В наше время, когда у очень значительной части населения немалая часть жизни проходит в виртуальном пространстве, проблема зависимости человека от собственного девайса и от компьютерных игр становится все более актуальной. Эту тему по поручению Священного Синода проработала комиссия Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни. Была подготовлена резолюция, которая по итогам заседания комиссии, прошедшего 29 ноября 2023 года, будет направлена в редакционную комиссию Межсоборного присутствия. Руководитель рабочей группы по подготовке документа «Игровая и компьютерная зависимость – возможные формы пастырской работы. Составление богослужебного чина или чинов, совершаемых для борьбы с указанными страстями», член комиссии, кандидат социологических наук Евгения Жуковская рассказывает о том, что сегодня в науке называется зависимостью, есть ли у нее виды, чем зависимость отличается от злоупотребления, как в этих состояниях проявляется страсть и болезнь. Материал систематизирован при консультационно-экспертной поддержке психолога, учредителя благотворительного фонда «Старый Свет», руководителя реабилитационных программ фонда Евгения Проценко.
Сегодня специалисты фиксируют алкогольную, наркотическую, химическую, компьютерную, игровую, межличностную и множество иных зависимостей. Существует немало программ и методик преодоления зависимостей – от исключительно медицинских, до комплексных, включающих в себя биопсихосоциальные способы лечения. Среди церковных людей нередко превалирует духовный подход к проработке зависимых состояний личности. Среди них – частое участие в Таинствах Церкви, совершение особых молитвенных правил, особые режимы поста и воздержания от пищи и пития, посещения святых мест. Желание верующего человека призвать в борьбе со страстями и болезнями Господа естественно. Однако нередко в таком случае абсолютно игнорируется обращение к специалистам. Тем самым человек или близкий родственник, нередко пребывающий в созависимости со страждущим, пытается исправить симптомы, а не лечить причины возникновения зависимости.
Зависимость в психологической науке относится к биопсихосоциальному явлению, то есть явлению, имеющему биологические и психологические, а также социальные факторы и последствия, формируемые обществом, в котором мы живем, начиная с микро-общества (семьи, родителей). Верующий человек при этом осознает, что все три фактора укоренены в духовных искажениях как отдельно взятого человека, так и всего общества в целом. Лечить следует не форму, в которой открылась зависимость, а саму зависимость. Напротив, поиск уникальных «религиозных рецептов», молитв и молебных чинов для разных видов зависимостей избыточен.
Игровая или компьютерная зависимости, охватывающие самые разные слои и возрастные категории людей, могут быть наиболее заметны сегодня в силу тотальной цифровизации и информатизации общества, а также в связи с разрушением межличностной коммуникации и пронизывающим социум кризисом семьи, формированием социального одиночества с детства и до старости. Более того, эти виды зависимости подчас менее порицаемы обществом, чем алкогольная или наркотическая, поскольку человек дольше в глазах внешних наблюдателей сохраняет образ нормальности личности. Деградация имеет в большей степени отложенный характер, чем в химической зависимости.
Но это вовсе не значит, что данный вид зависимости требует какого-то своего уникального молитвенного или богослужебного решения. Важно распознать страсть, уязвившую личность человека зависимостью, – будь то алкоголь, наркотические вещества, компьютерные игры или постоянная жизнь в виртуальном мире в социальных сетях и иных средствах массовой коммуникации.
Важно отличать зависимость от злоупотребления. Эти явления сущностно разные, хотя внешне для стороннего наблюдателя они могут быть очень похожи. На примере алкоголя у человека может развиться злоупотребление – пьянство, а может проявиться врожденное заболевание – алкоголизм.
В рамках пастырской заботы о страждущем необходимо распознать, чем можно помочь человеку. В одном случае это могут быть духовные способы борьбы со страстями, а в другом – не обойтись без лечения у специалистов. Применение первых методов ко вторым нередко приводит к самым печальным как биопсихосоциальным, так и духовным последствиям. Злоупотребление сопоставимо с преступлением, а зависимость – с большим проявлением у конкретного человека поврежденной в первородном грехе природы. Зависимость – это наследуемая неизбывная и вообще никак человеческими силами невозможная для преодоления поврежденность. Вот почему ее нельзя излечить исключительно паломничеством или участием в ритуалах, как это порой пытаются представить приверженцы сектантского и суеверного мышления. По сути, от зависимости нельзя воздержаться постом и молитвой, потому что человек не принимал решения о том, что будет добровольно претерпевать эту болезнь. Однако «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18. 27), а потому соединение пастырской заботы о зависимых с наблюдением и лечением у специалистов может способствовать преодолению страсти и выздоровлению личности настолько, насколько это возможно. В этом узком пути в Царствие Божие всем участникам процесса – священнослужителю, страждущему, его близким – нужно прежде всего стремиться к стяжанию смирения, через которое Господь немощная врачует и оскудевающая наполняет.
В таком явлении, как злоупотребление компьютерными играми и длительное пребывание в социальных сетях, средствах массовой коммуникации через портативные электронные устройства, напротив, важно в большей степени бороться со страстями, а не с биопсихосоциальными причинами. Нередко злоупотребление возникает в результате разрушения межличностных контактов, формирования изоляции между членами одной семьи, ухода человека в социальное одиночество. Чаще всего подобные ситуации наблюдаются в больших населенных пунктах, где люди эмоционально и интеллектуально отгораживаются и изолируются друг от друга. В то же время игровые, компьютерные, цифровые злоупотребления распространены и в тех территориях, где не развита социокультурная жизнь и единственным развлечением человеку остается включенный телевизор или компьютерное устройство. Разрушение родственных семейных связей, нежелание старшего поколения трудиться на ниве воспитания при том, что младшее поколение не прилежит к почтению старших, приводит к разного рода социальным и индивидуальным злоупотреблениям.
В связи с этим пастыри должны своим примером показывать верующим важность доброго отношения к членам своей семьи и тем, кто их окружает, не ограждая себя от других цифровыми информационно-коммуникационными технологиями. Эти инструменты могут содействовать проповеди Евангелия, но нельзя допускать, чтобы они, приобретая субъектность, заменяли человеку человека, особенно в семье.
ИСТОЧНИКИ
О проблеме зависимости в целом:
Е.Н. Проценко. «Наркотики и наркоманы: НАДЕЖДА В БЕДЕ». Последнее, 6-е издание. 2019 г.
Н. Михайлова. «Современные представления о психологии созависимости: критический анализ» Выпускная магистерская работа.
Е.Н. Проценко. Различное влияние современных и архаичных представлений о зависимости и созависимости на формирование богословских представлений об этих феноменах (стр. 1,2,3). Материалы международной конференции «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд» 1-2 октября 2018 г., Санкт-Петербург.
Иеромонах Иона (Займовский). «Сладкий плод горького древа»
Сборник статей об алкоголизме изд-ва Данилова монастыря «Страсть, грех или болезнь» (http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-spasenii/metanoya.html)
О наиболее эффективных подходах к решению проблемы зависимости:
Джордж ДеЛеон. «Терапевтические сообщества»
Е.Н. Проценко. «Христианское терапевтическое сообщество в лечении наркомании»
Е.Н. Проценко. «Для чего нужны группы»
О движениях самопомощи и Программе «12 Шагов»:
«Анонимные алкоголики»
«12 шагов и 12 традиций»
«Взрослые дети алкоголиков»
Интервью «Милосердия.ру» с Е.Н. Проценко о программе 12 шагов
«Православным христианам об АА» – статья православного священника, иеромонаха Агапия (Голуба)
Об особенностях пастырского подхода к зависимости:
Конрад Бергендофф, магистр богословия. «Помощь священника больным алкоголизмом. Введение в проблему»
«Православная Церковь и программа «12 шагов». Опыт Данилова монастыря.
Архимандрит Мелетий (Веббер). Шаги преображения. Православный священник о Программе 12 Шагов