Home / Реставрация и зодчество / Реставрация и возрождение архитектурного церковного наследия в жизни приходов

Реставрация и возрождение архитектурного церковного наследия в жизни приходов

Публикации нашего портала в рубрике «Вести приходов» позволяют проследить важные тенденции и закономерности в различных сферах приходской жизни, в том числе и по теме проведения реставрационных, консервационных и строительных работ на церковных объектах. Какие выводы можно сделать на основе собранных таким образом в период с 9 января по 29 ноября 2023 года статистических и информационных данных?

Как следует из новостей, в 2023 году состоялось около 90 тематических мероприятий в семи федеральных округах: 33 – в Приволжском, 24 – в Центральном, 10 – в Сибирском, 9 – в Северо-Западном, 7 – в Уральском, по одному – в Дальневосточном и Северо-Кавказском, а также два – в республиках возвращенных исторических территорий. Кроме того, организовано не менее семи семинаров в онлайн- и оффлайн-форматах в рамках проекта «Реставрация памятников религиозного назначения: методическая помощь епархиям и гражданским активистам». На семинарах, в частности, выступили известные специалисты: реставратор и архитектор Андрей Сергеевич Тутунов, руководитель сообщества «Преображение» при отделе по работе с молодежью Рыбинской епархии Тихон Чернышев, архитектор-реставратор Ольга Александровна Зинина, а также руководительница Благотворительного фонда сохранения культурного наследия «Белый Ирис» Ольга Дмитриевна Шитова по теме «Что можно сегодня делать для сохранения сельского культурного наследия»

Основные виды реставрационных работ возрождаемых храмов, упоминаемые в новостях, – восстановление (60), реставрация (32) и консервация (12), в том числе расчистка руинированных церквей̆ от мусора и облагораживание прилегающей̆ территории.

Пример:

В Никольском храме с. Большие Сетки (Тверская область) впервые за более чем 90 лет была совершена литургия, руинированное здание церкви готовили четыре года. Работы по расчистке деревянного храма XVIII века от завалов и многолетнего мусора, укреплению венцов, ремонту кровли ведутся волонтерами проекта «Общее дело» с 2019 года; в Костроме начали восстанавливать древний Богородице-Рождественский храм, расположенный на бывшем посаде первого Костромского кремля.

В рамках данной практики велись работы по возрождению деревянных храмов (24), среди которых – наследие уникального зодчества Русского Севера (10).

Пример:

В деревне Мошьюга Республики Коми уникальная колокольня, возведенная в 1884 году без единого гвоздя, остро нуждается в консервации и ремонтных работах.

Среди восстанавливаемых храмов есть сооружения, входящие в различные списки сохранения культурного наследия: к Рождеству в Омске завершилась масштабная реставрация Никольского казачьего собора (длилась восемь лет с участием средств федерального бюджета), являющегося одним из десяти объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в области. Храм был заложен в 1833 году по приказу императора Николая I; в сентябре началась масштабная реконструкция в храме Покрова Богородицы в музее-заповеднике «Кижи», входящего в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Проходят реставрационные работы на объектах, связанные со значимыми историческими деятелями страны. В екатеринбургском Храме-на-Крови впервые открыли для посещения оранжерею к 150-летию императрицы Александры Феодоровны, чьи фотографии в большинстве своем были сделаны на фоне букетов; участники проекта «Куда ведут ручьи» весной продолжили восстановительные работы в Крестовоздвиженском храме с. Каинки (Татарстан) – в 1904 году в нем венчали будущего главу Временного правительства Александра Керенского и Ольгу Барановскую.

В рамках городского конкурса инициатив «Город добрых соседей», посвященного 650-летию Кирова, победил проект «Вятский Афон» с туристическим маршрутом «Александро-Невский Филейский мужской̆ монастырь». Разрушенная обитель – единственная в России, построенная по образу и устою афонских монастырей.

Также упомянуты храмы, в разной степени пострадавшие от пожара (зафиксировано четыре случая): в январе обрушились колокольня и главный купол, серьезно пострадало внутреннее убранство храма Феодоровской иконы Божией Матери в Кирове (точная копия Владимирской церкви в президентской резиденции на Валдае), а через месяц в одном из старейших поселений казаков в Приилимье (Иркутская область) сгорел храм, построенный на месте дореволюционной церкви.

В рамках восстановления храмов проводится и реставрация убранства, элементы которого являются частью церковного искусства, созданного в дореволюционное время и утраченного в период гонений на Церковь: иконы, мозаики, фрески (16).

Пример:

При выполнении реставрационных работ на стене старинного собора Вознесения Господня в Михайловске (Свердловская область) обнаружили сохранившуюся фреску. Вероятнее всего, найденный образ – фрагмент старинной росписи храма, освященного в 1892 году; в Никольский храм с. Усть-Суерское (Курганская область) местные жители вернули уже пятую дореволюционную икону – образ великомученицы Параскевы.

Как сообщал портал «Приходы» в приходских новостях, вернуть историческую справедливость помогали граждане, передававшие храмам святыни, которые были спрятаны их предками во время разрушения или закрытия церквей.

Пример:

Троицкому храму с. Мокино (Кировская обл.) подарили икону святителя Николая Чудотворца, которую в годы гонений принес в семью местного жителя Александра Ведерникова пожилой монах; в рязанском Ряжске Христорождественскому храму передали в дар две иконы Божией Матери и одну – Николая Чудотворца, написанные в начале XX века художником и иконописцем Иваном Мухиным.

Среди вернувшихся домой икон были и образы, подвергавшиеся кощунственному применению до недавних пор.

Пример:

В феврале в Сретенский храм города Переславля-Залесского Ярославской области вернулась Цветная Триодь 1746 года издания, исторически принадлежавшая этому приходу. Книгу в храм принес местный житель, который нашел ее в сарае старого дома.

Историк-маринист Николай Черкашин передал в церковь во имя пророка Божия Илии с. Селихово (Тверская обл.) икону «Христос и дети», которую случайно увидел на территории частного сектора – ее использовали вместо перегородки между сараем и огородом; в храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона в пос. Степное (Саратовская область) вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница», которую долгое время использовали в качестве доски для рубки мяса: икону афонского письма конца XIX – начала XX веков нашли в сарае в одном из сел соседнего района.

При реставрации внутреннего убранства применялось точное воспроизведение дореволюционных памятников церковного искусства: в Троицком храме с. Васильевского (Ивановская обл.) установили копии десяти икон знаменитого «Васильевского чина», написанных преподобным Андреем Рублевым и мастерами его кру- га для Успенского собора Владимира, а в Троице-Васильевском храме Орла освятили новый иконостас в византийском стиле, воссозданный по образцу того, что находился в церкви в XVIII веке.

Для привлечения внимания к возрождению храмов проводились общественные мероприятия в целях популяризации направления и сбора денежных средств.

Пример:

В Галерее современного искусства Казани работает фотовыставка «Обретение. Красота и укор», в экспозиции которой представлены фотографии, сделанные участниками молодежных трудовых экспедиций в рамках проекта «Обретение», направленного на возрождение старинных храмов и активизацию молитвенной жизни в сельской глубинке; в Екатеринбурге состоялся концерт авторской песни прихожанки Успенского собора, сестры милосердия Елены Ольховской: все средства, вырученные от продажи билетов, пойдут на восстановление храма; на территории возрождаемого храма в с. Юркино (Тверская область) прошел фестиваль народного творчества «Троицкая карусель»; в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Рыбинска прошла презентация эскизов утраченной росписи, уничтоженной в советский период и впоследствии не восстановленной; вышла книга о Троицком храме с. Пахна (Ярославская область) «Времена и лета»: историографический очерк стал результатом трехлетней работы с архивами, документами и прихожанами, поделившимися воспоминаниями о жизни церкви – при подготовке этого издания исследователи обнаружили рукопись храмовой летописи XIX века.

Важный момент при проведении восстановительных работ, в том числе храмов, разрушенных в зоне проведения специальной военной операции, заключается в выстраивании взаимодействия епархий, находящихся на значительном отдалении друг от друга по географическому признаку.

