Home / Православие повсюду / «Зажечь другого может только тот, кто горит сам»

«Зажечь другого может только тот, кто горит сам»

Чем отличается жизнь православной молодежи в России и США, какой отпечаток это накладывает на церковную работу с молодыми людьми? Какие совместные делания способны собрать вместе ребят из разных приходов и даже разных стран? Что нужно для священника, который занимается молодежной работой на приходе? Об этом зашла речь в состоявшейся осенью прошлого года беседе с протоиереем Андреем Соммером, ключарем Знаменского собора в Нью-Йорке и заместителем председателя Отдела по работе с молодежью при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви.

Отец Андрей, вы живете и служите в Америке, но замечательно говорите по-русски. Принадлежите к Русской Зарубежной Церкви. А вы себя больше чувствуете русским или американцем?

– Я родился в Америке. Мои родители родились в Китае, а бабушка и дедушка родились в России. А я родился в Калифорнии в 1966 году и вырос при приходе. В наших приходах за рубежом всегда было такое особое место, где воспитывали «русскость» и православную веру в эмигрантах.

Приходы были магнитом, который притягивал эмигрантов, чтобы объединиться и поддерживать друг друга. Один из этих приходов – приход Всех святых земли Русской в городе Бурлингеме (это пригород Сан-Франциско в Калифорнии), настоятелем которого является протоиерей Стефан Павленко, стал для меня родным. Я там вырос. С семи лет прислуживал в алтаре, потом был пострижен в чтеца и ходил в приходскую школу.

Приходская школа за рубежом заметно отличается от воскресной школы в России. Там преподавали не только Закон Божий, но и русский язык, русскую культуру, русскую историю, русскую географию. И все это на протяжении десяти лет. Это больше похоже на гимназию.

По утрам я ходил в свою американскую школу, изучал все, что нужно; а по вечерам – в эту приходскую русскую школу. И не только я – целое поколение людей, и не только в нашем городе. Эмиграция таким образом старалась сохранить свою веру в обществе – не православной, не славянской среде – и сохранить свою культуру и «русскость».

Целое поколение так выросло, и я потом уже в 80-х годах поступил в семинарию. У нас в Америке есть Свято-Троицкая духовная семинария. Там я отучился пять лет, получил специальность «бакалавр богословия. Теология». Семинария была связана с монастырем, где жил владыка Лавр. Семинаристы так же просыпались в 5:30 утра, шли на литургию каждый день, потом – учеба и послушание в монастыре. Все это было связано.

На 4-м курсе я обвенчался с женой. Моя будущая матушка была тоже из среды эмигрантов, получила такое же воспитание. На 5-м курсе я был рукоположен во диакона, одновременно служил и учился. А потом уже меня рукоположили во священника, и я служил пять лет в Чикаго в соборе и после уже 21 год в Нью-Йорке – в нашем главном соборе в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Это наш Архиерейский Синод, это наш главный собор, а я – ключарь этого собора.

Также я веду наш Синодальный молодежный отдел, и с тех пор, как случилось примирение наших Церквей (имеется в виду воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, ознаменованное подписанием в 2007 году Акта о каноническом общении – прим.), мы ведем совместные программы с молодежью России и с Синодальным молодежным отделом Московского Патриархата. Мы организовываем молодежные паломнические поездки, сотрудничаем в социальном служении, устраиваем конференции.

Какие главные идеи и принципы лежат в основании вашей работы с молодежью?

– Конечно, служение это непростое, и разные поколения отличаются друг от друга.

Сегодня мы ведем работу уже со вторым выросшим за это время поколением эмигрантской молодежи. Так называемые миллениалы и «поколение Z» – они немножко разные. Но основной нашей задачей было раскрыть перед молодыми людьми важность сохранения нашей православной веры и делать это через какое-то особое дело. Именно поэтому у нас создается немало соответствующих программ.

Подобная работа охватывала не только Нью-Йорк, но все наши епархии: и в Австралии, и в Канаде, и в Европе. Я проводил, в основном, миссионерские программы, когда мы выезжали в какую-то местность для работы. Или мы собирали международные молодежные съезды и конференции, в которых участвовали по двести человек из разных стран, включая Россию. Для них проводятся программы, службы, экскурсии. Таким образом, во взаимодействии молодежь объединяется; она поддерживает связи и после окончания съезда, помогает друг другу.

Последние полтора года из-за пандемии мы, конечно, смогли сделать очень мало, к сожалению.

Как прошло время пандемии на приходе?

– Многие заболели, конечно. Я в это время все время читал сводки по количеству заболевших в России. Когда у вас здесь был пик, почти каждую неделю умирал кто-то из священников, которых я хорошо знал.

К сожалению, когда большой перерыв в деятельности происходит, в том числе и из-за пандемии, труднее становится собирать молодежь, которая и сама меняется тоже. Поэтому время для работы с молодежью сейчас очень сложное.

Вы рассказывали о том, что работа с молодежью у вас носит массовый характер: вы со всех точек собираете молодых для участия в мероприятиях. Но чтобы появилась такая массовость, прежде на приходах работа должна быть организована соответствующим образом. Как это делается?

– На приходах батюшки организуют все по-разному: кому что ближе, кто что больше умеет. Один может устроить Библейские чтения, другой собирает молодежь для общения за чашкой чая после службы. Кто-то работает со «следопытами» (имеется в виду Братство православных следопытов, аналог скаутского движения – прим.), скаутами. В приходской уровень организации этой работы я не вмешиваюсь. А вот епархиальный уровень – уже более масштабный.

Например, каждый год у нас бывают молодежные съезды. Обычно это происходит в декабре, когда у студентов есть свободное время. В Америке гражданский праздник – это Рождество, которое празднуется в стране 25 декабря. В этот период у молодежи появляется свободное время. Конечно, хочется, чтобы это время было наполнено чем-то более духовным. Обычно именно 25 декабря мы устраиваем молодежный съезд в память святого Германа Аляскинского. Собираясь, раскрываем смысл миссии преподобного Германа. Мероприятие это тоже довольно масштабное: обычно в нем участвует около 150 человек. Проходит оно сразу в разных епархиях: Среднеамериканской, Западноамериканской.

А я провожу мероприятия уже на более широком уровне – между епархиями и даже между странами.

А как проходит такой съезд? Какие формы работы предлагаются молодежи?

– Разные съезды проходят по-разному, по своей программе, особенно зарубежные. Например, последний такой съезд у нас был (к сожалению, пять лет назад) в Сан-Франциско. Его темой стала проблематика социального служения. Двести молодых человек приехали в Сан-Франциско как раз на праздник святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

Мы пригласили выступить с докладом епископа Верейского Пантелеимона, викария Патриарха Московского и всея Руси. Пригласили из Киева архиепископа Обуховского Иону, викария Киевской епархии, который вел работу с молодежью.

На съезде была особая программа работы: мы разбили 200 человек на двадцать групп, каждая из которых в конце съезда должна была представить план-проект социального служения. Все эти проекты потом рассматривались и обсуждались в общем пространстве.

Помимо докладов, у нас были поездки-посещения в Центры для бездомных, на социальные кухни, чтобы ребята своими глазами видели социальную работу в действии, в жизни, и одновременно с этим слушали доклады. Конечно, была и культурная программа: мы всех участников повезли в Форт-Росс, который находится в двух с половиной часах езды от Сан-Франциско.

Таков съезд большого масштаба. А малые съезды – это, как правило, беседы. У нас часто бывает, что молодежь собирается, чтобы задать священнику свои вопросы и получить на них ответы. Вопросы могут быть любыми. Если кто-то смущается, может написать свой вопрос на бумаге и передать батюшке.

И очень важным делом для нас является привлечение молодежи в храм, на службу: чтобы молодые люди участвовали в богослужениях, пели. Молодежный хор создается даже на съездах, в анкетах-заявках на съезд есть вопрос: «Каким голосом вы поете?» Анкеты высылаются заранее, чтобы мы имели представление о том, кто к нам едет. После я передаю анкеты регенту хора, чтобы он с ними ознакомился и подобрал репертуар согласно способностям и возможностям приезжающих.

На последнем съезде такой молодежный хор пел за Божественной литургией, на которой совершалась архиерейская хиротония. Мало кто из молодых мог до этого видеть, как происходит хиротония во епископа. Конечно, все это их очень впечатляет.

Посещая в России Иркутскую область, вы побывали в Усольском приюте для детей-сирот, куда отдали средства, собранные в ходе проекта «Школьная копилка». Не могли бы рассказать подробнее об этом проекте?

– Этот проект я придумал сам, он из серии «дети помогают детям». Великим постом дети эмигрантов в приходских школах Америки собирают средства для нуждающихся в помощи ребят, живущих на территории их исторической Родины – России. Весь Великий пост они приносят свои карманные копеечки, собирают и собирают. Они могут придумать и провести какой-то благотворительный акт, чтобы собрать побольше. Так мы их учим важности идеи христианской любви и жертвы.

Этот проект проходит в разных приходах Америки, а потом они присылают собранные средства мне, я же организовываю передачу этих средств по назначению. Мы выбираем приют, куда хотим направить нашу материальную помощь, я беру с собой старшую молодежь, чтобы они могли вместе со мной посетить этот приют и все увидеть собственными глазами. Кроме того, в этом социальном учреждении молодые люди имеют возможность поработать как волонтеры.

А какие еще интересные проекты и формы работы с молодежью вы используете в своей миссионерской практике?

– У нас есть совместный проект с российской молодежью. Это Всезарубежное паломничество «По стопам Моисея» – из Египта на Святую Землю. Первый раз в такое паломничество отправились 120 молодых людей из разных стран. А дальше началось наше сотрудничество с российской, украинской, белорусской молодежью: конференции, симпозиумы, форумы и встречи, кульминацией которых стал XII Всезарубежный съезд в 2011 году в Париже.

За это время в миссионерских проектах и поездках в Россию приняли участие много молодых людей, являющихся прихожанами храмов русского зарубежья. Миссионерские поездки на историческую родину молодежи из разных стран русского зарубежья – важная часть нашей работы, ведь, в первую очередь, они укрепляют веру. В Америке православных – около одного процента от всего населения, а в России, как нигде в мире, наша молодежь ощущает общность со своими единоверцами. Молодые люди понимают, что они не «странные», как это может ощущаться, например, в США. И это очень важно.

Еще у нас в Нью-Йорке есть приходской «пищевой банк»: ставится большая коробка, и молодежь просит прихожан жертвовать консервы. Каждый по баночке положил – набралась целая коробка. Потом это сдается в городской «пищевой банк», который кормит бедных. То есть в «пищевом банке» раздают не деньги, а разные консервы с едой. Это тоже одна из форм социального служения.

Также до пандемии действовали различные кружки, мы проводили молодежные беседы, особенно во время Великого поста. Организовывали молодежные скаутские лагеря, епархиальные лагеря: и русские, и англоязычные. В таких лагерях могут жить как дети, так и их родители. Для беседы с детьми в лагерь приезжают священники и правящие архиереи.

Мы издали книгу «От Запада до Востока», в которой я подробно рассказываю об опыте работы с молодежью, об истории, формах и методах миссионерского молодежного служения в Русской Зарубежной Церкви. Восемь тысяч бесплатных экземпляров этой книги я отправил в епархии России.

Отец Андрей, мне кажется, что сегодня в России при работе с детьми и молодежью самая серьезная проблема – в том, что мы можем организовать молодых на социальную работу, на трудовое мероприятие, но личная встреча с Богом для юной души может не состояться. И вот он участвует во всем, знает много чего о Православии, но живой веры часто не обретает, не находит Бога в своем сердце. Может быть, мы «ранены» этой проблемой в результате наследия революционных катаклизмов. А вы, сохранившие веру от ее носителей и не прерывавшие это преемство, с ней не знакомы? Есть ли у вас в Америке такая проблема и, если есть, как удается ее решать?

– В России молодые люди делают много работы миссионерского характера: распространяют слово Божие, проводят различные общественные акции. В Америке Русская Зарубежная Церковь в основном вела миссионерскую работу внутреннюю: главной задачей для русских эмигрантов было сохранить Православную веру, которую они привезли с собой из России и хранили как главное сокровище.

До сих пор задачей миссионерской работы РПЦЗ является именно сохранение это наследия. Но внутренняя работа, конечно, направлена и на внешнее. В Америке купол православного храма – большая редкость. Когда американец, не православный, а порой и не христианин, видит купол, он сразу задается вопросом: что это такое? Так из этой внутренней миссионерской работы проистекает и внешняя миссия по распространению и укреплению Православия в Америке.

Молодому православному человеку за рубежом приходится вести как бы двойную жизнь: он был воспитан дома и в церкви, но должен общаться не только с православными, а и с людьми, далекими от веры, которые придерживаются других принципов. Ему очень важно следить за тем, чтобы не пойти на компромисс и не предать Христа в своей жизни, особенно в наше время «толерантного отношения» ко всевозможным «свободам».

Нынешнее поколение, «поколение Z», таково, что они хотят помочь, они умеют сочувствовать. Несмотря на то, что буквально «живут» в своих телефонах, они очень хотят помогать, хотят участвовать в социальном служении, хотят что-то делать для ближних. На этом этапе огромная роль отводится духовенству, священникам: нужно суметь открыть духовным очам сердца наших молодых Первопричину этого желания и этих дел. Они должны почувствовать и понять, что все это делается ради Христа, потому что Бог показал нам пример. Так мы выражаем любовь к людям и одновременно учимся любить Бога.

Очень важно, чтобы батюшки спокойно, с любовью могли открыть это молодым людям, вдохновить их. Нужно, чтобы в священнике было личное внутреннее горение, потому что зажечь другого может только тот, кто горит сам.

Необходимо иметь общительный характер, чтобы молодежь не боялась подходить и задавать вопросы. Важно не столько иметь особую харизму, сколько быть открытым к общению и вникать в молодежные проблемы. Нужно веру и любовь Христа показывать своей жизнью и своими делами.

Беседовала Инна МАКОВСКАЯ

Фото Вадима Тарасова,
а также иллюстрации из открытых источников

Публикация сайта Иркутской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *