Завершается проект «Реставрация памятников религиозного назначения: методическая помощь епархиям и гражданским активистам», реализованный при поддержке интернет-портала «Приходы». В его рамках непосредственные участники процесса восстановления храмов – священники, приходские старосты, инициативные миряне, в том числе волонтеры – смогли пообщаться с профессиональными реставраторами, представителями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, тематических волонтерских организаций и фондов. Сегодня, уже за рамками проекта, предлагаем читателям взглянуть на тему реставрации храмов с точки зрения епархиального древлехранителя. Как выявляются новые объекты культурного наследия? Что делать, если нуждающийся в восстановлении храм находится в практически безлюдном селении? На какие средства можно провести реставрацию? Как подобное общее дело может стать толчком к оживлению культурной и общественной жизни в округе? Об этом и многом другом зашла речь в беседе корреспондента издания «Брянские миряне» с архитектором-реставратором, древлехранителем Брянской епархии Александром Перовым. Восстановление и строительство храмов – это соработничество, уверен он.
Живой процесс
Александр Петрович, о каком количестве сохранившихся руинированных храмов сегодня идет речь?
– На Брянщине до революции было более тысячи церквей. Только в Севском уезде действовало 107 храмов, сегодня – немногим более десятка. В Жирятинском районе находилось 26 храмов, сейчас семь, из них пять нуждаются в восстановлении. Самое большое количество остро аварийных храмов (это еще не руины, но служить там небезопасно) расположено в Брянском районе, их сорок пять. И каждый год объекты наследия довыявляются, поэтому назрела необходимость провести полномасштабный мониторинг с созданием обновленного объективного реестра и привлечением специалистов и радетелей.
Успешный опыт реализован в Иркутской области: уже второй год там проводятся исследования территории края с посещением памятников. По итогу работы статус памятников истории и культуры приобретут более 400 зданий. Здания, не прошедшие экспертизу, снимут с учета.
Еще лет двадцать назад, когда я обследовал памятники на Брянщине, выявил два объекта, которые вообще нигде не числятся, среди них усадьба Борщова в Семках. Но за давностью времени и отсутствием реставрационных работ некоторые объекты – храм Михаила Архангела в Крапивнах, Параскевы Пятницы в Шумиловке – утрачены, и это, к сожалению, неполный список…
Это живой процесс. Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь в 2017 году была исключена из реестра памятников, хотя это предтеча Оптиной пустыни: один из настоятелей брянской обители иеромонах Леонид, в схиме Лев, впоследствии стал первым Оптинским старцем. Ансамбль Белобережского монастыря составляли 32 здания и девять храмов. На молебны в собор иконы Божией Матери «Троеручица» приезжало до восьми тысяч паломников, а по тем временам это большой город. Уже мало что напоминает прежний облик монастыря. И когда мы с волонтерами исследовали надвратный храм обители, обнаружили, что его разобрали под фундамент…
Конечно, такие значимые исторические места на карте России нужно включать в реестр объектов наследия.
Разнообразие церковной архитектуры
Вы приехали на Брянщину в 2000-е, имея опыт работы архитектора-реставратора в Великом Новгороде, где богато представлено наше культурное наследие с ранних веков и у города есть свое лицо. Какой портрет Брянского края можно составить даже по руинированным храмам? Это смешанные стили архитектуры или есть преобладающие?
– В Брянске представлено все разнообразие церковной архитектуры, за исключением древнерусского стиля. Древнерусский храм находился только на территории Вщижа. Есть также единственный «парафраз» новгородского стиля – надвратный храм святителя Николая в Клинцах.
К западу ярко представлен пласт украинского барокко, планомерно распространено нарышкинское и даже елизаветинское барокко. Классика представлена очень яркими объектами – Воскресенским собором в Почепе и дворцовым ансамблем в Ляличах.
Доминирующая часть храмов эклектичны – построены в различных вариациях смешения стилей. В Творишичах есть своеобразный Преображенский храм. Помещица Варвара Николаевна Безобразова потеряла мужа, главу семьи, и построила храм без навершия. В интерьере прочитываются формы ковчега с палубой корабля, смотришь в окно на путеводную звезду, а под тобой – папье-маше горы Фавор, в которой находится алтарь.
Представьте, какие идеи воплощались в жизнь. Каждый храм был как отражение души, собственного рода. Мне кажется, сейчас пора к этому возвращаться. У нас пока упрощается архитектура, ускоряется время постройки храма – сказывается нехватка денежных средств. Видимо, такие условия диктует наше суетливое время. Но мы надеемся, люди придут к осознанию необходимости строительства храмов по велению души, и быть им самыми красивыми зданиями.
Трехпрестольный Никольский храм 1903 года постройки
в поселке Старь Дятьковского района
Архитекторы говорят, что современные технологии позволяют быстрее строить храмы: если раньше надо было двадцать лет, то сейчас можно управиться за десять. Так ли это?
– С этим могу согласиться. Но в прошлые века качество кладки кирпича было таким, что храмы стоят и сейчас. Читаю в истории одной из церквей, что купец хотел строить из выборгского кирпича и ждал очередь на него пять-семь лет, пока его привезут из Финляндии.
В новостройках города возможно и надо поторопиться, чтобы люди начали молиться. Поэтому сначала там строится временный храм, а затем уже основательный, каменный.
Студенческие проекты
Кто вам помогает в огромной работе по реставрации храмов?
– Мои студенты-архитекторы из строительного колледжа и инженерно-технологического университета. Даю им темы на дипломные работы – проекты храмов. И вот, например, храм Бориса и Глеба в Госоме – это дипломный проект учащихся колледжа.
Даже Успенский собор Свенского монастыря впервые увидели в развертке студенческого проекта. Свенскому монастырю более 700 лет, и когда Успенского собора не было, это был обезглавленный Брянск. А сейчас он виден с объездной дороги и является доминантой местности, куда же без него.
Никольский храм в Стари – тоже студенческий проект, его автор Рита сейчас пытается стать реставратором.
Таким образом, очень большой пласт дипломов по храмовой архитектуре положен в основу воссоздания брянских храмов. Конечно, они потом дорабатывались или перерабатывались, но все же послужили весомым подспорьем.
Храм Антония и Феодосия Печерских восстановлен по областной программе
Другая стезя – это областная программа. Например, по ней восстановлен храм Антония и Феодосия Печерских в Свенском монастыре. Сейчас по областной программе сделан проект Покровского храма в селе Селечня Суземского района и выделяются средства на его реставрацию. Но еще немалое количество разрушающихся храмов ждут своей очереди на восстановление или консервацию.
«Благодаря храму возродится и село»
Почему важно восстанавливать храмы? Ведь порой в населенных пунктах проживает мало людей, а и то вовсе никого. Только стоят полуразрушенные храмы, укоризненно напоминая о себе…
– В деревне Сергеевка Дубровского района, где живет несколько человек, остались руины храма преподобного Сергия Радонежского. С просьбой его восстановить к нам обратился фермер, у него там сельхозугодья. Мы задали ему тот же вопрос: «Зачем здесь восстанавливать храм?» На что он ответил: «Я верю, что благодаря храму возродится и село». Хочется поклониться таким людям до земли за их веру и осознание того, что происходит.
Но в ряде случаев все-таки нужно учитывать корректировки времени. Иногда думаешь: зачем такой большой храм на 800 человек в селе? Оказывается, его прихожанами были жители трех деревень. А сейчас хорошо, если человек пятнадцать придет. Как выйти из ситуации? Возможно, при храме нужно организовать библиотеку, музей, кружки, чтобы было место общения жителей, синергия – объединение интересов, и через образование, досуг люди будут постепенно воцерковляться.
И, конечно, храмы – это история, связь с предками, и ее нужно бережно сохранять. А сегодня мы плохо знаем историю, даже своего края, это могу сказать и по своим студентам. Туристические маршруты с включением посещений храмов также могли бы исправить ситуацию.
На чьи средства восстанавливаются разрушенные храмы? Ведь это многомиллионные вложения, которые не под силу приходу.
– Это и областная программа по возрождению храмов, и федеральная. Но по ней могут реставрироваться только памятники архитектуры федерального значения. Таких у нас немного. В нее вошел Преображенский храм Свенского монастыря. Уже составлен хороший проект, и скоро приступят к восстановительным работам. А так в основном за счет пожертвований благотворителей и прихожан. В Рогнедино в возрождении храма во имя святителя Алексея, митрополита Московского, принимают участие сами жители: носят кирпичи, подают их наверх мастерам.
Реставрация Преображенского храма в Свенском монастыре
Как говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, памятники культуры принадлежат народу, и мы несем за них ответственность перед нашими потомками. Поэтому реставрация имеет колоссальное значение. «Историческую атмосферу наших городов нельзя зафиксировать никакими фотографиями, репродукциями и макетами. Эту атмосферу можно выявить, подчеркнуть реконструкциями, но можно и легко уничтожить – уничтожить бесследно. Она невосстановима. Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной», – отмечал Лихачев.
В советское время были марки Общества охраны истории и культуры, я приходил к маме и говорил: дай пятнадцать копеек, мы на памятники сдаем. И у меня отложилось с детства, что я участвовал в реставрации разрушенных объектов. Смотрите, как просто и полезно – здесь и воспитание детей, и реальная помощь.
С какими основными проблемами приходится сталкиваться при реставрации аварийных и руинированных храмов?
– В советское время была государственная система реставрационных работ и подготовки для этого кадров, которая почти не сохранилась. Сегодня каждый регион занимается охраной памятников самостоятельно. Недостает специалистов как в области реставрации, так и в области строительства. На Брянщине у нас «полтора» архитектора-реставратора!
Но главная сложность – это необходимость выбора подрядчика через систему госзакупок плюс отсутствие профильного министерства. Нередко получается, что торги выигрывают фирмы, которые готовы работать по заниженной цене, и они не всегда высококвалифицированные…
Еще одной проблемой стало то, что проведение работ по сохранению объектов осуществляется в рамках фиксированной сметы, а это крайне тяжело осуществимо; раньше такого не было. На совещании, которое проходило на Рождественских чтениях в Москве, высказывалась мысль, что нужно убрать формулировку «научная реставрация»: с учетом введения торгов это уже реставрация по ГОСТу, когда вместо восстановления памятника мы можем получить фактически новодел.
Словом, проблем много, и одним днем их не решить, поэтому хорошо бы к этим вопросам подключать компетентных специалистов.
Храмы создают красивый силуэт города
Какие храмы на Брянщине удалось возродить, и какие находятся в стадии реставрации?
– Из пятидесяти храмов в Брянской епархии отреставрировано девятнадцать, сейчас реставрируется десять. Я приятно удивлен. И влияние владыки Александра в этом вопросе основополагающее – он уделяет большое внимание восстановлению святынь. Где-то ведутся предварительные консервационные работы. В некоторых храмах отреставрирован придел и уже совершаются службы.
Хотелось бы выделить Карачев – почти каждый храм там «плохо или горько», но реставрируется. Водружаются купола на Никольский собор, рассчитанный на три тысячи человек, в Карачевском Николо-Одрином женском монастыре.
Севский Спасо-Преображенский монастырь является памятником архитектуры федерального значения и действительно уникален. Монастырская стена, опоясывающая архитектурный ансамбль обители, выполнена наподобие Московского Кремля в итальянском стиле с завершениями по типу «ласточкиных хвостов». Но пока мы не можем подать документы на финансирование в Министерство культуры, потому что стены, башни, надвратная колокольня и Преображенский собор не стояли на балансе – обитель только в 2018 году была возвращена Церкви. На данном этапе мы занимается оформлением документов с тем, чтобы в дальнейшем подать заявку на включение его в программу. За этим стоит очень много документальной работы, в которой нам хорошо помогает заведующий епархиальным юридическим отделом Сергей Петрович Черепков. Почти на каждом объекте наследия есть такие сложности, которые необходимо решать коллегиально с помощью всех служб.
Севский Спасо-Преображенский женский монастырь –
уникальный памятник архитектуры XVIII века
Храм – это наша душа. А город без храмов как – без души что ли? Уберите храмы с брянского силуэта, что останется? Многоэтажки? Самый красивый силуэт города создают именно храмы. В Брянске они содержатся в чистоте и красоте.
И надо всем нам постараться достучаться до сердец и до душ каждого, потому что процесс восстановления и строительства новых храмов – это соработничество.
Беседовала Елена ЛАРИНА
Фото Владислава Абакумова, Александра Сысоева
Интервью цитируется по публикации
журнала «Брянские миряне»