Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - Православие повсюду - Жертва: дискредитированное слово

Жертва: дискредитированное слово

03:00, 07 июля 2021
Православие повсюду

«Если кто-нибудь говорит, что он всем ради вас пожертвовал, – бегите». Примерно такой лозунг популярной психологии сегодня очень на слуху, и он косвенно дискредитирует христианскую идею жертвенности. Психологи ошибаются? Или просто говорят о чем-то другом? Давайте разберемся.

Прежде всего хочется сказать, что психология сама по себе – наука, которая стала возможна именно в христианском мире, и у ее истоков стоял Блаженный Августин; о создании системы христианской психологии думал и писал святитель Феофан Затворник. Святитель не успел, зато продолжил создание системы такой известный священнослужитель, как протоиерей Василий Зеньковский.

Психология не могла бы зародиться в древней восточной деспотии или в языческой Спарте, ведь она основана на том, что человек и его душа («психе») – это ценность. Человек – ценность, так как он образ Божий, именно это христианское убеждение перевернуло языческий мир, «заквасило» науку и привело через века к рождению психологии, пусть даже это рождение пришло с опозданием, в мир уже отчасти постхристианский. С тех пор в психологии многое – из христианства, и многое с опозданием.

Так произошло и с понятием «жертва». Почему современные психологи ополчились на жертвенное поведение? Потому что они связывают его – и часто справедливо! – с манипуляцией. Например, если жена в пылу ссоры кричит мужу, что она стольким для него пожертвовала, это часто переводится как «ты мне изрядно должен, поэтому делай по-моему!». Но идет здесь речь о жертвенной натуре, об истинной жертве? Нет. Речь идет именно о декларации некой воображаемой «жертвы». И конечно, в таких декларациях нет ничего хорошего, это действительно лишь дешевые манипуляции.

Но кто говорил об этом первым? Спаситель. «Смотрите, милостыни вашей не творите пред людьми с тем, чтоб они видели вас» (Мф. 6:1). Это слова Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди, они не только о том, что нельзя тщеславиться своими благими поступками. В первую очередь речь о том, что нельзя пытаться кого-либо порабощать через показные благодеяния.

Сам Господь дал совсем иной пример Жертвы. Даже в момент, когда Он жертвенно распростерся на Кресте, Спаситель молился Богу Отцу о мучителях: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34). Он не выставлял мучителей виноватыми в Жертве, не говорил: «Всё из-за вас». Да, христианская мораль помнит о том, что Господь умер для человека и из-за человека, что человек «куплен дорогою ценой» крови Спасителя. Но Господь не манипулирует Жертвой. Он принес Себя в дар, а далее говорит о Себе: «Вот, стою у двери и стучу» (Откр. 3:2), и лишь желающий добровольно откроет Ему дверь в своем сердце.

Лишь тот, кто сохранил способность благодарить за дары, не боится истинной Жертвы.

Часто именно от недостатка внутренней щедрости мы сегодня вместе с психологами боимся и чьего-то жертвенного поведения. Боязнь быть обязанным и неумение благодарить – вот глубинная причина нашей паники перед чужими жертвами.

Елена ФЕТИСОВА

Публикация газеты «Логос»
(Рязанская епархия)

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх