Home / Реставрация и зодчество / Зодчие и святыни: Франческо Растрелли

Зодчие и святыни: Франческо Растрелли

Тема реставрации и строительства храмов – одна из ключевых для «Приходов», поэтому предлагаем вашему вниманию нашу новую просветительскую серию о прославленных зодчих прошлого, чьими творениями люди восхищаются многие столетия. Открывает ее рассказ об архитекторе Франческо Бартоломео Растрелли, почти всю свою жизнь посвятившем России. Он автор большого числа знаковых для северной столицы и ее окрестностей зданий, в том числе Зимнего, Большого Петергофского и Екатерининского дворцов, но особое место в его творчестве занимают храмы.

Франческо Растрелли впервые приехал в Россию, когда ему было всего шестнадцать лет, вместе со своим отцом – одним из тех мастеров, кого пригласили в новую столицу Империи, чтобы построить там западный город.

Растрелли обучался архитектуре, участвуя в создании генерального плана Стрельны, в строительстве дворцов и павильонов Меншикова в Ораниенбауме, первого Зимнего дворца и в подготовке конкурсного проекта здания Двенадцати коллегий.

Расцвет творчества зодчего пришелся на царствование Елизаветы Петровны. Его неповторимые творения – Большой Петергофский и Екатерининский дворец, Зимний дворец, дворцы Строганова и Воронцова.

Одним из величайших проектов Растрелли, выполненном в стиле «елизаветинского барокко», является Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Легкий и нарядный силуэт обители идеально вписывается в городской пейзаж, являясь таким же символом города, как купол Исаакиевского собора или кораблик Адмиралтейства.

В первоначальном замысле зодчего фигурировал однокупольный храм европейского образца и двухэтажные корпуса монастыря вокруг него с изящными декоративными стенами вокруг комплекса. Доминантой выступала высокая колокольня над парадными въездными воротами, напоминающими триумфальную арку. Колокольня должна была подняться выше шпиля Петропавловского собора и могла стать самым высоким зданием в Европе того времени, однако по ряду причин, в том числе в связи с отсутствием в казне средств из-за войны с Пруссией, так и не была возведена.

В архитектурном ансамбле Смольного собора Растрелли сумел органично воплотить идею взаимодействия мирского, дворцового типа строительства первого этажа с переходом в ажурные, лёгкие формы башен, складывающихся в традиционный православный пятисвечник, отождествляющий союз земного и духовного начал.

Еще одним проектом храмового зодчества, созданным Растрелли, является придворная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла в Петергофе. Она заняла восточный корпус Большого дворца, увенчанный пятью золочеными куполами в соответствии с традициями православного храмостроительства. Потоки света, льющиеся из больших окон, яркая живопись, золоченая резьба, отсутствие сцены Страшного суда, мягкие и добрые лики святых, воплощающие идею заступничества за людей, создают праздничную атмосферу. Церковный зал выполнен в виде восьмиугольника – словно путеводной звезды, сияющей в этом мире. Свод купола также имеет восемь граней. Обилие золота в отделке алтаря, зала и трапезной имеет сакральный смысл, поскольку золото в церковном искусстве символизирует сияние Божественной славы.

На Андреевском спуске в Киеве расположена одноименная церковь – один из красивейших храмов города. Созданная по проекту Растрелли, Андреевская церковь по облику напоминает Смольный собор. Она имеет форму креста, в центре возвышается купол, а четыре угла украшают декоративные башенки с маковками поменьше. Среди всех храмовых сооружений архитектора именно здесь лучше всего сохранились созданные по его эскизам интерьеры.

Особое место в наследии Ф.Б. Растрелли занимают его иконостасы, спроектированные для домовой Сретенской церкви Зимнего дворца Анны Иоанновны, для церкви-часовни во флигеле, пристроенном к Зимнему дворцу, а также для новой Большой церкви каменного Зимнего дворца – он повторяет в увеличенном масштабе схему иконостаса Екатерининской церкви Смольного монастыря. Архитектор также подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора в Петербурге. Он дважды составлял проект восстановления обрушившегося шатра собора Новоиерусалимского монастыря в Истре, для которого создал декор кувуклии. К сожалению, большая часть этих проектов не сохранилась.

Таким образом, в архитектурном наследии Растрелли получили развитие традиционные мотивы русской культуры и новаторские приемы, разработанные в архитектуре XVIII века. Богатство форм и композиционная выразительность работ делают их подлинными шедеврами мирового и храмового зодчества.

Александр ГАЛИЦКИЙ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *