Живая игра

Чем заняться за одним столом с близкими людьми, когда о главном поговорили, обсуждать никого не хочется, а расходиться еще рано? Чем заменить совместный просмотр телевизора и бесконечное застолье во время праздничных посиделок с домашними? Какую альтернативу предложить подросткам, впавшим в компьютерную зависимость? Как быстро развеять ум и сплотить компанию? Ответы на эти вопросы знает преподаватель Минских духовных школ священник Сергий Тимошенков, председатель Синодального миссионерского отдела Белорусской Православной Церкви. Много лет отец Сергий работает с молодежью – для многих ребят он не просто священник, но старший наставник и друг. Свое время отец Сергий, помимо прочего, умудряется уделять и играм – настольным. Более того, он всячески их популяризирует. Почему?

Альтернативное времяпрепровождение

Отец Сергий, знаю, что Вы активно играете в настольные игры…

– Мы – я, мои друзья и ученики – не просто в них играем, мы их очень любим, по возможности даже привлекаем к ним студентов, которые общаются с нами, и распространяем их. Нам очень нравится, когда люди начинают играть в настольные игры (улыбается). Но сразу оговорюсь: у меня нет никакого договора с магазинами. Просто нам кажется, что это прекрасная альтернатива многим другим вещам от питья пива до многого другого. Собраться не для того, чтобы поесть, а просто поиграть в игру ради игры, ради общения…

Как и все, играл я с детства. Во дворе самыми любимыми были «Выбивалы», «Земля» или «Городки» с ножом, «Казаки-разбойники». Из настольных любил шашки и все, что с ними связано (поддавки, щелбаны, чапаевский бой, уголки), домино, точки (наш вариант японского «Го»). Еще в детстве из журнала «Наука и жизнь» я познакомился с японской игрой рэндзю – это как наши крестики-нолики, только на большом поле. И, конечно, морской бой и его вариации.

Но пик увлечения играми возник позже, когда с молодежным братством при семинарии (Минской духовной семинарии в Жировичах – прим.) мы начали организовывать лагеря для трудных подростков. Нам понадобился некий методический материал, я обзвонил друзей с просьбой прислать мне какие-то игры – они прислали диски с компьютерными играми… Тогда я понял, что куда-то ушло то, что я всегда любил, – живая игра с человеком. И начал собирать свою базу.

Начали с того, что собрали живые игры для компании типа «Дракон, рыцарь и принцесса», «Крокодил», «Есть контакт!». Мы составили свой «Big сборник of games» – сборник из 600-700 игр, разделенных по разным параметрам, – для какого возраста игра, нужны ли для нее помещение и инвентарь, для какого числа людей она предназначена. Периодически мы черпали из нашего сборника информацию и издавали (печатали на принтере) маленькие сборнички – «Игры на знакомства», «Игры для молодежи», «Веселые игры для подростковой компании» и так далее…

Игровой рецепт

Чему могут научить игры, в том числе настольные?

– Есть целое учение про игру! Игра – это настоящее искусство и прекрасный способ реализации себя. В свое время наше братство даже проводило мастер-классы по играм. Мастер по игре может не просто технически объяснить игру, но и подобрать ее по параметрам, посоветовать индивидуальный «игровой рецепт»… это целый пласт учения!

Игра в умелых руках предоставляет много возможностей – от снятия усталости и раскрепощения до поднятия командного тонуса, от знакомства до выявления неформального лидера, от возращения в группу ребенка-аутсайдера до привлечения «идейного противника» на сторону педагога или вожатого детского лагеря.

Например, если дети в группе смотрят друг на друга ёжиками, стесняются и комплексуют, то как в таких условиях делать общее дело – ставить палатку или разжигать костер? Для такого случая припасен ряд игр на сближение, в которых ребята перестают дичиться друг друга, сами того не замечая. Или может быть другая ситуация – например, в летнем лагере с подростками. В таком возрасте абсолютно естественен повышенный интерес к противоположному полу. Но если вдруг вожатый отряда заметит, что этот интерес близится к опасной черте, то и тут могут помочь игры, подразумевающие совместное дело в небольших группах, которые с помощью творчества или серьезного командного задания позволяют скорректировать направление развития взаимных симпатий.

Игра может помочь человеку измениться, способствуя приобретению им полезных, а иногда и просто необходимых навыков и черт характера. Тот, кто умеет увлеченно играть, на время полностью погружаясь в мир игры, уважая при этом товарищей и контролируя себя, намного интереснее и в реальной жизни. В то же время такой человек способен на большее в решении творческих, стратегических и просто житейских задач.

Кроме того, игра позволяет ненадолго отдохнуть от внутреннего напряжения, вызванного работой или жизненными обстоятельствами. Если все воспринимать слишком близко к сердцу и не уметь абстрагироваться от проблем, внутри может лопнуть какая-нибудь важная струнка.

Помимо имеющихся практических и полезных функций игра еще и просто приносит радость сама по себе – как процесс, как форма организации отдыха и общения. Бывает, что так хочется поделиться этой радостью, что когда в компании появляется новый друг, сразу начинаем учить его нашей любимой игре.

Ткань общения

Можно сказать, чтобы узнать человека, с ним нужно сыграть?

– Да! Есть, конечно, и другие способы узнать нового человека, но игра представляет собой как бы особую ткань общения, «вышивая» на которой узор слов и действий, человек по-особому раскрывается. Случайно оброненные слово или реплика, манера совершать игровые действия, реакция в результате выигрыша, выражение лица и огонек в глазах после проигрыша – все это может многое сказать умеющему читать такие знаки. Если поиграл с человеком, то он для тебя уже стал в чем-то своим.

Если говорить о «настолках», у кого-то может сложиться впечатление, что в них играют те, кому не о чем разговаривать…

– Почему-то считается, что единственный вид общения между людьми – это разговор о чем-то. Но по-настоящему долго разговаривать можно только с тем, кого ты видишь редко, или с тем, кто тебе совершенно незнаком. С близким же человеком, мне кажется, общение выражается в значительной степени не столько разговором, сколько живым и излучающим добрые чувства присутствием рядом. Семейные или дружеские беседы могут складываться из просто шутки, улыбки, взгляда. Не всегда для того, чтобы почувствовать общение «свершившимся», нужно друг с другом обсуждать насущные вопросы.

Игра же – это специально организованное пространство и время для общения без искусственности, без дежурных фраз и надуманных вопросов, без обсуждения других людей, без выдумывания тем. В то же время, в игре много возможностей поделиться теплом и радостью, поддержать другого или по-доброму пошутить над ним. Это прекрасный вариант осознанного и живого досуга, продуманного отдыха, активной радости от общения с близкими и дорогими людьми.

Свои правила

Ваши любимые настольные игры?

– О, на эту тему я мог бы говорить долго! Например, игра, которая для меня давно стала естественной частью жизни, – это «7 на 9». Очень быстрая, взрывная и веселая игра. Суть ее в том, что между двумя людьми делится стопочка карт с цифрами – нужно, чтобы они по определенным правилам их выложили. Кто первый – тот и выиграл. Очередности хода нет, игра исключительно на быстроту, на умение считать простые числа от 1 до 10. Эта игра позволяет проснуться, да и просто расслабить мозг. А еще это веселое соревнование. К сожалению, из всех моих друзей очень мало тех, кто умеет в нее играть. Мой ученик Петя – единственный, кто сейчас может хотя бы иногда победить в этой игре (смеется и просит обязательно написать именно так, чтобы подзадорить товарища по игре — прим.).

Вторя из любимых игр – это «Манчкин». Есть целый ряд ее вариантов. Она задумывалась как пародия на эпические саги с благородными героями и страшными чудищами. Все карточки игры сопровождаются смешными комментариями и названиями. Суть в том, что каждый из игроков представляет собой некоего персонажа, на которого навешивается одежда, оружие и прочее имущество (в игре оно называется шмотками). Периодически открываешь карты из стопочки – так называемые «двери». Открываешь дверь, и тебе встречается или что-то хорошее, или монстрик, с которым нужно побороться. По цифрам вы считаете, кто из вас круче, – ты со всеми своими дополнительными штуками («шмотками») или он. Друзья, кстати, могут тебе помочь или не помочь. Девиз игры очень своеобразный: «Мочи монстров, хапай сокровища и подставляй друзей». Но! Игровой мир – это не реальный мир, в котором действуют законы христианской нравственности, поэтому в рамках игры такой девиз вызывает улыбку, тем более она настолько проникнута шутками и несерьезностью, что я не думаю, что у кого-то возникнет ассоциация с реальным миром.

Еще скажу на эту тему, предугадывая несогласие со стороны невеселой и слишком консервативной публики, которую святитель Григорий Богослов назвал «некоторыми из числа чрез меру у нас православных». Тот, кто пытается внутренний мир игры подчинить нравственным правилам настоящего, неигрового мира, ставит знак равенства между христианским учением и выдуманными условными игрового процесса, между призванным к единству с Богом человеком и выдуманными плоскими игровыми персонажами. Игра – это мир сказки, мир, сходный с миром задач по физике и математике с их заполняющимися бассейнами и движущимися в разных направлениях поездами. Мерять правила игры нормами настоящей жизни – это то же самое, что вместо решения задачи на расстояние между поездами доводить учителя или автора учебника вопросами типа: «А перекрестился ли машинист поезда перед отправкой? А отслужили ли молебен о путешествующих пассажиры? А освятили ли бассейн, в который вода поступает по одной трубе, а вытекает по двум?»

Но вернусь к любимым играм. Третья моя любимая игра – это «Коридор». Игровое поле в ней – это квадратная дощечка с нарезными неглубокими пазиками, в которые могут вставляться небольшие перегородочки. Каждому игроку раздается по 10 маленьких дощечек и по фишке. Задача в том, чтобы твоя фишка дошла до противоположного края доски первой. В один ход можно либо поставить дощечку, преграждающую путь сопернику, либо продвинуть своего человека-фишку. Игра интереснейшая, интеллектуальная, стратегическая, позволяет напрячь разум. Я, например, не скажу, что очень люблю шахматы, я в детстве в них очень много играл, но на любительском уровне, пока в семинарии не познакомился с парой однокурсников, которые в шахматы играли, не глядя на доску. Тогда я понял, что есть ряд мастеров, которые знают в шахматах все возможные ходы, и мне либо нужно стать одним из них, либо это все время будет игра на уровне кто лучше знает комбинацию и быстрее ее увидит. Поэтому я люблю другие стратегические игры, в частности «Коридор».

Еще люблю «Каркассон». Это игра, в которой из квадратиков строится карта местности с дорогами, полями, городами. Ставя свой квадратик, ты можешь поставить либо не поставить на него человечка (у каждого игрока восемь разноцветных человечков), каждый из которых оценивается по своим баллам. Выигрывает игрок, набравший больше баллов.

Люблю очень «Башню» – в этой игре могут играть на равных и дети, и взрослые. Из брусочков выстраивается башенка, одной рукой нужно доставать из нее по одному брусочку и сверху его докладывать. На чьем ходу башня рухнула, тот и проиграл.

Конечно, «Uno». Это игра всех времен и народов. Очень веселая. Меня научили играть в нее дети в детском доме много лет назад, а теперь мы во всю играем в нее сами. Более того, мы используем ее для того, чтобы кого-то из детей отучить от карточных игр.

«Взрывные котята» – быстротекущая и смешная игра, зависящая от случая и, конечно, от соображения играющих. Она отлично подойдет для компании от трех до шести человек.

Мера времени

Сколько времени, в среднем, нужно на одну партию настольной игры?

– Партия в «7 на 9» занимает у нас 60-100 секунд, мы играем в нее молниеносно. Партия в «Мачкин» – около двух часов. Игра «Цивилизация», в которой моделируются развитие целого человечества разных эпох, может занимать целую ночь и даже больше…

Целую ночь! Очевидно, что и в «настолки» можно заиграться…

– Да. Мера и расчет времени – это одно из главных правил настольных игр, но это правило касается любого времяпрепровождения.

Второе правило: игра ни в коем случае не должна перерастать в жизнь. Каждый должен уметь различить игровой проигрыш или конфликт в игре и реальную жизнь.

Еще игра не должна превышать финансовые возможности игроков – не в плане ставок (деньги в играх недопустимы), а в плане стоимости. Та же «Цивилизация», например, стоит очень дорого. Важно не перебарщивать.

Азарт неазартных игр

Есть ли в мире игр своя культура – о чем еще важно помнить в ходе игры?

– Можно сказать о неких ограничениях в эмоциональном взрыве, о недопустимости ругательств и реплик, которые могут кого-то задеть. В игре важно умение уступить свое игровое место кому-то, кто тоже хочет поиграть. Умение скрашивать острые моменты, превращать их в добрую шутку. Кроме того, не мухлевать там, где это не предусмотрено правилом. Не мешать своей игрой окружающим.

А как быть с азартом, который возникает во время игры? Всегда ли он плох?

– Я бы разделил азарт как некую игровую настроенность и запал и азарт как страсть, которая разъедает душу человека. Состояние второго вида азарта для человека разрушительно. Но для азарта в первом значении я бы подобрал другое слово. Что-нибудь, вроде «устремленности», «игровой настроенности», «жара игры» и т.д.

Азарт почему-то связывают только с играми, но ведь он может быть связан с чем угодно – сколько людей пытаются друг друга обогнать на дороге, «обойти» в каких-то жизненных ситуациях, или тот же азарт в спорте, когда жажда победы любой ценой превращает соревнование в нездоровое соперничество.

И я думаю, что проявление плохого азарта в невинной игре говорит об одержимости человека какой-либо страстью в реальной жизни. Чаще всего это страсть гордости или тщеславия, а также гнева. Запрет на игру в таком случае ничего не даст – страсти проявляются в каждом поступке и каждом действии зараженного ими человека.

Поэтому, если кто-то замечает за собой нездоровые возмущения в сердце и разуме во время игры, следует обратить внимание на свою духовную жизнь. Советы по началу борьбы с упомянутыми страстями можно найти в святоотеческой литературе.

Что Вы думаете про игры на желания?

– Я против игр на желания. Всегда, когда мои друзья в них играли, наступал момент, когда увлеченность и запал веселья подбивали придумывать желания на грани допустимого.

Отец Сергий, Вы говорите, что игры – это не мир христианской нравственности, но ведь на человека влияет все, что он делает.

– И человек может на все влиять. В игре можно проявить нравственность, уступив другому, по-доброму пошутив. Но игровой мир не меряется Евангелием.

Да, игра должна быть интересна и подходить по духу, не должна высмеивать христианство и добро, быть без жестких шуток и без пошлостей. В процессе игры, например, может возникать игровое недовольство, когда, предположим, человек проигрывает, но это не должно быть настоящей неприязнью к тому, кто выиграл. Здесь идет речь о поведении человека, которое не меняется принципиально от обстоятельств.

То, что человек делает во время игры, – это пребывание вместе с другими. Не ходы, не обмен карточками или бросание кубика, а именно общение с ближними. Оно и само влияет на человека, и испытывает влияние с его стороны. Делать акцент на мелочах игрового быта здесь не следует.

Один мой знакомый утверждает, что игра в «Мафию» учит человека лгать…

– Это не ложь. На уроках ораторского мастерства ученики проводят учебные диспуты, принимая на себя роль защитника или обличителя самых разных взглядов. На уроках миссиологии, апологетики или сектоведения необходимо иногда уметь защищать точку зрения оппонентов Православия – для того, чтобы знать, как им ответить в жизни. А литература? А театр? В них ведь фантазия и актерская игра – это просто вид языка, на котором доносятся важные идеи.

Во время игры в «Мафию» также все условно. Это лишь моделируемая ситуация, пространство игры, и у игрока в ней – не более чем роль. Все игроки это знают. И в шашках, и в шахматах используется хитрость, при совершении которой ты стараешься, чтобы ни один мускул не выдал твое намерение, когда для выигрыша ты жертвуешь специально какой-то фигурой.

Играя в «Мафию» и убеждая кого-то, что именно ты «добропорядочный гражданин», каждый игрок знает, что ничто из сказанного не серьезно, что все условно. В конце концов, тогда нужно и детей, играющих в водителя или доктора, обвинить во лжи. А также не забыть назвать обманом то, что малыши верят в живость их игрушек!

К сожалению, сегодня не все умеют играть в «Мафию». Ведь в ней нужно уметь друг друга слушать и убеждать на основании аргументов, у нас же эта игра превращается в «кто кого перекричит». Но «Мафия» – это культура убеждения, где можно оттачивать и актерское мастерство, и умение быть в центре внимания, умение аргументировать.

Искусство проигрывать

Может ли игра научить проигрывать?

– Да. В некоторых играх я, например, проигрываю, но это не мешает мне жить и по-прежнему оставаться «сэнсэем» для своих учеников, старшим советчиком и другом. Иногда какие-то жизненные ситуации для уменьшения болевого эффекта лучше представлять себе как просто проигрыш в какой-то игре.

Внеконфессиональные игры

В последнее время стали выпускаться православные настольные игры – Вы с ними сталкивались?

– Сталкивался, но ни одна из них мне не нравилась, наверное, потому что все они на уровне викторин или элементарных бродилок-ходилок. Я вообще против разделения игр на православные и неправославные. Игра внеконфессиональна, это просто времяпрепровождение. Не может быть православного кофе или музыки. Но, конечно, может быть игра или музыка, наполненная безнравственностью или злом. Однако это как яблоко с гнилью – без нее оно уже хорошо. Так и игра: достаточно того, чтобы в ней не было неприличностей и богохульства.

Помню, в воскресных школах был бум, когда обычные игры наполняли каким-то христианским смыслом – мне это совсем не нравилось. Хочешь придумать игру – придумывай. Как будто мы совершенно бесплодны в плане творчества. Мне за такие попытки стыдно. Или, помню, у протестантов я видел игру типа наших жмурок, с завязанными глазами, где был комментарий «в конце игры обязательно расскажите детям притчу о слепых и поговорите с ними, каково это быть слепым»…

Какую игру Вы назвали бы национальной игрой белорусов?

– Это, конечно, не настолка. Я любил народные игры типа «Яков, Яков, где ты?», когда все берутся за руки, а «барину» в центре, от которого сбежал «работник Яков», завязываются глаза, и «барин» его ищет. И на каждый вопрос хозяина Яков отвечает «Я тут», причем можно отвечать разными голосами. Особенно весело играть в нее с детьми, можно и поддаться. Нашел эту игру в сборнике народных белорусских игр. Но в целом, я склонен считать игры интернациональными.

Игра, как и книга, как и фильм, сугубо индивидуальна. У меня есть друзья, которые любят по кубикам рассказывать истории, но для меня это невыносимо скучно. Вообще, чтобы подобрать настольную игру человеку, нужно знать его характер и увлечения, его компанию.

Карточки и карты

Есть «настолки», которые Вы бы хотели приобрести?

– Есть детский вариант «Коридора» со смешными мышками, которые идут за кусочком сыра. Очень хочу приобрести «Калах» – вариант игры в зерна. Хотел бы приобрести «Русское лото» для игры в кругу семьи, но настоящее, деревянное, желательно советское. Еще бы приобрел десяток колод «7 на 9», чтобы карточки всегда были новенькие и хрустящие.

Но на самом деле не следует чрезмерно усердствовать в приобретении новых игр – многие можно сделать самому. Например, «Манчкин», в который играем мы, напечатан на принтере и обклеен скотчем.

Отец Сергий, а как Вы относитесь к картам? У Вас они есть?

– Нет. Но в детстве я очень много играл в карты. В классе пятом я приобрел книжку с правилами всех возможных карточных игр – там было одних «Дураков» четырнадцать видов. Во все эти игры я переиграл. Но когда крестился и пришел в храм, карты я бросил. Сначала я верил в то, что карты содержат в себе антихристианскую символику – прочитал где-то, что масти являются символами орудий, которыми мучили Христа. Сейчас я знаю точно, что карты не создавались как попытка оскорбить христианство и Христа, потому что корни карт уходят в Древнюю Индию и Китай, это смесь индийской и китайской игры.

Но, четко понимая разумом, что сами по себе карты не являются злом, я их, тем не менее, очень не люблю, потому что в моем сознании с картами связано слишком много горя и страданий – столько случаев, когда в карты проигрывались деньги и ломались чьи-то жизни, случались трагедии. Поэтому я их не принимаю никак. Но демонизировать их не надо. Так и свастика – это древний знак, но после фашизма он недопустим.

Если картами заинтересуются Ваши дети, что Вы будете делать?

– Они интересовались. Я им объяснил, что сами по себе карты вещь неплохая, но и рассказал им истории о картах, которые знал сам. Теперь они интерес к ним не проявляют. Кроме того, я даю им альтернативу – они умеют играть в «Uno», в «Башню», в «Каркассон». Подрастут – научу всему остальному, чтобы выбор карт не был выбором от безысходности. Но в любом случае буду следить за тем, чтобы в играх у них не было денег и обид.

Зависимость замкнутого человека

Что Вы думаете о компьютерных играх?

– В компьютерные игры я играл. Любимые – это «GTA Vice City», «Morowind». Но я никогда не испытывал зависимости от них. Возможно, потому что я познакомился с ними в уже более-менее взрослом возрасте и сумел увидеть, что они могут забрать все свободное время. Мне же всегда не хватало времени на что-то. Если бы у меня не было других увлечений, то я, наверное, тоже бы на них подсел. Но для меня в этих играх интерес был в основном эстетический – в том же «GTA» меня просто привлекала реалистичность мира американских городов середины XX века.

В компьютерной игре тяжелее всего соблюсти норму времени. А еще следует помнить о том, что за игрой в данном случае не стоит ничего – ни развития, ни общения. Даже если играешь с кем-то, человек проецируется в компьютерный мир, и ты его самого не видишь, а играешь с его героем.

В компьютерной игре нет стопора, кроме внутреннего. А внутренний стопор сам не появится. Он может сформироваться только тогда, когда человек знает вкус другого времяпрепровождения, знает вкус общения. Вот почему в зависимость от компьютерных игр попадают замкнутые дети.

Мне кажется, что альтернатива играм компьютерным – игры живые и настольные, которые помогают человеку раскрыться и выйти из себя, перестать быть закомплексованным. Не знаю человека, который бы знал бы вкус «настолок» и впадал в зависимость от компьютерных игр.

Не считаю, что играть в компьютерные игры недопустимо. Но умение играть нужно воспитывать. Думаю, что одними запретами этого не достичь. Вот бы в тех же школах были люди, хорошо знакомые с миром компьютерных игр и знающие человеческую природу! Такие специалисты могли бы научить детей и подростков культуре игры, в том числе и компьютерной.

Но в любом случае я уверен, что бесконечно лучше потратить время на настольную игру, в которой есть полноценное общение с другим человеком, которое само по себе, хоть и не оставляет никаких материальных следов, является настоящим сокровищем.

В основе материала –
публикация белорусского портала Собор.by

Метки:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *