Home / Православие повсюду / Золото любви

Золото любви

Совсем недавно мы праздновали день памяти святителя Николая, архиепископа мир Ликийских. К этому дню был приурочен организованный в храмах Москвы сбор средств для православной миссии в местах заключения. Почему именно пример святого Николая учит нас не осуждать, а помогать?

Пришло мне, любезный читатель, желание сказать хоть какое-то своё слово, «свой грошик» вложить в похвалы и почитание и любовь святителю Николаю Чудотворцу, чья святая память праздновалась Церковью на днях. Но что сказать? Уж столькими и столько сказано!

И вот вспомнилось, что я как-то делал заметки об осуждении. Совершенно неожиданно эти заметки и размышления связались со вспоминанием о святителе Николае. Вдруг в этом святом увиделся образ неосуждения и великодушия. Великодушие… которого так не хватает!

Странная вещь — грех осуждения.

Выглядит часто весьма смиренно. Реже играет роль самоотверженного обличителя… Является чаще всего под видом «правды, может быть, и горькой», или «здоровой критики», или «трезвой оценки», или… впрочем эта обольстительница любит переодеваться, и гардероб у нее богатый. Тут осуждение напоминает змея в Раю, потому что предлагает плод вожделенный и красивый на вид. Его называют «справедливость». Мы можем увидеть себя твердыми правдолюбцами, неподкупными и «бесстрастными» обличителями (например: «не в осуждение говорю, но…). Человеку часто нравится быть нелицеприятным, он чувствует свою отчужденность от обличаемого субъекта/объекта. «Судия» мнит себя чище и выше…

Если грех осуждения – странная вещь, то еще более странны и неприятны плоды осуждения. Впечатление такое, что кто-то тут же запускает этим же поленом тебе точно в лоб. Почему? Вот уж загадка. Тоска – уж и обругать от души невозможно. Строго смотрят из неизвестного пространства.

Рассказывал мне знакомый. Иду, мол, через улицу к остановке автобуса, после литургии. Причастился, светлый плащ на мне, в душе – тихий праздник. Единственная, но сердечная досада – на какую-то посетительницу храма. Уж очень она была аляповато, нелепо одета, а вроде как и благочестиво… Не знаю, но думать бы ей надо, как в храм идет. Тут подъезжает автобус, да через лужу. Обрызгал меня с ног до головы. Я стараюсь не осуждать, но матюгнулся про себя. Ну надо же таким хамлом быть, ну куда ж ты в лужу-то, я ведь только что… Настроения как-то не стало вовсе. А праздник!

Известна мне история про человека, который рассказал мне, как «от сердца» осудил неких «запойных» супругов, которые его в деле подвели. А потом он сам впал в лютое пьянство – нежданно.

Я не сторонний наблюдатель, конечно, и со мной может что угодно тем же манером приключиться. Я тоже, безусловно, рискую «получить поленом».

А ведь бывает не удержаться от «судейской страсти»…

Осуждение – не только странный, но и страшный грех, хотя, в конечном итоге, любой грех страшен – он подобен греху самовредительства. Поскольку, осуждая, человек берет на себя ношу стопроцентно непосильную, не зная толком, в чем дело, лезет в дела и суды Великого Господина. «Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим господином он стоит или падает. И будет восставлен, ибо силен Господь восставить его» (Рим.14:4).

И вот святитель Мир Ликийских Николай. Дело происходит в древней Патаре неподалеку от современной Антальи. Щедро прогретый солнцем город – словно хорошим гончаром мастерски обожженный сосуд. Дело происходит давно: шестнадцать, а то и семнадцать столетий назад.

Живёт в Патаре человек-бедняк, человек-вдовец. По обстоятельствам несчастным лишился он всего и остался один с тремя дочерьми. А ведь надо как-то жить. О необходимом приданом дочерям уже и речи не шло – еду и одежду не на что приобрести. И пришёл человек «к ужасной мысли: пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь для себя и для них средства к существованию». Эх, вот тут бы громыхнуть про целомудрие, про обязательное упование, про маловерие и отчаяние, а то и про пользу скорбей. «Не во осуждение»…

Но жил тогда в Патаре и человек высокой святости, обладавший к тому же и достоянием земным. Николай. И вот безо всяких обличений и вящих наставлений, без угроз кар свыше и позора на земле, без громогласных внушений об абсолютной ценности целомудрия Николай трижды берет узелок с золотом и тайком подкидывает его в окошко человеку. Подкараулил его человек и бросился в ноги благодетелю. Ведь уже в ад был готов, а попал в сень благополучия. Наверное, меру этой благодарности ни представить, ни изобразить не сумею.

Святой Николай знал, что и для чего этому бедствующему человеку потребно. И что станет с душой его, если он потребное получит… И поступил по любви.

Я, конечно, вовсе не намереваюсь определять, когда и какие нужны действия и слова. Когда именно нужны наставления, а когда – милостыня. Куда мне…

Особое золото принес в узелках святой. Это редкостное золото великодушия, это самое трудно добываемое золото любви. Это золото может изменить мир.

Олег КАЗАКОВ

Публикация сайта Ржевской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *