Идет последняя седмица перед Великим постом, верующие люди понемногу готовятся к ожидающему их семинедельному поприщу воздержания – воздержания как от лишних слов и суетных дел, так и от скоромной пищи и неумеренных возлияний. А кто-то, возможно, на пороге Святой Четыредесятницы примет обет трезвости и использует эти драгоценные дни в том числе для борьбы с пагубной зависимостью. А что такое пьянство с точки зрения Священного Писания и Святых Отцов, как этот недуг видит современная медицина, и какие стадии поражения отмечает? Почему для избавления от алкоголизма безусловно необходимо решительное отречение самого человека от этой страсти, и какие средства помощи предлагает ему в этой очень тяжелой борьбе Церковь?
«Не винно вино, но проклято пьянство» (Прит. 20:1)
Одной из главных угроз здоровью людей является злоупотребление алкогольными напитками. Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и у нас на Родине, что выводит ее из числа частных, локальных в область государственных проблем – проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу.
Святые Отцы пишут, что каждый из нас имеет в себе семена всех страстей. И если сейчас мы к чему-то не пристрастились, в какой-то грех не впали, то это не потому, что мы такие сильные или добродетельные, а потому что Господь нас хранит. И следует всегда беречься и не надеяться на свои силы, то есть быть смиренным. А подлинное смирение можно стяжать только в Православной Церкви.
Священное Писание не запрещает христианам употреблять алкогольные напитки. Сам алкоголь не является грехом. Но зависимость от вина, алкоголизм, не может присутствовать в жизни христианина (Еф. 5:18; 1 Кор. 6:12) Христиане призваны не позволять чему-либо «господствовать» над своим телом (1-е Кор. 6:12; 2-е Петр. 2:19).
Святитель Иоанн Златоуст говорит:
«Вино дано для того, чтобы мы веселились, а не безобразничали, чтобы смеялись, а не были осмеяны, чтобы мы здравствовали, а не болели, чтобы исправили слабость тела, а не уничтожали душевную крепость». «Пьянство не от вина, но от безмерного употребления: вино нам дано не для иного чего, как только для телесного здоровья, но сему препятствует безмерное его употребление».
Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям.
И в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено безверием, отсутствием страха Божия, невоздержанием, распущенностью, расслаблением душевных сил. Хотя вино и не греховно, но крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи, особенно в распутство (Еф. 5:18). Вино действует как средство, помогающее проникнуть страстям в еще не заблудшую совсем душу.
Грех гнездится не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф. 15:19-20).
Святые отцы говорят, что пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия. Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог.
Святитель Иоанн Златоуст определяет пьянство как «несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства». А святитель Василий Великий утверждает, что «пьянство – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».
В православном понимании, по учению Священного Писания и святых отцов, трезвость – это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел». «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», – предостерегает апостол (1 Петр. 5. 8). «Трезвение есть хранение ума и чистота сердца», – поясняют святые отцы преподобный Исихий и авва Евагрий: «Страх Божий хранит душу; трезвение же утверждает ее».
Сущность алкоголизации
Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. По определению митрополита Антония Храповицкого, «пьянство (алкоголизм) есть производное явление иных страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве».
Пьянство, равно как и алкоголизм, бывает виной многих тяжких грехов. По словам святителя Тихона Задонского:
«Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяницы»».
В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание – гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается такое качество, как своеволие. Люди с алкогольной зависимостью – своевольные люди. Они не могут видеть себя со стороны. Внутренне, в душе алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, «есть и будет хозяином своей судьбы». Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний.
Алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия.
Cам по себе алкоголизм – это поражения человека сразу в нескольких плоскостях:
↘ Духовной – поскольку это страсть;
↘ Психологической – поскольку образуется психологическая зависимость от алкоголя, хочется получать удовольствие, а это подпитка греха пьянства;
↘ Медицинской (биологической) – поскольку при больших сроках и количестве употребления алкоголя алкоголь, можно сказать, входит в обмен веществ;
↘ Социальной – поскольку человек становится законченным эгоистом и ему все равно что происходит вокруг, если нет алкоголя.
Постоянное употребление алкоголя приводит к тяжелому заболеванию – алкогольной зависимости, в основе которого лежит хроническое отравление организма алкоголем. Это хроническое отравление постепенно формирует психическую и физическую зависимость от спиртного и вызывает патологию внутренних органов, нарушение обмена веществ, центральной и периферической нервной системы, психическую и личностную деградацию.
Различают три стадии алкоголизма.
↘ Первая – стадия психической зависимости. В этой стадии для человека становится привычным употреблять алкоголь с целью забыть о неприятностях и невзгодах, облегчить контакт с окружающими, расслабиться. Кроме того, в этой стадии у человека понижается порог чувствительности к алкоголю, то есть чтобы достичь желаемого уровня опьянения, ему требуется доза в два-три раза больше, чем прежде. Исчезает рвотный рефлекс, являющийся защитным механизмом организма при отравлении алкоголем.
↘ Вторая – стадия физической зависимости. Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к изменению биохимических процессов организма, в результате регулярное поступление алкоголя в организм становится необходимым для его нормального функционирования. При отсутствии поступления алкоголя в организм у человека возникают психические расстройства, головная боль, жажда, потеря аппетита, мышечная дрожь, раздражительность, агрессия.
↘ Третья – стадия деградации личности. Человек становится безразличным к родным и близким, пренебрегает самыми элементарными правилами морали и этики, равнодушно относится к своему поведению. У него ухудшается память, снижается интеллект.
Особая опасность алкоголизма состоит в том, что даже Господь не может просто сделать человека непьющим, ведь тот наделен Им свободной волей. Поэтому прекратить пить может только сам человек. Но с Божией помощью. Человеку, который встал на путь излечения и хочет порвать со страстью винопития, нужно знать и запомнить: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным. И даже прикасаться к спиртному ему категорически запрещено. Недаром люди, входящие в группу «Анонимных алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками. Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить, также говорил сам про себя: «Я непьющий алкоголик».
Общее дело по утверждению трезвости
Когда во второй половине XIX века в связи с расширением промышленного производства и повсеместной продажей водки пьянство превратилось в России в социальное бедствие, Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.
Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».
Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и содействует утверждению трезвости в обществе, противодействует распространению алкогольной зависимости. В 1913 году по инициативе служителей Православной Церкви был проведен первый Российский День трезвости. Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского дня трезвости 11 сентября (по новому стилю).
Именно в этот день православные христиане воспоминают усекновение главы святого Иоанна Предтечи, и в этот день положено соблюдать строгий пост. В России в День трезвости закрывались все винные лавки, прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных приходах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни. А затем совершался молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником.
В настоящее время в храмах проводятся акции «Поставь свечу об исцелении страдающих недугом пьянства», а желающие получить выздоровление от напасти возносят молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Важным средством борьбы с пьянством, как и со всяким грехом, является участие страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва, соблюдение постов, чтение Священного Писания и творений Святых Отцов.
25 июля 2014 года Священным Синодом была принята Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. В этой деятельности Церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами, однако сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству.
Апостол Павел учит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Храм Божий – будь то наше тело и наша душа – свят, и соприкосновение с нечистым может его осквернить: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16-17). И, пожалуй, самое страшное – это то, о чем предупреждает нас святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание».
Александр А. СОКОЛОВСКИЙ
Публикация сайта Борисовского благочиния
Борисовской епархии