О том, насколько востребована профессия религиоведа, о нужности древних языков в наше время и особенностях современных студентов православного вуза рассказывает Елена Викторовна Челнокова, выпускница факультета религиоведения Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова. Сейчас она кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Московского православного института святого апостола Иоанна Богослова Российского православного университета, преподаватель таких дисциплин, как библейская антропология, раннехристианская антропология, русская богословская антропология, античная философия, византийское богословие и философия, древнегреческий язык.
Елена Викторовна, что повлияло на Ваш выбор поступать в православный вуз, чем привлекло религиоведение? Была ли светская альтернатива?
– Первое образование у меня педагогическое, поэтому на момент неофитского горения альтернативы быть не могло.
Выбор был осознанным и совпал с моим воцерковлением. Это была идея фикс: мне хотелось побольше узнать о вере, разрешить возникающие вопросы. Я была уверена, что это возможно только с получением систематического образования. Домашние поддержали, духовный отец благословил.
В 1999 году информации о нашем вузе практически не было. Я искала Свято-Тихоновский институт, но из-за ошибки в адресе мы с мужем приехали в Высоко-Петровский монастырь, а оттуда уже отправились в приемную комиссию на Чернышевского. У Господа случайностей не бывает – я много раз благодарила Его за то, что попала именно в РПИ святого Иоанна Богослова.
Во время моего поступления не было факультета религиоведения. По благословению отца ректора я пошла на библейско-патрологический факультет, который вместе с философско-богословским стал основой для факультета религиоведения. Благодаря такому непростому формату наш курс изучал три древних языка (латынь, древнегреческий и древнееврейский), полный курс патрологических и богословских дисциплин. С сокурсниками из философско-богословского факультета мы изучали философию и религиоведение.
Неудивительно, что к пятому курсу из восемнадцати студентов осталось пять. Учиться было нелегко, но интересно.
Много было девушек на вашем курсе? С кем Вы чаще всего общались, дружили? С кем поддерживаете отношения до сих пор?
– В институт я пришла уже сформированным человеком. Мне было 28 лет, я была замужем, дочке исполнилось восемь. У меня не было много времени для общения, но курс был дружным. Мы общались с другими курсами, например, филологическим: ходили на занятия по переводу текстов с древнегреческого.
Любимое место встречи – библиотека в корпусе на Чернышевского, где студенты обменивались мнениями, переводили тексты, готовились к экзаменам. Кстати, тогда библиотека содержала всю необходимую для обучения литературу. Нас с теплом и пониманием всегда встречала библиотекарь Ирина Эдуардовна.
На курсе учились и девушки, и ребята: умные, талантливые и красивые. Мне было трудно успевать за ними, особенно в языках, но я старалась.
Благодаря социальным сетям мы поддерживаем общение с выпускниками из нашего курса, из философско-богословского и филологического факультетов, общаемся с нынешними студентами и недавними выпускниками. Этому также способствует созданный в институте клуб выпускников.
Встреча выпускников
Обучение в православном вузе способствует духовному становлению личности?
– Православное образование, безусловно, влияет на становление личности, особенно в духовном аспекте. Но образование может помочь, если человек пришел искать ответы на смысложизненные вопросы или утвердиться в вере. В наше время это было очень часто. Подтверждение, разъяснение и укрепление в вере можно получить в образовательном учреждении при условии глубокого воцерковления, чтобы теория ложилась на благодатную почву.
Какая атмосфера царила в РПУ во время Вашей учебы?
– Время нулевых годов связано с возрождением веры в нашей стране, расцветом РПУ и большими надеждами. В студенческой среде чувствовалось воодушевление от возможных перспектив. В институте начали преподавать первые выпускники, многие ребята работали в «Православной энциклопедии» и синодальных учреждениях.
Мы ощущали востребованность нашего образования на церковном и государственном уровнях.
Расскажите, пожалуйста, о своих любимых педагогах, кто Вам больше всего запомнился? Кто ввел Вас в профессию?
– У нас были прекрасные педагоги.
Языки преподавали наши выпускники Михаил Вячеславович Грацианский и Ольга Васильевна Титова. Они свободно ориентировались в трех древних и нескольких европейских языках. Вместе с филологическим факультетом можно было участвовать в переводе и обсуждении святоотеческих текстов с удивительным человеком и высоким профессионалом Лидией Павловной Горбуновой и ее ученицей Анастасией Викторовной Вревской.
Исчерпывающие и наполненные любовью к человеку лекции отца Льва Шихлярова формировали благоговейное отношение к Священному Писанию и интерес к аскетике. Никогда не забуду его объяснение факта грехопадения прародителей, где ему удалось не обвинить никого в происшедшем, но сочувственно объяснить их поведение. Отношение отца Льва к студентам было для меня образцом: у него находилось место в сердце для каждого студента.
В лекциях по истории религий Андрея Борисовича Зубова помимо высокой эрудированности, умения подать самый сложный и неоднозначный материал сочетались, казалось бы, несовместимые вещи: твердая личная православная позиция и уважение ко всем религиям. Благодаря профессору Зубову у меня никогда не возникало крайностей в отношении других религий и деноминаций – вопрос формулировался в рамках полноты восприятия Бога теми или иными сообществами.
На первом курсе нам преподавали агиографию – дисциплину, изучающую жития святых подвижников. Для нас этот предмет был очень нужным и утешительным, ведь это живые истории поиска и обретения Бога. Агиографию читала Елена Владимировна Бездетко, имеющая дар слова от Бога, прекраснейшей души человек.
C теплом и благодарностью вспоминаю преподавателей догматики отца Владимира Шмалия, патрологии – Алексея Руслановича Фокина, философии – Георгия Владимировича Хлебникова и Александра Торгомовича Казаряна, истории древней Церкви – Алексея Владимировича Храпова.
Объединяла весь факультет Зинаида Константиновна Варокина, которая своей любовью и заботой собирала под свое теплое «крыло» и студентов, и преподавателей.
Многие из ваших однокурсников нашли работу по специальности? Какой может быть успешная карьера религиоведа, помимо преподавательской деятельности?
– Религиоведением вполне успешно занимается мой сокурсник Иван Негреев. Если говорить о научной работе, в религиоведении существует масса неразработанных тем, в которых можно развить свои компетенции. Например, Иван для обеспечения сферы своего научного интереса учит санскрит. И это здорово!
Выпуск. С А.В. Хлебниковым и И.О. Негреевым
Стремление к успешной карьере достаточно ущербно, поскольку оно очень ограничивает творческий потенциал человека утилитарными целями.
Идеальный вариант – когда человек занимается тем, что ему интересно (научная деятельность), делая это интересным и для окружающих (преподавание), а начальство, видя творческий потенциал сотрудника, предлагает ему более высокий статус, в т.ч. материальный. Попытки же самого человека двигаться по карьерной лестнице ради достижения определенных высот практически всегда обречены на неудачу, потому что со временем найдутся более сильные или способные. Это относится и к религиоведению.
На мой взгляд, изучению религиоведения должно предшествовать четкое понимание Православия, чтобы на этом основании судить о других религиях без вреда для своей души и с пользой для тех, кто заблуждается или пытается разобраться в сегодняшнем пестром разнообразии проявлений религиозности.
Расскажите, как Вы стали преподавать в МПИ святого Иоанна Богослова? Кто благословил вас на эту деятельность?
– Я окончила институт с красным дипломом. Декан нашего факультета игумен Петр (Пиголь) с благословения ректора отца Иоанна (Экономцева) дал мне возможность работать сначала научным редактором в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации, а потом заместителем декана по отделению «Второе высшее образование» на факультете. Позже я стала преподавателем в РПИ святого Иоанна Богослова.
После окончания института у меня был опыт преподавания на Высших Знаменских богословских курсах по благословению архимандрита Наума (Байбородина).
Выпуск отделения «Второе высшее образование»
Десять лет работы в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви были очень ценными для меня. Там я получила незаменимый опыт общения с разными людьми на любом уровне, опыт организации процесса экспертизы изданий, выставок, конференций и т.д.
На вручении Патриаршего знака
Какой предмет из тех, которые Вы преподаете, считаете самым важным для себя? Предмет «Религиозная антропология» – это больше про человека или религию?
– В центре всех лекций лежит мой научный интерес к человеку как созданию Божию, выстраиванию взаимоотношений Бог – человек, человек – Бог. Человек не создан для автономного пребывания в мире, он обретает полноту своего бытия только в союзе со своим Творцом. Но выбор человека должен быть свободным и осознанным. Поэтому религиозная антропология – это и о Боге, и о мире, и о человеке, поскольку все очень взаимосвязано: человек грешит – мир страдает, человек приближается к Богу – мир вокруг преображается.
Как Вы объясняете студентам нужность изучения древних языков?
– В процессе работы с древним языком студент сам начинает понимать, насколько понятие «древние» является условным. Латынь вызывает ассоциации у людей, знающих хотя бы один европейский язык. Древнегреческий встречается в научной, медицинской и экономической областях. К примеру, слово «экономика» с греческого означает «закон для дома». Возможность чтения Священного Писания в оригинале, на древнееврейском или древнегреческом, дает силы к постижению грамматики.
Иван Негреев, ваш коллега, которого Вы упоминаете, отметил, что «сейчас спрос на изучение религии стал меньше, чем раньше, но он есть». Вы ощущаете падение интереса к этой области знаний?
– У людей никогда не иссякнет потребность в познании Бога, если Встреча произошла в сердце человека. Для формирования основ православной веры, уяснения категориального аппарата богословия, аргументированной защиты православных позиций человеку думающему требуется система. Старец Паисий Святогорец говорил, что в последние времена подвигом будет принять, сохранить и передать истины веры. Поэтому ясное представление о нашей вере может сформироваться только систематическим образованием и воцерковленной, духовной жизнью.
Сегодняшние студенты МПИ святого Иоанна Богослова отличаются от Вас в студенческие времена? Какая молодежь сегодня учится в вузе?
– В наше время училось много взрослых. Сначала было только дневное отделение, что создавало для работающих людей трудности. Потом появилась возможность набирать взрослых студентов на второе высшее с соответствующим графиком обучения.
Сегодняшняя система бакалавриата и магистратуры дает возможность приходить в магистратуру людям с высшим образованием, желающим получить религиозные знания. С ними всегда приятно работать, это осознанная учебная и научная деятельность.
Сегодняшняя молодежь института, бакалавры, – это дети, выросшие в Церкви, более чистые, наивные. Правда, иногда их учебная активность уступает магистрам, пришедшим к Богу сознательно, заинтересованным в получении религиозных знаний.
Расскажите, пожалуйста, немного о своей семье. Как они относятся к Вашей работе?
– Я благодарна всем членам моей семьи за то, что поддерживали мои стремления, терпели неудобства и радовались моим успехам. Нас у мамы две дочери, она уже привыкла, что мы постоянно учимся.
Наша дочь окончила иконописное отделение при факультете религиоведения МПИ. У нее тоже преподавали отец Лев Шихляров и Андрей Борисович Зубов, по иконописи – Ирина Константиновна Языкова, Филипп Александрович Москвитин, Александр Иванович Чашкин и Михаил Владленович Лазарев. Сейчас дочь занимается иконописью и учит детей рисованию.
Дочь Евгения участвует
в Международной выставке икон женщин-иконописцев
«Нежная кисть»
С мужем мы прожили в венчаном браке почти двадцать лет – самых прекрасных лет моей жизни. Он музыкант и педагог, всегда поддерживал меня, даже преувеличивал мою значимость. В минуты моей неуверенности он говорил: «Лена, ты не понимаешь, какое у тебя уникальное образование!»
Очень многим обязана духовному отцу протоиерею Стефану Жиле. Он благословил меня на учебу в РПУ, сказал: «Дочка уже большая, справишься».
Когда во время учебы пыталась получить у него благословение на отказ изучения хотя бы одного древнего языка, он улыбался и говорил: «Ой, Леночка, преподобная Мария Египетская не знала языков, а во время молитвы поднималась от земли…» И не благословлял. Батюшка по-отечески всегда нас воспитывал, поддерживал в самые тяжелые периоды жизни.
Какими достижениями в профессиональной сфере Вы гордитесь?
Мои достижения – студенты, проясняющие для себя путь к Богу. Насколько этим можно гордиться, не знаю, но отвечать за это перед Господом точно придется.
Защита магистров
От каких иллюзий по поводу православного вуза стоит уберечь родителей и будущих студентов?
– Не стоит рассчитывать, что ребенок, не устремленный к вере, обретет ее в вузе. Так бывает, но очень редко. Наоборот, мировоззрение и формы жизни православного института могут вызвать отторжение у неокрепшей личности. Ожидать от учебного заведения решения духовных и личностных проблем не стоит: православная среда богата искушениями и испытаниями.
Как Вы описали бы время учебы в РПУ?
– Студенческое время – всегда самое счастливое. В РПУ исполнилась моя мечта получить православное образование. Я всегда чувствовала большую ответственность за полученные знания и в меру сил стараюсь делиться ими со студентами.
Защита диссертации
Чем увлекаетесь помимо научных изысканий и преподавания?
– Когда-то подруга спросила, какое у меня хобби. Я, не задумываясь, ответила: «Моя работа!» Только потом поняла, как здорово, когда работа приносит радость и не требуется еще что-то изыскивать для души.
Беседовала Юлия ДЕНИСОВА
Фото из личного архива Елены Челноковой