Когда живешь на Северном Кавказе не один день, встречаешься с коренными жителями региона − с осетинами, с русскими казаками, носителями православной культуры, а также с теми, кто является приверженцами ислама, складывается несколько иной взгляд на межрелигиозные отношения, нежели, например, в Москве. Возможно ли в условиях Северного Кавказа провести границу, разделяющую межрелигиозного общение и межнациональные отношения, нужно ли православным и мусульманам знакомиться основами веры и культуры друг друга, что на самом деле является проблемой нашего времени: межрелигиозные конфликты или наступление на религиозное мировоззрение? Своими размышлениями об этом на встрече в РПУ поделился митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан, в течение восьми лет несший архипастырское служение в кавказском регионе.
Что поможет понять друг друга?
Владыка напомнил о том, что национальную картину на Северном Кавказе невозможно писать одной краской.
− Кабардинцы, карачаевцы и черкесы, чеченцы, ингуши − по своему менталитету это не однородная масса, а совершенно разные этносы, хотя нам пытаются навязать идею о том, что всех их объединяет воедино ислам.
Кроме того, наблюдаются сложности во взаимоотношениях ингушей с осетинами. Я часто бывал в Северной Осетии, рядом − республика Ингушетия. В то время президентом там был Мурат Магометович Зязиков. Мне поступило предложение встретиться со студентами и научной общественностью в местном университете. Я подумал, что это вещь, конечно, опасная, но на встречу все-таки отправился. Вначале была преамбула о взаимоотношениях, о вере, о богословском осмыслении единобожия. Затем начались вопросы, ответы на которые вместо запланированных сорока минут продлились три часа. Чтобы все не сводилось только к осетино-ингушскому конфликту, я постепенно уводил разговор в сторону нравственного, религиозного осмысления проблемы.
А уже в конце встречи мы по многим вопросам стали единомышленниками. Мы начали понимать друг друга, когда общались на религиозные, социальные, нравственные темы. У нас очень много общих проблем и барьеров, которые необходимо вместе преодолевать.
Игра в свободу
Очень часто ошибаются политологи, а также религиоведы, давая те или иные рекомендации о гармонизации отношений на Кавказе, считает владыка Феофан.
− Я не раз встречался с радикальными исламистами и, бывало, задавал им вопрос: «Как вы вербуете людей, почему к вам приходит народ?» Они отвечали, что им вообще ничего не надо делать для этого − все лежит на поверхности: «Берем фрагмент из передачи «Дом-2» или какую-нибудь телевизионную рекламу. Потом встречаемся и говорим людям, мол, посмотрите, как на государственном уровне идет подрыв наших нравственных основ. Если такое допускается, значит, эта государственная машина является антирелигиозной».
А ведь когда наши верующие люди говорят, например, о проблеме [содержания телепрограмм], их пытаются представить маргиналами. Мы играем в свободу. Но ни одно общество не свободно само по себе – настоящая свобода только в Боге.
Нужно принимать среду, в которой мы живем, такой, какая она есть, ни в коем случае не допуская негативное отношение к исламу. Радикализм, который зародился на Кавказе, следует рассматривать особо и выявлять причинно-следственные связи, а не оставлять эту проблему в стороне.
Общий вызов
До каких пределов могут доходить взаимополезные контакты людей из разных религиозных общин?
− Ровно до таких, какие были, например, в советское время, когда в наших семьях мы жили бок о бок не только с мусульманами, но и с чистейшими атеистами. Охали иногда, вздыхали, но считали, что они наши и нужно жить в мире.
Надо просто постараться понять, какие у них главные ценности, в чем будет приемлемо нам объединить усилия. Проблема нашего времени, с богословской точки зрения, − не межрелигиозный конфликт, а открытое, навязчивое и циничное наступление на религиозное мировоззрение в целом. Мировое сообщество сейчас движется по пути, так сказать, «освобождения от религиозных оков». И здесь мировые религии должны понять, что у нас есть общая проблема, что нужно, сохранив свою религиозную идентичность, не дать по отдельности разрушить до основания все составляющие веры.
Давайте знакомиться
В Ставропольском крае уж не первый год проходят смены православно-мусульманского лагеря для детей и подростков. Митрополит Феофан рассказывает:
− Организация лагеря – это была моя идея. Самые большие проблемы ненависти и непонимания возникают от незнания друг друга.
У нас сейчас, с одной стороны, идет глобализация, а с другой – разделение. Мы часто не знакомы со своими соседями, хоть живем с ними на одной лестничной площадке. Тем более это можно сказать о наших соседях − носителях другого вероисповедания: мы просто их не знаем.
У основной массы людей о мусульманской религии достаточно поверхностные знания и ошибочные представления. Например, кто-то считает, что там все террористы. Мы не имеем права бросать такие обвинения всем приверженцам ислама.
А я всегда привожу в пример, что на Кавказе нет брошенных стариков, нет детских домов, практически нет абортов. Разве плохо, что мы будем перенимать от них добрый опыт?
Что же касается идеи организации совместных лагерей − это элементарная практика знакомства.
Мы все – миссионеры
На встрече владыку Феофана также спросили о способах борьбы с деструктивными культами, с сектантством.
− Надо понимать, что ты как христианин сам, на своем уровне, делаешь для этого. Надо быть «подкованным» в Православии и не ждать, что кто-то третий будет вести борьбу против деструктивных культов, а самому пытаться понять, что из себя представляет та или иная секта. Только потом ты сможешь растолковать другим, по какой причине не стоит доверять секте, какой вред и опасность исходит от нее.
Я очень часто на богослужении открыто обращаюсь к людям и говорю, что все мы должны стать миссионерами − все без исключения. А для этого необходимо заниматься самообразованием.
Записала Ольга Марышева