ее рождения.

Само Ее рождение, будучи естественным, было необычайное. Дева родилась от святых и праведных родителей Иоакима и Анны после продолжительного их неплодства и была испрошена многими молитвами смиренных родителей, усматривавших в своем неплодстве знак недостоинства. Ее рождение было предвозвещено Ангелом, когда родители были уже в летах преклонных.

Тем самым Бог, видимо, хотел приготовить к вере в будущее, еще более чудное, зачатие и рождение – единородного Сына Своего – по слову церковного песнопения, «таинству предтече таинство». «Дева Матерь родилась от неплодной, − пишет преподобный Иоанн Дамаскин, − потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему».

Святитель Андрей Критский замечает: «Если великое дело то, что рождает неплодная, то не более ли удивительно, что рождает Дева? Нужно было, чтобы Тот, Которым все и в Котором все, как Господь природы показал на праматери Своей чудо, сделав ее из бесплодной матерью, а потом и в Матери изменил законы природы, сделав Деву Матерью и сохранив печать девства».

И вот родилась долгожданная Дочь не только Иоакима и Анны, но и всего рода человеческого. В пятнадцатый день по рождении младенца, по обычаю иудейскому, новорожденную Дочь назвали именем «Мария», данным Ей от Ангела еще прежде зачатия.

Святые отцы говорят, что слово «Мария» значит «госпожа». Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Благодать (так толкуется имя Анна) рождает госпожу (что означает имя Мария)».

Предание сохранило сведения о том, что Ее младенческие годы протекали в условиях исключительного благочестия родительского дома. В обстановке глубокой, чистой религиозности и благоговения пред Богом приготовлялась Пресвятая Дева к исполнению родительского обета – к посвящению Богу.

Подготовлено по проповедям митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *