26 февраля в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил победителей первой гуманитарной олимпиады Православного института святого апостола Иоанна Богослова Российского Православного университета «В начале было Слово…», которая проводилась в 2013 году среди учащихся 8−11 классов Москвы и Подмосковья.
Екатерина Викторовна Горбунова, первый проректор института, рассказывает о подготовке, проведении и результатах олимпиады.
Екатерина Викторовна, расскажите, пожалуйста, о первой в истории вашего вуза олимпиаде для школьников.
− В этом году наш институт впервые проводил олимпиаду для школьников. Проект осуществлялся при поддержке Фонда просвещения «МЕТА» и Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Мы очень благодарны, что нам дали возможность провести ее под эгидой Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры. По сравнению с олимпиадой по ОПК наш проект пока небольшой, но, тем не менее, очень интересный.
В чем идея этого гуманитарного состязания?
− Олимпиада «В начале было Слово…» посвящена взаимосвязи отдельных гуманитарных дисциплин с православной культурой и роли православия в истории России. Мы считаем, что православная культура является необходимым ключом для понимания любого гуманитарного предмета, даже если рассматривать его в рамках существующей школьной программы и, тем более, если немного выйти за ее рамки (что, кстати, оказалось интересно современным школьникам). В этом году мы сознательно ориентировались в основном на учащихся светских общеобразовательных учреждений с целью дать ребятам возможность познакомиться с православной тематикой, узнать что-то новое, задуматься о некоторых вещах, о которых они не думали раньше.
Как проходила олимпиада?
− Она проводилась по трем предметам – русскому языку, литературе и истории и проходила в два этапа. В школьном туре приняли участие более тысячи учащихся 8−11 классов общеобразовательных учреждений Москвы и Московской области, во второй тур вышли 153 человека. Первый этап проводился в школах, финальный тур – в гуманитарном корпусе нашего вуза. Пока что регионы в нашей олимпиаде не участвовали. Надеемся, это дело будущего.
Сегодня в России проходят разные предметные олимпиады. В какой мере вы ориентировались на их задания?
− Подготовка заданий осуществлялась методическими комиссиями, в состав которых вошли ведущие в своих областях специалисты историко-филологического факультета Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета под руководством его декана – доктора исторических наук профессора Сергея Вячеславовича Перевезенцева.
Мы надеемся, что после двух лет проведения, если Бог даст, нам удастся войти в перечень всероссийских олимпиад для школьников. Поэтому, разумеется, при разработке заданий наши эксперты учитывали формат проводимых предметных олимпиад, а также составляли задания с учетом возрастных особенностей школьников, школьной программы и существующих учебников. Нами было разработано четыре комплекта зданий (по несколько вариантов в каждом) по каждому из трех предметов на восьмой, девятый, десятый и одиннадцатый класс.
Задания были открытого и закрытого типа (то есть тесты). Предлагались также творческие задания – например, написать эссе или предложить решение в какой-то реальной исторической ситуации, раскрыть смысл какого-то события. Темы эссе и исторические события, которые мы выбирали, были так или иначе связаны с православной культурой. Например, в олимпиаде по литературе школьникам надо было вспомнить от одного до четырех произведений, в которых описываются православные праздники Рождество, Пасха, Благовещение, Крещение, и написать, какое значение имели эти праздники для героев названных произведений. В другом задании объяснялось, что такое хокку и как оно строится, давалось как пример хокку японского классика Мацуо Басё и предлагалось написать христианское хокку со словом «дух».
В одном из заданий по русскому языку мы просили ребят объяснить слово «двунадесятый», указать, из каких корней оно состоит, какие праздники можно назвать двунадесятыми и почему. Также требовалось объяснить слово «сакральный» и ответить, есть ли, помимо числа «12», еще какие-то сакральные числа в христианском мировосприятии, назвать их и объяснить, почему они являются таковыми.
По истории в одном из заданий предлагались на выбор три темы для эссе: «Государственная политика СССР в отношении Православной Церкви», «Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны», «Русская Православная Церковь в современной России. «Второе крещение Руси»».
А еще одно задание формулировалось так: «Прочтите высказывание об известном русском церковном деятеле XIX века, укажите, о ком идет речь: «Митрополит Московский и Коломенский. Уже в молодые годы был известен как талантливый православный богослов. Он был автором и хранителем тайного манифеста – завещания императора Александра I о передаче им престола великому князю Николаю Павловичу»».
Кстати, все задания школьного и финального туров размещены в открытом доступе на официальном сайте олимпиады. Мы также планируем в случае согласия школьников и их родителей, опубликовать на сайте наиболее интересные ответы.
Вы сказали, что олимпиада проводилась в светских школах, то есть значительная часть ее участников – совсем не церковные дети. Им было интересно решать задания, связанные с Православием?
− Для того, чтобы выяснить для себя актуальность олимпиады, узнать есть ли у школьников интерес к проекту, мы проводили небольшой анонимный опрос. Большинство ответов были положительными: ребята говорили, что им понравилось и в будущем они хотели бы принимать участие в подобных олимпиадах. Многие отвечали, что задания, связанные с православной культурой, побудили их открыть для себя что-то новое и познакомиться с тематикой, для изучения которой раньше у них не было мотивации. Это очень приятно, потому что большая часть из них в самом деле вообще не соприкасалась с Православием во время учебы в школе. Даже курс Основ православной культуры в четвертом классе они уже не застали.
Так что во многом наша олимпиада носит просветительский характер. Мы понимаем, что тема православной культуры, которая в школьной программе практически не затронута, чрезвычайно существенна для развития каждого ребенка. И, кто знает, может быть, именно с этой олимпиады у человека проснется свой личный интерес к Православию.
Наверное, эта олимпиада может служить и для привлечения потенциальных абитуриентов?
− Конечно, как и любое учебное заведение, мы заинтересованы в том, чтобы о нашем вузе узнало большее количество школьников – возможно, наших будущих абитуриентов. И мы будем очень рады, если после участия в нашем проекте ребята придут учиться именно к нам. Но основной целью олимпиады является не таким образом организованная приемная компания, а возможность познакомить современных школьников с православной тематикой.
От учащихся старших классов, конечно же, было много вопросов про наш вуз и его деятельность, так как многие еще стоят перед выбором учебного заведения. Перед проведением финального тура, который, как я уже сказала, проходил в одном из учебных корпусов института, у ребят была возможность посмотреть наш институт, встретиться с деканами, задать им интересующие будущих абитуриентов вопросы, узнать о специфике вуза, почувствовать его атмосферу.
Подобные встречи в достаточно неформальной обстановке очень важны, так как у многих ребят были относительно РПУ определенные стереотипы − они думали, что в вузе готовят только священнослужителей. Участники олимпиады узнали, что наш вуз готовит специалистов в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями, просто в программу включен еще и православный компонент – набор спецкурсов и факультативных предметов, который позволяет ознакомиться с основами православного мировоззрения и православной культурой.
Участники или победители олимпиады «В начале было Слово…» будут иметь льготы при поступлении в ваш институт?
− Пока нет. В соответствии с действующим законодательством в сфере образования и утвержденными правилами приема, льготы имеют только победители всероссийских олимпиад.
Как восприняли олимпиаду преподаватели школ, чьи ученики приняли участие в этом интеллектуальном состязании?
− Все учителя-предметники, которые курировали проведение олимпиады в школах, приехали к нам вместе со своими подопечными. Им было интересно поговорить с нашими специалистами, они имели возможность посмотреть задания, узнать, почему их ученики, скажем, не прошли в финал, что-то понять для себя, обменяться опытом.
Каковы планы на будущее?
− В следующем году мы, конечно же, будем далее развивать наш проект. Еще год хотим посвятить Москве и Московской области − тем школам, которые, в связи с ограниченными сроками подачи заявок не успели принять участие в проекте, хотя заявки приходили даже во время проведения школьного тура. И после этого можно будет уже расширяться в регионы.
С учетом многочисленных пожеланий, которые поступили в адрес оргкомитета от учителей, сейчас мы обсуждаем с методическими комиссиями возможность разработки заданий для учащихся более младших классов, а также расширения предметных областей, по которым проводится олимпиада. На самом деле, планов очень много, и мы будем стремиться к их скорейшей реализации.