Пример:

30 июня этого года в село Усолье вернулась святыня – напрестольное Евангелие, изданное в 1809 году и прежде бывшее собственностью Преображенской церкви. Книгу храму во имя святителя Николая Чудотворца передал наместник Вознесенского мужского монастыря Сызрани игумен Агафангел (Кузнецов). В обитель ее принес неизвестный человек.

Смоленский приход во имя преподобного Серафима Вырицкого пожертвовал книги восстанавливаемому храму во имя благоверного князя Димитрия Донского в Дагестане; новосибирцы передали икону святителя Николая XIX века в храм Всех святых Вознесенского монастыря Луганска – местные мастера отреставрировали святыню, существенно поврежденную в результате боевых действий; челябинские строители возвели заново Спасо-Преображенский храм в Волновахе (ДНР), разрушенный в ходе артиллерийских ударов.

Активное участие принимали организованные волонтерские организации (преимущественно состоящие из молодежи), епархиальные и светские, о чем говорилось не менее чем в тридцати новостях рубрики «Вести приходов».

Пример:

Никольскую церковь в с. Большие Сетки (Тверская область) помогают восстанавливать реставраторы-альпинисты из команды проекта «Общее дело», использующие ее как тренировочную базу перед экспедициями; в конце июня в рамках ежегодного «Архитектурного фестиваля» состоялся выезд студентов второго курса кафедры «Основы архитектурного проектирования» Московской архитектурной академии в город Осташков (Тверская область): полученные от группы студентов результаты обмеров будут необходимы при проведении восстановительных работ.

Помимо указанных в информационно-аналитической справке были задействованы следующие волонтерские проекты: татарстанский кинолекторий «Вглубь», архангельские движение «Добровольцы Зимнего берега» и благотворительный фонд «Вереница. Спасение деревянных памятников Русского Севера». А также ярославский детский лагерь «Новое средневековье».

Мониторинг выявил как минимум 31 случай реализации просветительских проектов, в том числе на грантовой основе. В девяти из таких примеров участники самостоятельно проводили съемку документальных фильмов о храмах, возрождать которые они помогали.

Пример:

В рамках проекта «Северное барокко. Возрождение и культурная интерпретация локальной иконописной традиции Сибири» иконописная мастерская при Михаило-Архангельском Харлампиевском храме и телерадиокомпания «Иркутский Кремль» под руководством настоятеля протоиерея Евгения Старцева готовятся снять фильм «Северное письмо. Путь в пространстве и времени». Подлинные работы иконописцев давних времен участники проекта будут изучать в ходе маршрута: Архангельск-Вологда-Тотьма-Великий Устюг; вышел в свет фильм «Заброшенный рай», рассказывающий об истории и возрождении храма Рождества Христова в с. Малахово (Ярославская обл.): кинолента создана в рамках проекта «Вера в селе Малахово», который реализуется с использованием президентского гранта; в рамках проекта «Утерянные, но не забытые» в железногорском соборе Архангела Михаила прошел первый видеолекторий об истории строительства и разрушения военного храма Александра Невского в Красноярске, который был заложен на территории комплекса строений батальонных казарм – на месте современной Красной площади: облик этой церкви будет восстановлен в мозаичных полотнах.

Около половины (48 упоминаний) в новостях приходов посвящено восстановлению храмов в сельской местности – селах, деревнях, поселках и урочищах.

Пример:

Престольный праздник отметил возрождающийся храм Смоленской иконы Божией Матери в татарстанской деревне Соловцово. Всенощное бдение накануне впервые совершили в восстанавливающейся центральной части церкви – одной из старейших в республике, пустовавшей почти 90 лет.

Как стало известно, в 22 возрождаемых приходах проводятся богослужения, в том числе на регулярной основе. При этом в двенадцати из них были совершены богослужения впервые за долгое время после закрытия или разрушения.

Пример:

В день отдания праздника Пятидесятницы была совершена первая за более чем сто лет Божественная литургия в заброшенной Троицкой церкви забайкальского села Бянкино. Попасть в нежилое село можно только через реку Шилку – зимой по льду, летом на лодк5.

Сергей ЛОМОВ

Публикация журнала «Юрист предприятия»
(декабрьский номер 2023 г.)


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *